Вчера смонтировали и выпустили в свет очередной выпуск «Нового Дня».
На этот раз моим собеседником стал Константин Крылов (krylov), недавно написавший достаточно объёмный роман-фанфик «Факап» по мотивам произведений «мира АиБ Стругацких» под псевдонимом Михаил Харитонов.
К сожалению для нас обоих, именно в этот день у Константина заболела гриппом дочь, в силу чего он опоздал к началу нашего студийного времени, а конец передачи был «зажат» последующим прямым эфиром. Поэтому наше общение получилось достаточно скомканным и рваным, но этот недостаток я обещаю исправить в самом ближайшем будущем, ещё раз поговорив с Константином и о литературе, и о её влиянии на сознание людей и на возможное будущее.
Возвращаясь же к теме передачи и вообще к специфике «выдуманных миров» я хотел бы подчеркнуть одну интересную мысль, прозвучавшую в эфире нашей беседы с Константином Крыловым: очень часто фантастический мир показывает беды и горести мира существующего и реального, которые едят нашу «мировую печень» своим ядом, но находят своё фантастическое или магическое разрешение в выдуманном мире автора-фантаста.
То бишь, часто автор (или авторы) выписывают со всеми рюшечками и виньетками какой-то выдуманный мир, он увлекает своим очарованием массы фанатов, последователей и почитателей, да вот только реальный мир как раз и не идёт по такого рода руслу, создавая фактическую реальность, абсолютно непохожую на выдуманный мир будущего.
«Телефон будущего» в фильме Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года» (1968 год)
Часто это связано именно с тем, что наше сознание «заточено» на некую линейную экстраполяцию существующей тенденции, в то время, как реальный мир обычно нелинеен и в нём обычно «где тонко, там и рвётся», а уже в этот разрыв и можно ввести что 2-ю танковую армию Гудериана, что новый дивный мир, а можно — и просто тот самый смартфон, который оказался в нужное время и в нужном месте исторического процесса и технологического прогресса.
При этом, как сказал в ответ я, часто люди, как умные создания, позволяют «умирать своим моделям будущего вместо себя», по факту погружаясь в выдуманный мир, но при этом сохраняя должный уровень критического восприятия, которое и отыскивает в построениях автора прорехи и бреши — после чего и может уже вернуться в свой реальный мир из мира фантастики и сказать: «не, ну эльфы и поняши — это, конечно, круто, но нет — небывальщина»
«Компьютер будущего» в представлении журнала «BYTE» (1981 год). Нет BYTE, спасибо.
С другой стороны, любой прописанный и цельный мир — будь-то мир Толкиена и Лавкрафта, мир Ефремова и Стругацких, ценен именно тем, что в нём мы как раз и можем (конечно же, спустя время), увидеть все ошибки будущего
Такую же, в общем-то, фантастическую и несбыточную, но от этого — не менее, а даже более ценную.
Потому что, и в самом деле, пусть лучше в нашем воображении умирают наши модели, нежили наш мир таки навернётся медным тазом.
Что, в общем-то, и показывает наш короткий разговор с Константином Крыловым.
Deleted comment
_nekto
April 17 2016, 08:43:36 UTC 3 years ago Edited: April 17 2016, 08:44:01 UTC
fon_rotbar
April 16 2016, 14:41:42 UTC 3 years ago
gilgatech
April 16 2016, 14:42:26 UTC 3 years ago
nirryti
April 16 2016, 14:56:51 UTC 3 years ago
"нежели"!!! негодуэ!!!
noname_rambler
April 18 2016, 03:49:36 UTC 3 years ago
vozan68
April 16 2016, 15:51:58 UTC 3 years ago
Стоит ли?
fon_rotbar
April 16 2016, 16:18:27 UTC 3 years ago
vozan68
April 16 2016, 16:46:04 UTC 3 years ago
Deleted comment
karpion
April 16 2016, 17:49:05 UTC 3 years ago
zepete
April 17 2016, 05:38:53 UTC 3 years ago
Если короткий, то тоже нет, там будет сплошное коммунистическое слюнопускание.
17ur
April 17 2016, 05:48:58 UTC 3 years ago
Нет. Уходящий поезд.
mmnt
April 17 2016, 12:47:58 UTC 3 years ago
noname_rambler
April 18 2016, 03:55:37 UTC 3 years ago
да и "философский подтекст" там ...
вот для понимания – что же творилось в мозгах образованцев (то есть – в наших собственных:) – наверное надо...
тот же Тарковский писал в дневниках что-то вроде "надо снимать кино по недолитературе" – где-то между Солярисом и Сталкером, кажется...
mmnt
April 18 2016, 10:57:10 UTC 3 years ago
И да, для понимания эпохи и культурного контекста иметь знакомство очень полезно. Несколько поколений на этих книгах выросло.
noname_rambler
April 18 2016, 11:25:53 UTC 3 years ago
да, "Улитка" возможно лучшая их книга, "Пикник"... а "Волны гасят ветер" так и не смог прочитать – ну не могу и всё...
я имел в виду язык их творений – не совсем русский язык мнсовских курилок (мне хорошо знакомый), персонажи тоже взяты из этих курилок, картонно прорисованы и вброшены в "светлое будущее", которое они, строители коммунизма "из курилки", "вот такие", с такими мозгами, с такими "потребностями" – явно ведь построить не смогут...
