Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Ну что за псятина! Ничего святого!

Оригинал взят у alex_anpilogov в Ну что за псятина! Ничего святого!


Вчера смонтировали и выпустили в свет очередной выпуск «Нового Дня».
На этот раз моим собеседником стал Константин Крылов (krylov), недавно написавший достаточно объёмный роман-фанфик «Факап» по мотивам произведений «мира АиБ Стругацких» под псевдонимом Михаил Харитонов.



К сожалению для нас обоих, именно в этот день у Константина заболела гриппом дочь, в силу чего он опоздал к началу нашего студийного времени, а конец передачи был «зажат» последующим прямым эфиром. Поэтому наше общение получилось достаточно скомканным и рваным, но этот недостаток я обещаю исправить в самом ближайшем будущем, ещё раз поговорив с Константином и о литературе, и о её влиянии на сознание людей и на возможное будущее.

Возвращаясь же к теме передачи и вообще к специфике «выдуманных миров» я хотел бы подчеркнуть одну интересную мысль, прозвучавшую в эфире нашей беседы с Константином Крыловым: очень часто фантастический мир показывает беды и горести мира существующего и реального, которые едят нашу «мировую печень» своим ядом, но находят своё фантастическое или магическое разрешение в выдуманном мире автора-фантаста.

То бишь, часто автор (или авторы) выписывают со всеми рюшечками и виньетками какой-то выдуманный мир, он увлекает своим очарованием массы фанатов, последователей и почитателей, да вот только реальный мир как раз и не идёт по такого рода руслу, создавая фактическую реальность, абсолютно непохожую на выдуманный мир будущего.


«Телефон будущего» в фильме Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001 года» (1968 год)

Часто это связано именно с тем, что наше сознание «заточено» на некую линейную экстраполяцию существующей тенденции, в то время, как реальный мир обычно нелинеен и в нём обычно «где тонко, там и рвётся», а уже в этот разрыв и можно ввести что 2-ю танковую армию Гудериана, что новый дивный мир, а можно — и просто тот самый смартфон, который оказался в нужное время и в нужном месте исторического процесса и технологического прогресса.

При этом, как сказал в ответ я, часто люди, как умные создания, позволяют «умирать своим моделям будущего вместо себя», по факту погружаясь в выдуманный мир, но при этом сохраняя должный уровень критического восприятия, которое и отыскивает в построениях автора прорехи и бреши — после чего и может уже вернуться в свой реальный мир из мира фантастики и сказать: «не, ну эльфы и поняши — это, конечно, круто, но нет — небывальщина»


«Компьютер будущего» в представлении журнала «BYTE» (1981 год). Нет BYTE, спасибо.

С другой стороны, любой прописанный и цельный мир — будь-то мир Толкиена и Лавкрафта, мир Ефремова и Стругацких, ценен именно тем, что в нём мы как раз и можем (конечно же, спустя время), увидеть все ошибки будущего и не наделать своих и с удовольствием совершить очередной «подход к снаряду», написав свою версию мира будущего.
Такую же, в общем-то, фантастическую и несбыточную, но от этого — не менее, а даже более ценную.
Потому что, и в самом деле, пусть лучше в нашем воображении умирают наши модели, нежили наш мир таки навернётся медным тазом.

Что, в общем-то, и показывает наш короткий разговор с Константином Крыловым.



Deleted comment

_nekto

April 17 2016, 08:43:36 UTC 3 years ago Edited:  April 17 2016, 08:44:01 UTC

Рабам не покладено своих зверюшек-компаньонов.
Порезвившись в комментах по ссылке, единственное что хочу отметить в очередной раз: Серебрякову роль Сикорски не осилить в принципе, как по причине глубокого несоответствия внешности, так и непонимания психологии образа.
Спасибо. Пришла в голову формулировка, только не придирайтесь к словам. "Феномен Крылова заключается в умении балансировать на тонком лезвии умного и интересного". Например на грани между определением вектора, от которого трясло академика Понтрягина и хорошим анекдотом. Но так, что определение вектора становится интересным, а анекдот умным.
"нежили наш мир таки навернётся медным тазом"

"нежели"!!! негодуэ!!!
"нежили" лучше – стилистически более подходит
Не читал Стругацких.
Стоит ли?
Если делать нечего- то можно.
Без этого Факап не пойдет, ну или половина смыслов, подтекстов, разного злого и доброго стеба пройдет мимо.

