Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

-

В "антропотоковый" сборник не вошла (по причинам слишком уж большого отклонения от генеральной линии) ещё одна моя статья - "Русский мир как российская проблема".

Константин Крылов

"РУССКИЙ МИР" КАК РОССИЙСКАЯ ПРОБЛЕМА

1. Сначала несколько слов об онтологическом статусе обсуждаемого объекта. В отличие от многих абстракций, типа «национального духа» или «исторической судьбы народа» (оговорюсь – абстракций важных и значительных, но всё же абстракций), «Русский Мир» - социологически наблюдаемое явление. РМ можно определить в качестве пространства (прежде всего – географического пространства) русского присутствия (прежде всего - физического присутствия, то есть как совокупность ПМЖ русских по происхождению людей).

Также к «русскому миру» можно отнести области цивилизационного и культурного присутствия русских – но уже с большей осторожностью: как показывает историческая практика, даже такие важные элементы культуры, как язык или религия, могут быть полностью отчуждены от их источника. Нет ничего сложного в том, чтобы представить себе совершенно не относящуюся к «русскому миру» общность людей, по каким-то причинам разговаривающих на диалекте русского языка, или являющихся православными.

2. Важное различие: РМ, как пространство русского присутствия, отличается от пространства русского доминирования. Строго говоря, пространством русского доминирования можно считать только русское национальное государство, или же империю русского народа, с русскими в качестве «стержневой нации»: другими техниками доминирования русские не владеют. Однако, даже нынешняя РФ не является «русским государством» - во всяком случае, в указанном выше смысле. Остальной же «русский мир» - это пространство чужих систем контроля и управления par excellence.

3. РМ сформирован шестью неравновесными этапами эмиграции[1]. Важнейшими из них были «третья-четвёртая», «дореволюционная» и «пореволюционная» эмиграция (являющиеся, по сути, единым процессом[2]), и «пятая-шестая», «советская-постсоветская» эмиграция. Эти антропотоки имели практически идентичную структуру: из России выезжали обладатели значительного финансового, трудового, и культурно-образовательного капитала, искавшие ему лучшее применение.

«Лучшее применение» подразумевает, во-первых, возможность высокоприбыльных инвестиций, и, во-вторых, возможность трат. В России (в т.ч. за счёт России) удобно сколачивать начальный капитал, получать хорошее образование, приобретать полезные навыки. Вкладывать же капитал, получать признание (от академического до литературного), и трудиться лучше на Западе: это, во-первых, даёт большую отдачу, и, во-вторых, позволяет получить в обмен более высокое качество жизни, чем в России.

4. При этом традиционно жёсткая антиэммиграционная политика России, а также ряд других обстоятельств, повлияли на формирование РМ. В частности, эмигрантская солидарность (даже в зачаточной форме) формировалась скорее как средство «убежать от России», «спастись от России», удержать отдельных людей от тесных контактов (или даже симпатий) к «месту происхождения». РМ формировался как средство развода с Россией – и никогда как средство связи с ней.

5. С точки зрения изменяющейся структуры идентичности, практически вся «русская» эмиграция вкладывает основные усилия в скорейшую ассимиляцию. В отличие даже от «культурно близких» украинцев, русские не образуют устойчивой диаспоры, они не стремятся к самоутверждению в качестве русских (даже, скорее, боятся этого), их солидарность мала или даже отрицательна (русские плохо относятся к «бывшим соотечественникам»). Дети эмигрантов редко говорят по-русски, не интересуются Россией, и быстро становятся частью местных культур. Отношение эмигрантов (и, шире, РМ) к России (и всему, что с ней связано), обычно негативное, в лучшем случае - безразличное[3]. Напротив, по отношению к «принимающим» государствам и культурам русских отличает крайняя лояльность, доходящая до сервильности.

