Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

to be

Шаламов где-то писал, что лагерный опыт "полностью отрицателен" - то есть не может быть использован ни для какой "позитивной цели". Всё это "лучше не знать". Правда, Шаламов об "этом" всё-таки писал - возможно, в доказательство тезиса. Более радикально поступил отец одного моего знакомого, нашедший на чердаке дачи рукопись деда, отмотавшего два срока (один раз по доносу, один раз по уголовке), и, не читая, отправил на растопку печки: "мне это незачем, других это не касается".

Переслегин в комментариях к Стругацким пишет: Данте знал, что сущность инферно исчерпывается первоначальной формулой. "Оставь надежду". В аду можно что-то делать, куда-то двигаться, даже принимать какие-то решения и из чего-то выбирать, но этот выбор не имеет значения... Эти "старые карты ада" просто существуют. Как существует и сам ад. Они не "выражают протест", не пытаются "предотвратить", не тщаться "научить". Нельзя научить жить в аду. Информация о такой жизни никогда, никем и ни при каких обстоятельствах, не может быть использована.

Всё это выглядит убедительно, но лишь до одного момента: само утверждение "эта информация абсолютно бесполезна" относится именно к "этой" информации. Тезис может быть получен (и уж тем более доказан) только "этой" информацией.

Вопрос: что из "земного" может пригодиться людям после смерти? Пожалуй, только это: что "всё бывшее" (включая не только "худшее", но и "лучшее") "совершенно бесполезно". Но для этого оказывается нужным убедиться в этом.

Что и - - -

)(