Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Семь неполных двустиший из разных стихов Гандлевского, которые вспомнились

после последнего постинга mitr.


Исходное:

...Увидел снег, опешил и услышал
Хорошие слова - а вот и снег.


Дальше цитирую по памяти, пардон за возможные оговорки.

...Мне скоро двадцать пять,
Мне по карману праздник этой жизни.

...Знаете тайну мою? Моей вы не знаете тайны:
Ночь я провел у Лаисы. Виктор Зоилыч рогат.

...У забора трудился живой пионер,
Утоляя вручную любовь к поварихе.

...Блажен, кто спит. Я встал к окну спиной.
Блажен, кто спит в разгневанном июле.

...Это облако? Нет, это яблоко,
Это азбука в женской руке.

...Об этом рано говорить.
Об этом говорить не рано.


Собственно, общего в них одно - тема "истинности по Тарскому" (точнее, по Котарбинскому), где "истинным предложением является предложение, которое говорит, что дело обстоит так-то и так и дело обстоит именно так". Точнее даже - классический пример: "Снег падает" является истинным предложением тогда и только тогда, когда снег падает.

Гандлевский странно чувствителен к проблематике истинности высказывания. Даже, если можно так выразиться - к поэтике истинности высказывания (а таковая есть).

Отсюда и подбор двустиший - они, собственно, все "об этом".

Разберу (во избежание "дискурсивной ответственности" (с) Жыды) только про пионера.

Дрочащий на недоступную повариху пацан - это такой классический платоновский образ "жителя пещеры", созерцающий тени на стене (роль стены здесь играет забор), и возбуждающийся на эти образы. Интересно, что двумя строчками выше упоминаются химеры ("было много ещё серебристых химер - ... горнисты, скульптура лосихи"). Собственно, "химерическим" оказывается и всё окружающее. Ср. тот же мотив у Алешковского в "Николае Николаевиче": суходрочка как суть советского симулятивного бытия, и - неожиданно появляющееся определение симулякра: то, на что можно только дрочить, но "поиметь" - никак. Интересно, что первым симулякром оказывается призрак Елены Прекрасной, созданный, по мнению Стесихора, Зевсом специально для Париса (чтобы разжечь Троянскую войну: мнимость как причина первой "исторической" войны).

Повариха же Елена тем временем, по слову поэта, "дремала в объятьях завхоза". В чём и состояла истина, ведомая поэту, но неведомая пионеру.

Противоположная ситуация - "Виктор Зоилыч рогат".

(И, конечно, к той же теме вот это:

Двустволка опереточной длины,
Часы, кровать, единственная створка
Трюмо, в которой чуть искажены
Кровать с шарами, ходики, двустволка.
)



)(