Та часть эмигрантов, которая сохраняет контакты с «бывшей Родиной», практически всегда жёстко позиционирует себя в качестве представителей «принимающей культуры». Русский эмигрант, живущий в Америке, общаясь со своим прежним окружением, в подавляющем большинстве случаев выступает как американец, сознательно разделяющий базовые американские интересы. Так, большинство русских эмигрантов в Америке неизменно (и добровольно) поддерживали (в общении с соотечественниками) все антисоветские/антироссийские действия правительства США.

Всё то же самое можно сказать о «вынужденных эмигрантах» - людях, оказавшихся в результате распада Советского Союза за пределами территории РФ. Те, кто не эмигрировали в РФ (то есть остались «внешней» частью РМ), как правило, демонстрируют повышенную лояльность к «принимающей культуре»[4]. Например, прибалтийские русские настроены антироссийски – в том числе и те, кто не поддерживает политику «интеграции любой ценой». В лучшем случае они интересуются интересами «русской общины», но больше всего на свете боятся, что они будут каким-либо образом использованы Россией «в её интересах».

6. Иногда РМ рассматривают в качестве одного из инструментов интеграции России в глобализующийся мир, в мировое сообщество. Это неверно. В действительности именно РМ (в том виде, в котором он существует) является одним из барьеров, не позволяющих России успешно интегрироваться в международные и мировые структуры[5].

7. РМ в настоящее время является не сферой распространения интересов России в мире, а средством давления мира на Россию. Русские вне России – проводники нероссийских (и очень часто антироссийских) интересов в России и в мире в целом.

8. Из этого не следует, что Россия должна занять безразличную (или, тем более, демонстративно-враждебную) позицию по отношению к РМ. Восприятие чего-то как препятствия не означает, что это препятствие можно (и нужно) игнорировать или пытаться уничтожить.

9. В частности, использование РМ в российских интересах возможно. Следует только определиться с тем, что Россия может дать РМ, и чем РМ готов заплатить за это.

Для этого необходимо формирование «пакета преимуществ» для всех тех, кто ассоциирует себя с РМ. В настоящее время «русскость» не даёт никаких плюсов, и, напротив, обременяет субъекта очень многими минусами – как в самой России, так и за её пределами. Следует озаботиться накоплением бонусов, связанных с «русскостью», понимаемой в самом широком смысле.

Прежде всего, это касается владения русским языком. Поскольку литература на русском (начиная от художественной и кончая научной) по определению беднее англоязычной, следует сделать упор на её доступности.

В частности, на русском должна быть доступна любая информация, в том числе и та, к свободному распространению которой на Западе относятся с неодобрением. Следует поощрять бесплатные (или очень дешёвые) формы получения информации – например, русскоязычные открытые электронные библиотеки, особое внимание уделяя удобству пользования ими. Следует поддерживать борьбу с копирайтом, в частности – поощрять пиратское распространение локализованных (с русскоязычным интерфейсом) программных продуктов, легальное приобретение которых затруднительно. Всё запрещённое на Западе должно быть разрешённым в России, разрешённое – бесплатным, а бесплатное – легко находимым и удобным в пользовании.

Следует также по-новому ориентировать образовательную систему. Россия может и должна экспортировать свою образовательную модель, причём естественный рынок для русскоязычного образования – именно РМ. Обитатели РМ должны иметь возможность давать своим детям не худшее образование, нежели то, которое они получили здесь.

10. При этом единственной услугой, которую можно и должно ожидать (а иногда и требовать) от людей, идентифицирующих себя с РМ – это распространение правдивой информации о России.

Нынешняя формула западной информационной политики по отношению к России (и, шире, всему «русскому») такова: о России нужно знать ровно столько, чтобы больше ничего не хотеть о ней знать. Это даже хуже, чем сокрытие информации (запрет вызывает любопытство), или распространение только негативной информации («чистое зло» вызывает, в конце концов, интерес, а вся информация о России, транслируемая на Западе, предназначена для того, чтобы этот интерес отбить навсегда). Речь идёт об информационной блокаде на самом глубоком уровне – на уровне «нежелания знать».