Deleted comment

Надо. Нужно. Необходимо.
Если рассказ длиннее 10 страниц ("обитаемый остров", "улитка на склоне" и т. п.), то нет. Там будет сплошная шизофрения.

Если короткий, то тоже нет, там будет сплошное коммунистическое слюнопускание.

Нет. Уходящий поезд.
Стоит. Хотя бы для общего образования, 1-2 книги. Многое конечно анахронично и даже смешно. Но это не чтиво, как обычная НФ.
с литературной точки зрения, с точки зрения нормального литературного вкуса – дрянь редкостная
да и "философский подтекст" там ...
вот для понимания – что же творилось в мозгах образованцев (то есть – в наших собственных:) – наверное надо...
тот же Тарковский писал в дневниках что-то вроде "надо снимать кино по недолитературе" – где-то между Солярисом и Сталкером, кажется...
Вы не путайте вкус и значение. Как НФ это написано очень неплохо. Не все конечно, есть книги послабее (особенно ранние), но есть и отличные тексты - та же Улитка. Для НФ там все на 5 баллов, это изначально не нетленка, фактически попса, такой жанр. Но лучшие их книги за рамки жанра сильно перерастают.

И да, для понимания эпохи и культурного контекста иметь знакомство очень полезно. Несколько поколений на этих книгах выросло.
я как-то привык к литературе, как литературе, с точки зрения "вкуса", а не "значения", хотя это различие довольно условное, там, где нет вкуса, там и значение то довольно сомнительно и наоборот, в понятие "вкуса" входит "значение"
да, "Улитка" возможно лучшая их книга, "Пикник"... а "Волны гасят ветер" так и не смог прочитать – ну не могу и всё...

я имел в виду язык их творений – не совсем русский язык мнсовских курилок (мне хорошо знакомый), персонажи тоже взяты из этих курилок, картонно прорисованы и вброшены в "светлое будущее", которое они, строители коммунизма "из курилки", "вот такие", с такими мозгами, с такими "потребностями" – явно ведь построить не смогут...
что и подтвердилось:) – на наших глазах (и с нашим участием)

насчёт "поколений" – вспоминаются слова Ленина о "Что делать?":)
где теперь эта книжка? там же и Стругацкие будут
"Что делать" - книга конечно слабая. Но как документ эпохи очень важна. На современный ей контекст она серьезно повлияла.

Нравится/не нравится - это вкусовая оценка. А на вкус и цвет, как известно, фломастеры все разные, тут не договоришься.
Оценить уровень книги и автора можно, если знаком с технологией - как пишутся книги. Ну и есть определенный опыт и чутье.
Книга может не нравиться, но уровень ее может быть серьезный, хороший. С поправкой на жанр.

Насчет персонажей из курилок НИИ - сущая правда. Все узнаваемо. "Картонность" в данном случае - стилистический прием, это не от слабости авторов. Жанр этот близок детективу, там все висит на динамике сюжета.
а я и не отрицаю "вкусовщины"
хотя у меня хороший вкус:) откровенная псятина – как раз по критерию "от тех, кто умеет писать" (сам я разумеется не умею), мне никогда не нравилась,
к Стругацким у меня всегда была идиосинкразия, я всегда недоумевал – ну что тут "такого", от чего все так прутся то? и знаете... здесь наверное ключевое слово – "все"
весь наш дурдом "из курилок НИИ" – в полном составе, примерно как от Чернышевского сто лет до того...
Стругацкие фиксировали процессы, происходящие в "коллективном сознании" нашего дурдома – как могли, но дурдом и не в претензии был – на фоне Анатолия Иванова и Георгия Маркова...
Стругацкие просто писали правдиво, без соцреализму. Для подцензурной литературы это максимум, что можно было написать и залитовать. Издавали их плохо, но как-то пропихивали. Многие их книги ходили в самиздате, я советских изданий почти не помню. Я их как самиздат и воспринимал в то время. В условиях советского информационного вакуума это было интересно читать. В Хищных вещах они вообще подняли тему, для советских экзотическую - здесь вещи были ценностью и их было мало, дефицит.