что и подтвердилось:) – на наших глазах (и с нашим участием)
насчёт "поколений" – вспоминаются слова Ленина о "Что делать?":)
где теперь эта книжка? там же и Стругацкие будут
mmnt
April 18 2016, 11:52:32 UTC 3 years ago
Нравится/не нравится - это вкусовая оценка. А на вкус и цвет, как известно, фломастеры все разные, тут не договоришься.
Оценить уровень книги и автора можно, если знаком с технологией - как пишутся книги. Ну и есть определенный опыт и чутье.
Книга может не нравиться, но уровень ее может быть серьезный, хороший. С поправкой на жанр.
Насчет персонажей из курилок НИИ - сущая правда. Все узнаваемо. "Картонность" в данном случае - стилистический прием, это не от слабости авторов. Жанр этот близок детективу, там все висит на динамике сюжета.
noname_rambler
April 18 2016, 12:10:16 UTC 3 years ago
хотя у меня хороший вкус:) откровенная псятина – как раз по критерию "от тех, кто умеет писать" (сам я разумеется не умею), мне никогда не нравилась,
к Стругацким у меня всегда была идиосинкразия, я всегда недоумевал – ну что тут "такого", от чего все так прутся то? и знаете... здесь наверное ключевое слово – "все"
весь наш дурдом "из курилок НИИ" – в полном составе, примерно как от Чернышевского сто лет до того...
Стругацкие фиксировали процессы, происходящие в "коллективном сознании" нашего дурдома – как могли, но дурдом и не в претензии был – на фоне Анатолия Иванова и Георгия Маркова...
mmnt
April 18 2016, 12:57:33 UTC 3 years ago
ramtamtager
April 17 2016, 18:00:47 UTC 3 years ago
Deleted comment
Deleted comment
Deleted comment
Deleted comment
ispantz42
April 17 2016, 00:23:31 UTC 3 years ago
В интересах Америки, сделать все страны по периметру с Аграрно- сырьевой экономикой.
В интересах всех других стран, это переход Америки к Аграрно - сырьевой модели экономики.
Именно Аграрно - сырьевая модель экономики, без всякого развития и при полном коленовставании - Очень удобна для управления извне.
17ur
April 17 2016, 05:37:46 UTC 3 years ago
На кой ляд запускать ядерный реактор вместо того, чтобы взорвать ядерную бомбу? Что за советско-ленинский взгляд на мир.
anonim_legion
April 16 2016, 23:35:49 UTC 3 years ago
Deleted comment
anonim_legion
April 17 2016, 14:58:13 UTC 3 years ago
Deleted comment
anonim_legion
April 17 2016, 15:09:12 UTC 3 years ago
xaliavschik
April 20 2016, 15:58:17 UTC 3 years ago Edited: April 20 2016, 16:02:27 UTC
Хороший текст, только "вязкий", недостаточно динамичный.
ispantz42
April 17 2016, 00:06:29 UTC 3 years ago
За ним, охраняемое Антилибиральное общество.
В центре, - Гармоничное сообщество идиотов политбюро.
На что это похоже ???
В вашем примере , это Национальное государство. В моем примере - Многонациональное.
belousovblog
April 18 2016, 08:50:27 UTC 3 years ago
Вадим Кноль
April 16 2016, 17:25:03 UTC 3 years ago
loboff
April 16 2016, 17:52:22 UTC 3 years ago
Скажите, а в серии Ваших рассказов по Стругацким - там тоже выдерживается вот этот принцип следования "букве"? И - с "Факапом" эти рассказы совместимы тоже? (В смысле хронологии, сюжета, и т.д.) Как просто читателю это всё же несколько сложно оценить и отследить (к тому же я не настолько знаю АБС, чтобы адекватно сравнивать именно с "первоисточником"), а сама "кухня" всё же очень интересна.
17ur
April 17 2016, 05:40:15 UTC 3 years ago Edited: April 17 2016, 05:49:36 UTC
Ответ со стороны читателя, конечно же.
loboff
April 17 2016, 10:16:45 UTC 3 years ago
yazyazev
April 16 2016, 22:06:28 UTC 3 years ago
В чём-то оффтоп
17ur
April 17 2016, 05:47:03 UTC 3 years ago
Рекомендую Вам, если найдётся время, ознакомиться с "Пограничником" Гордона Р. Диксона. Я знаю, что Вы его не читали, иначе эпизод с вилкой Вы бы хоть как-то перепёрли, это не в силах человеческих не перепереть.
noname_rambler
April 18 2016, 07:50:37 UTC 3 years ago Edited: April 18 2016, 11:51:24 UTC
поэтому модели, что возникают в сознании авторов н/ф романов и "не реализуются"
часть не может отобразить целого, частью которого она является – "онтологически"
можно создать "другую реальность", абсолютно замкнутую на себя (что, кстати, и делает произведение искусства – произведением искусства, "шедевром", такое вот "замыкание"), но невозможно вот эту реальность, "в которой мы адаптируемся" – как её часть – "отобразить", "предсказать" ...
ну и – "исправить"... – в целом (а по частям – нелепо, бессмысленно)
адаптироваться – возможно, с той или иной степенью успешности...
UPD
и чтобы понять это – необязательно "читать Стругацких", достаточно "выглянуть за окно"