Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

оруэлловское

Прочитав замечание trurle по поводу "рекордного флейма" в журнале mozgovaya, я, наконец, понял, в чём, собственно, фишка.

Напомню сюжет. mozgovaya опубликовала интервью с русскими жёнами палестинцев, понятно какого содержания. "Дальше понеслось": одни (израильтяне) назвали текст "палестинской пропагандой", другие (тоже израильтяне) начали ругаться на первых, типа "за швободу шлова". Мне-то было понятно, что правы первые, несмотря на то, что mozgovaya, разумеется, никакой специальной пропалестинской пропагандой не занималась, а просто хотела "сделать репортаж". Вопрос был в формулировке.

И вот Трурль пишет:

Стандартная аргументация осуждения статьи выглядит следующим образом: я-то все понимаю, но вот другие! О, эти другие - они могут не понять, запутаться и сделать не те выводы. Чистый Оруэлл:
Как всегда, Голдстейн злобно обрушился на партийные доктрины; нападки были настолько вздорными и несуразными, что не обманули бы и ребенка, но при этом не лишенными убедительности, и слушатель невольно опасался, что другие люди, менее трезвые, чем он, могут Голдстейну поверить.


А меж тем, предлагаемый тезис неверен не во второй части, а в первой.

Всякому человеку, особенно "умственного труда", свойственно полагать, что уж он-то, такой умный и проницательный, никогда не поддастся на пропаганду, а сохранит "способность суждения" во всей её неприкосновенности, как ему не промывай мозги. Это свидетельствует только об одном: люди не понимают, насколько легко и просто промываются мозги при сколько-нибудь тщательной (а не формальной, как в "совке") работе. При этом особенно опасаться оного промывания должны не только тупари, которым промывать нечего, а "люди с соображениям", ибо любой сколько-нибудь гибкий ум вполне способен накидать аргументов "за" и "против" любой точки зрения. Всегда есть средства (и не такие уж сложные), чтобы при последовательном их применении заставить человека... ну если не переменить убеждения, то, во всяком случае, сильно в них засомневаться.

Особенно это касается некоторых эмоциональных ловушек, не попасть в которые очень сложно. Так, классическая дихотомия "это наши враги, их надо убивать, а не разговоры с ним разговаривать" / "они такие же, как мы, и у них своя правда" - так устроена, что логического решения не имеет. Соответственно, тут можно манипулировать сознанием как угодно - подкидывая "аргументов и фактов" то на одну, то на другую чашу весов.

Что надо бы спокойно признать, и просто не допускать, чтобы на одну из чаш хоть что-то клалось.

Однако, гордыня мешает. "Нет-нет, я умный, я сам во всём разберусь".

Умный-то ты умный, кто ж спорит. На тупых и не рассчитывают.

)(
Абсолютно верно! Почти то же самое пишет С.Г.Кара-Мурза в "Манипуляции сознанием". Он приводит убедительные примеры того, что именнно высокообразованные люди легче ловятся на манипулятивные приемы, чем малообразованные. Потом это становится так называемымим "убеждениями".
Так, классическая дихотомия "это наши враги, их надо убивать, а не разговоры с ним разговаривать" / "они такие же, как мы, и у них своя правда" - так устроена, что логического решения не имеет.
Имеет, разумеется. Правильный подход к этому таков: они такие же люди как мы, но враги. Следовательно, с ними нужно бороться и в некоторых случаях даже воевать. "Их правда" - то есть рефлексия их интересов - должна нас интересовать ровно в той степени в которой желательно понимать мотивацию врага.
Опять же, вечных врагов не бывает.
Соответственно, публикация Мозговой крайне интересна.
Что надо бы спокойно признать, и просто не допускать, чтобы на одну из чаш хоть что-то клалось.

Осталось только применить этот принцип к нашим собственным баранам...
(прим. авт.: "бараны" - из "вернуться к нашим баранам", а не то что вы подумали)
на самом деле, если вести разговор без доказательств, то работает ваша (то есть твоя:)) схема. Если же спорить "научно", с доказательствами - то нет. Иначе бы всех давно бы убедили, что солнце зеленое и квадратное.
Не израильтяне, а русско-итальянские американцы.
по обе стороны?
Классическая дихотомия "это наши враги, их надо убивать, а не разговоры с ним разговаривать" / "они такие же, как мы, и у них своя правда" решается очень просто. Хорошая собачка, хорошая, она такие же, как мы, и у неё своя правда, повторяем, пока рука к палке тянется.
После этого бьём, пока собачка урок не усвоит.
XXL