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

Deleted comment

На кой ляд, кого то выводить на устойчивый путь развития ??? Что за советско - ленинский взгляд на мир.

В интересах Америки, сделать все страны по периметру с Аграрно- сырьевой экономикой.

В интересах всех других стран, это переход Америки к Аграрно - сырьевой модели экономики.

Именно Аграрно - сырьевая модель экономики, без всякого развития и при полном коленовставании - Очень удобна для управления извне.

На кой ляд запускать ядерный реактор вместо того, чтобы взорвать ядерную бомбу? Что за советско-ленинский взгляд на мир.
Поищите роман "Черная пешка", это в принципе оно, хотя написано не Стругацкими.

Deleted comment

Слушайте, это клиника. Чем давать мне преогромные цитаты из жидоедских статей, лучше прочитайте книгу, она качественная.

Deleted comment

А то среди них больных людей нет.

xaliavschik

April 20 2016, 15:58:17 UTC 3 years ago Edited:  April 20 2016, 16:02:27 UTC

В "Чёрной пешке" примерно так и есть - всем рулит университетское сообщество, высшая каста. Войны организуются искусственно, потому что надо же чем-то занять людей с бандитскими наклонностями.

Хороший текст, только "вязкий", недостаточно динамичный.
Внешний слой общества составляют Антифашисты.
За ним, охраняемое Антилибиральное общество.
В центре, - Гармоничное сообщество идиотов политбюро.

На что это похоже ???

В вашем примере , это Национальное государство. В моем примере - Многонациональное.
"Белый ферзь" таки был написан, но уже не Стругацкими а кем-то из продолжателей
Этот снафф на каком языке написан, а, главное, он о чём?
Спасибо, очень интересная беседа!

Скажите, а в серии Ваших рассказов по Стругацким - там тоже выдерживается вот этот принцип следования "букве"? И - с "Факапом" эти рассказы совместимы тоже? (В смысле хронологии, сюжета, и т.д.) Как просто читателю это всё же несколько сложно оценить и отследить (к тому же я не настолько знаю АБС, чтобы адекватно сравнивать именно с "первоисточником"), а сама "кухня" всё же очень интересна.

17ur

April 17 2016, 05:40:15 UTC 3 years ago Edited:  April 17 2016, 05:49:36 UTC

Не все. Или, по крайней мере, стенограмма беседы дона Рэбы с доном Руматой выглядит мощнейшей инъекцией оптимизма в мир "Факапа".

Ответ со стороны читателя, конечно же.
У меня скорей было смутное ощущение, что этот цикл рассказов из мира "Факапа" всё же выпадает. Но - только на уровне ощущения. Про стенограмму Вы удачно напомнили, спасибо!
Смартфон и интернет так-же придумал Сапарин в "Последнем извозчике".
Вы назвали Странников почти правильным именем (за правильное Вас бы посадили); вообще, деромантизация "кто-то мимо пролетал и таки оставил вам загадочные следы" - дело весьма нужное, причём не только в фантастике.

Рекомендую Вам, если найдётся время, ознакомиться с "Пограничником" Гордона Р. Диксона. Я знаю, что Вы его не читали, иначе эпизод с вилкой Вы бы хоть как-то перепёрли, это не в силах человеческих не перепереть.

noname_rambler

April 18 2016, 07:50:37 UTC 3 years ago Edited:  April 18 2016, 11:51:24 UTC

"сознание сложнее реальности, чтобы иметь возможность в реальности адаптироваться" – это верно, но при этом сознание, воображение, вообще, "всё то, что находится в мозгу" – всего лишь часть реальности, как единого целого

поэтому модели, что возникают в сознании авторов н/ф романов и "не реализуются"
часть не может отобразить целого, частью которого она является – "онтологически"
можно создать "другую реальность", абсолютно замкнутую на себя (что, кстати, и делает произведение искусства – произведением искусства, "шедевром", такое вот "замыкание"), но невозможно вот эту реальность, "в которой мы адаптируемся" – как её часть – "отобразить", "предсказать" ...
ну и – "исправить"... – в целом (а по частям – нелепо, бессмысленно)

адаптироваться – возможно, с той или иной степенью успешности...

UPD
и чтобы понять это – необязательно "читать Стругацких", достаточно "выглянуть за окно"