С другой стороны, всякий русский анекдот, всякая смешная история «из прошлой жизни», рассказанная эмигрантом местному уроженцу, уже полезна для России. Ещё лучше – постепенное подключение иностранцев к русским информационным ресурсам: дешёвым, интересным, удобным. РМ может оказать в этом определённую помощь – не забывая о себе и своих интересах.

11. Что касается формирования полноценной русскоязычной диаспоры, то для этого требуются радикальные изменения в общественной жизни «российских русских» - преодоление партикуляризма и обретение навыков жёсткой групповой солидарности. Только это сможет изменить существующее положение вещей – как в России, так и в РМ.



[1] Подробнее см. А. Ахиезер. Эмиграция как индикатор состояния российского общества.

[2] «Дореволюционная» эмиграция была сравнима по масштабам с «пореволюционной»: в период с 1900 г. по 1914 г. её масштабы выросли в 10 раз; с 1899 г. по 1916 г. только в Америку уехало 3,3 млн. чел. См. там же.

[3] В настоящее время стал заметен (но не значим) феномен «эмигрантского патриотизма», то есть русских, уехавших из России, но сознательно позиционирующих себя как настроенных пророссийски. Однако, сами носители подобной позиции осознают её маргинальность.

[4] Практически то же самое имеет место и внутри РФ, в «национальных республиках». Вот, например, характерное высказывание на эту тему: «А я русских, да и других тоже не то, что не люблю, а очень не люблю. Понаехали, понастроили, все изгадили. На у улицах мат и моча, в лифтах моча и рыготина. Все ободрано и засрано. Рядом татарская деревня, красота и чистота, жаль я не татарин. Свинства много и ущербности. Миф о русской культуре только миф, быдла полно [...] одна срань вокруг. Русская история вранье и пропаганда. [...] Произвести бы зачистку и убрать всю срань. Но ведь не гуманно будет. Вот и живем в этом дерьме, среди великого народа. Я даже иногда чеченам благодарен, сколько срани на войну подалось, хоть немного почистят россию матушку.»

[5] Например, многие эмигранты крайне негативно относятся к тому, что русские из России имеют возможность свободно перемещаться по миру. Вот, например, мнение жителя Берлина: «Русским никакую шенгенскую визу давать нельзя [...] Я не хочу, чтобы Дунька из Кремечуга ездила ко мне [в Берлин] тут свинячить. И так русского гавна тут не продохнёшь. Я так считаю: кто не собрался из рашки навсегда – пусть сидит у себя в ж..е и не портит жизнь приличиным людям. Мы [эмигранты - КК] другое дело, мы тут как-нибудь сами разберёмся [...] без сопливых скользко.»

)(
При Мин.Образования открыть отдел зарубежного образования.
1. Изучить объёмы диаспоры -- где сколько наших. Выделить основные центры.
2. Подготовить адаптированные учебники (не на основе соросовских).
3. Подготовить ЗДЕСЬ учителей, способных к длительной командировке. Привлекать именно командировкой ("райская зарубежная жизнь").
Плохо, что это тоже чревата эмиграцией, но соотношение учителей-учеников позволяет этот процент к эмиграции добавить. Взамен же получим лояльных к России штатовцев.
4. Отправлять их в командироку и обучать.
5. Оплата -- частично из родителей обучаемых, частично из бюджета страны эмиграции (в рамках самоуправления и праве национальности на образование -- вон, в Сербии турки в школах на турецком учатся), частично (лучше нисколько, конечно) из Мин.Образования.

Нам счастье. Критика есть?
отсутствует единственно важный пункт

0) вот взять всё и поделить.

без которого РФ не превратится в Россию никогда, поскольку РФ это как раз и есть те, которых надо поделить. А делать что-то в РФ -- значит делать ещё одну Федеральную Целевую Программу поддержки-и-развития чего-то там: ".... в трёхмесячный срок Ольге Дергуновой поручается разработать пакет мер по борьбе с копирайтом, ..."
верблюд напоминает взьерошенного птенца, в-общем, птичье что-то, я не имел в виду Ваш интеллект, но напрашивается...
Не нравится мой юзерпик, говорите. А хотите, я вам пятно Роршаха какое-нидь нарисую? А вы в нём углядите мою истинную сущность, ага? ;-)

(вопрос риторический) И каким же это образом в нынешней РФ может процвесть Антикопирайт и сохраниться Российское Образование? Альфа, всё дело в Альфе. Альфа это наша Надежда. Альфа разгромит офис Дергуновой и проломит голову Филиппову, не иначе.
То есть сомнения -- в том, кто будет этим заниматься?

