Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

ИСТОРИЯ

Идея Беньямина состоит в том, что "прогресс", понимаемый как "ряд последовательных изменений" (каждое из которых заурядно и не выходит за пределы обыденного) ни к каким действительным изменениям привести не может. Только выход за пределы прогресса - например, война или революция - короче говоря, extasis - может "что-то реально изменить", разорвать связь времён и вывести к "принципиально иному".
Однако, проблема в том, что все эти вещи, кажущиеся восторженному немецкому еврею "экстатическими", в сущности, тоже банальны. Войны и революции - это "обычное дело" в древнем мире. Хаос, мочилово, и всяческие личные и коллективные страдания - вообще самое банальное, что только может быть на свете. Напротив, "десять сытых лет подряд" (не говорю сто) - это совершенно экстатическое, сверхъестественное состояние, которое не всякие люди способны пережить адекватно, не впадая в разные "прелести".
В этом смысле две мировые войны - это всего лишь прорывы "естественного состояния" в то "иное царство", в котором пребывают счастливые европейские народы. Мистик, воспаривший над землёй, может пребольно стукнуться копчиком, да.

)(