Предположим, что некто совершил проступок (неважно какой). Если у человека есть "совесть", внутри грызущая, тут всё становится сложно.
Предположим, однако, что "совести" у него нет, а есть "стыд" - то есть ему не хочется, чтобы о его проступке узнали другие люди.
В таком случае, если о проступке никто не узнает и его никак не накажут, он ничего не испытает. "Не пойман - не вор".
Если же об этом узнают и дадут ему понять, ему будет неприятно: он сконфузится, отведёт глаза, в общем - будет переживать "потерю лица".
Далее, предположим, что с него взяли небольшой штраф. Неприятное чувство усилится: "ещё и денежку взяли", "вообще нехорошо".
Если штраф увеличивать, чувство вины спервоначалу будет увеличиваться ("многовато потянуло"). Однако, в какой-то момент оно начнёт уменьшаться, забиваемое гневом: "ну сколько ж можно: пустяк сделал, а с меня тянут три шкуры". При дальнейшем увеличении штрафа гнев растёт: ну, блин, хватит же! Когда же "за пустяк" и в самом деле начинают драть "три шкуры", начинается "революционная ситуация в отдельно взятом сознании".
То есть, если это всё нарисовать, получится примерно вот что:
Понятно, что "зона 1" - это та зона, где наказание эффективно. Человек, наказанный "ровно на это", будет пристыжен, и постарается "больше так не делать" (ну, разве что "очень захочется").
Напротив, "зона 2" - это зона наказания неэффективного. Человек, наказанный "слишком", будет считать себя обиженным, и постарается при случае отомстить. Скорее всего, повторив тот же проступок - или сделав худший. "Нате ж вам".
Теперь рассмотрим три вида графиков, отличающихся только коэффициентами:
Зелёный график соответствует "традиционному сознанию". "Традиционные" люди, как правило, беззлобны, но пронять их мелким штрафом невозможно. Украл на базаре - получил пиздюлей - отлежался - опять пошёл воровать. "Кысмет". Чтобы разозлить такого человека, надо за косой взгляд ему глаз вышибить. Тогда он, может, возмутится.
Красный график - "революционное сознание". Пока наказания мелкие, они не действуют, а как только они становятся ощутимыми, всё забивает гнев. "Да, я украл булку... но я был голоден!.. а меня держали в вонючем полицейском участке три часа!.. сатрапы, палачи".
И, наконец, синий. Это и есть "буржуазное сознание". Когда штраф за неправильную парковку машины вызывает стресс ("как я попал! на десять долларов!"), но никакого возмущения (человек понимает, что "сам виноват").
То есть буржуазность - это управляемость с помощью мелких, копеечных наказаний, не вызывающих чувства протеста (так как они малы), но сильно фрустрирующих нежную психику буржуя.
Как заметил haritonov:
...система стоит на таких мелких, мягких, безвредных наказаньицах, которые даже и не наказания вовсе, но все привыкли их бояться. И на таких же мелких подачках в качестве положительного стимула...
Человека можно наказать очень больно, но он, по крайней мере, будет гордиться этим наказанием. Он будет думать, что он что-то значит, раз его так наказали. Прелесть мелких уколов - в том, что они не дают пищи для гордости. Ты просто лишаешься какого-то мелкого удобства... и никакой тебе моральной компенсации. И тем более сочувствия от ближних. Очень продуманная система.
Где-то так.
)(
ipain
November 18 2002, 20:31:56 UTC 16 years ago
Ха-ха, понятно.
Anonymous
November 20 2002, 06:46:59 UTC 16 years ago
"традиционалист" - более СОВЕСТЛИВЫЙ, чем СТЫДЛИВЫЙ
"буржуй" - более СТЫДЛИВЫЙ, чем СОВЕСТЛИВЫЙ
"революционер" - БЕССТЫЖИЙ и БЕССОВЕСТНЫЙ.
Правильно ли я понял?
Re: Ха-ха, понятно.
krylov
November 20 2002, 07:28:27 UTC 16 years ago
Ну так как, дорогой Крылов - я правильно "допер"?
Anonymous
November 21 2002, 02:19:38 UTC 16 years ago
http://web.referent.ru/nvz/forum
Я вообще частенько Вас цитирую.