1. В Белоруссии подобные проблемы решаются при Администрации Президента, за счёт "внебюджетных фондов". Аналогичное в России могло бы быть.
Скажите, Еръ, Путин по национальности -- таки да?

2. Мог бы проплатить Березовский. 8-)
А НПСР -- я уверен -- найдёт людей.

3. Могла бы либеральная кодла-ёдла, при соответствующем пинке (надо только учебники проконтролировать, а лучше переписать).
Путин по национальности -- мыльный пузырь. В существование "Путинской России" параллельно с Чубайсо-Дерипаскиной РеФе т.н. "Путинской России" , я, в отличие от уважаемого хозяина данного дневника, не верю. Не наблюдается признаков таковой.

В Белоруссии управляет буйный самодур председатель колхоза Лукашенко. Само-дур. Сам управляет, как я понимаю, опираясь на белорусский народ -- он популист. Поэтому Администрация Президента там чего-то вообще может решать и выбирать за счёт чего.

В России слово "популист" ругательное, народ от власти отчуждён полностью, власть на народ не опирается. Управляют Россией какие-то там, не знаю, придатки американской экономики. Слепые кишки, там, гланды, миндалины её. Решать российские проблемы им в лучшем случае не интересно .

То есть, проблема "поделить" не в том, что нет денег и их нужно отнять. Денег дохрена, но они не наши. И люди, которые распоряжаются деньгами, тоже не наши. И решения принимаются не нами, и исходя не из наших интересов, а из интересов американского организма, к которому все эти аппендиксы и принадлежат.

Поделить нужно, чтобы вернуть контроль.
Пусть, там, Газпром работает неэффективно на нас, чем очень эффективно, но против нас.

А что Березовский, он тоже вполне системный человек.
Живёт, чай, не в Непале а в Лондоне.
0. На батьку бочки не катите, мой скепсис к нему развеялся наблюдениями на минском рынке.
1. Про Путина -- все ли обстоятельства Вы знаете? Есть мнение, что где-то в тени идёт некий процесс, и из тени его показать миру нельзя. Всё это мне не нравится -- Питиканом пахнет -- но кидать камни я не могу.
2. По-моему, проблема зарубежных школ больше не денежная, а организационная. Нафиг это никому ИЗ ПРАВИТЕЛЬСТВА не надо. Плюс, надо Мин.Образ. дёрнуть на предмет направления выпускниц за рубеж.
Основные деньги нужны на работу хЫтрых (лукавых) знатоков прав человека на образование за рубежом. Учебники и учителя практически очень задёшево получаются.
0. Никаких бочек, Батьке я делаю, наоборот, комплимент! Его шарахания туда и сюда показывают наличие у Батьки политической Воли. Наличие каковой у Путина для меня -- вопрос.

1. Естественно, никакой информации помимо той, что попадает в открытую печать, у меня нет. Процесс, мне кажется, идёт такой: после кризиса-98 потихоньку усиливается чиновничество. До -- олигархи, семи(тринадцати?)банкирщина, "новые русские" с пальцами веером: "Я этих чиновников могу скупать целыми министерствами". Сейчас уже слышно "мы -- государевы люди". Видимо, и расценки повыше делаются, ага.

Это процесс, вообще-то, хороший. Но одного чиновничества мало, чтобы опереться Президенту и стать независимым. Нужно сейчас опереться на народ. Нужно реанимировать популизм, который сейчас в России стараниями как "правых", так и "левых" из политики изгнан -- а надо вернуть, не побояться. Чего хочет народ? Народ хочет правильного: всё поделить, прижать жидов и чурок, повысить зарплат и пенсий, и чтобы работа была. Всё это реально, была бы Воля. Кто не побоится опереться на народ, тот ведь легко победит.

Воли у Путина нету.

Ясно вижу, как Путин, встав прекрасным зимним утром, чувствует прилив сил и обращается к "экспертам" -- мнээ.. вот мнебы армию того, ... А "эксперт", (в роли -- унылый Евгений Ясин, или Фишман, или ещё кто) радостно отвечает: никак невозможно по макроекономическим показателям, инвестиций нету, потому что мы непривлекательные, а непривлекательные мы, потому что нету инвестиций, бла-бла-бла, ничего сделать нельзя. Прилив сил у Путина проходит, и он с тоски отправляется кататься на АПЛ или там истребителе. Довольные олигархи дарят Ясину, или Фишману ещё немного ГКО или векселей или акций и продолжают управлять страной.

2. Конечно, организационная. Именно потому и не надо, что Правительство занимается обслуживанием интересов олигархов, которые и есть РФ. Народ это не РФ а так, что-то типа сорных трав: растут себе, пока руки не доходят извести. Вот если бы народ был опорой, (одной из опор -- их должно быть много!) Президента, тогда бы было НАДО. А так -- незачем.

И по человечески людям непонятно, для чего это -- у Них у всех собственные дети учатся за границей ведь. Скорее, Правительство РФ попробует тамошнее образование перетащить сюда. Чем, собстыенно, Филиппов и занимается: ЕГЭ и тп.
Кто отдаст своих детей в такие школы? Ведь имеется в виду не факультатив, а основное обучение? Во Франции практически все русские (и французские, впрочем) недовольны уровнем обучения - и я не знаю никого, кто бы отдал ребенка в такую иммигрантскую школу. Ради чего закрывать или осложнять ребенку путь к высшему образованию - и при этом помещать его в странную социальную среду?
хуйня
почти уверен, что можно продавить, скажем, в Калифорни идею двуязычной школы, юридический статус которой не отличался от обычной американской - то есть выпускники могли бы всюду постпать и так далее. Другое дело, что организовывать ее должны частные лица, а не РФ. Ну уж как передать этим частным лицам деньги РФ как-нибудь решит, я думаю :)
А зачем мат в ответ на довольно умеренный постинг? Постепенно надо, не торопясь).

Я написала про ту страну, в которой живу. Даже если допустить, что удастся "пропихнуть" такую школу на полных правах с местными (а государство, по крайней мере, французское, подобных вторжений в свою сферу не любит и препятствует всеми силами) - кто туда детей отдаст?

Что в советской школе, что в другой - мало чему дети учатся на уроках (ясное дело, я говорю о тех детях, кто все-же чему-то научился). У нас учитель физики (в 444 школе) вообще был на грани патологии - так что учились мы по книгам и главное было - общение друг с другом. У всех моих знакомых русских во Франции дети как-то устроены стараниями родителей. Они своих детей в русскую школу не отдадут - хоть и ругают дебилизм французской школы, но дебилизм русской тоже помнят. Кроме того, не хотят лишать ребенка связей,которые он приобретает в школе (во Франции это очень важно). Отдаст кто-то - борец за идею. Например, журналист,писатель, историк... Моему ребенку ближе по духу ребенок французского инженера чем русского журналиста. Это моему, у которого родной русский и по-французски "особенности произношения и книжные обороты речи".
Тогда в чем смысл школы - дать ребенку чуть больше знаний (чуть - потому как действительно знания ребенок должен приобрести сам)- и посадить его в один класс с идейными детьми русских журналистов, философов или историков - если конечно таких наберется на класс? И еще за плату?

Может в Америке, где местное население воспринимается русскими как какие-то мешающие недоумки, идея и пройдет.
насчет Америки все то же самое. Бывают хорошие школы, бывают плохие - зависит от школьного округа. И конечно, ребенку лучше (в смысле полезней на будущее) вращаться сразу в той среде, в какой будет жить взрослым.

А русский, если захочет, сможет выучить в колледже - в штатах много где есть курсы русского языка.
Отвечаю.

В такие школы отдадут своих детей те русские родители, которые хотят, чтобы их ребёнок знал, кто такой Пушкин и что изобрёл Менделеев.
Такие родители существуют, есть некоторый их процент (несмотря на пессимизм и обобщения Константина). В США, Испании этот процент, скорее всего, будет небольшой (там русские в основном такие же, как и немецкие ...), а вот в Германии, Канаде -- вполне приличный.

Если же же школы ещё и смогут дать детям лучшее образование (как, например, в Болгарии православные семинарии очень ценятся как престижные гуманитарные вузы), то вполне возможно и появление "французских" деток в них.
---
Вл.Вл.Ковальчук
>В такие школы отдадут своих детей те русские родители, которые хотят, чтобы их ребёнок знал, кто такой Пушкин и что изобрёл Менделеев.

И которые не могут сделать этого самостоятельно
Если серьезно, я наблюдала такой проект в зачаточном состоянии. Что подозрительно - люди сразу хотят организовать на пустом месте полноправную школу, а устроить для начала факультатив или организовать олимпиаду хотя бы им неинтересно. Такое впечатление что просто деньги им надо добыть.

Русские школы, кстати, есть при посольствах. И как основные, и полуэкстернаты (наша дочка в такой полуэкстернат ходит раз в неделю, 4 урока + задания на дом, учебники выдают).

А насчет русской образовательной модели - уже не смешно, а грустно. В 70-е годы существовал остаток классической школы - в тот короткий период времени, когда образование уже перестало быть для узкого круга элиты (как еще в 50-е) но еще не совсем погибло - как сейчас. Такие классические школы были практически во всех странах. А в чем модель, пример для подражания? Если уж сравнивать элитные московские школы - то с каким-нибудь лицеем Henry 4 (кстати, бесплатным)а не с первым попавшимся, как обычно делают. И среднюю школу в иностранной глуши со средней школой в русской - какая она есть, а не должна быть.

А может еще и детские садики сравним?
Наконец-то понял, что мне мешает принимать многие из Ваших рассуждений - Вы подаете свои тезисы, непонятно на чем основанные, как нечто самособойразумеющееся, неподлежащие сомнению. А потом, на них, строите свою конструкцию. Конкретный пример:
"Например, прибалтийские русские настроены антироссийски..."
Эмпирический факт. Не абсолютный (то есть не 100% так думает, конечно), но тем не менее. Преобладающее настроение у русских в Прибалтике - "устроиться как-нибудь", любой ценой. Главный страх - что Россия "будет иметь на них какие-нибудь виды".

Китаец в Штатах будет воровать технологические секреты "страны пребывания", чтобы передать их в Китай. Русский в Эстонии - нет.
Даже у нас, на Восточной Украине, русские уже не испытывают симпатии к России, смирившись с неизбежностью растворения в украинской ментальности. Во многом потому, что сама Россия не то что руки не протянула, а делает все, чтобы как можно дальше оттолкнуть от себя бывших соотечественников, особенно профессионалов. Причины такой российской политики достаточно очевидны.
Вот. А в Вашем тексте эта "эмпиричность" факта никак не отражена, а предлагается принять с лёту на веру, как 100%.

Имеет смысл задуматься, почему "русский в Эстонии не будет воровать технологические секреты, чтобы передать их в Россию." Я думаю, чисто эмпирически, что далеко и не каждый китаец станет этим заниматься в Штатах. Есть стимул. Тот же китаец сопрёт тот секрет, применение которого на родине, сможет поднять его благосостояние, благосостояние его семьи и родственников. Т.е., совсем не патриотические мотивы им движут. Есть-ли у русских такой стимул, т.е., такая возможность?
Что касается русских, то я уже как-то пытался обратить Ваше внимание на доверие русских к своему государству (в комменте к Вашей статье на День чекиста). Русский патриотизм (настоящий, а не политическая группировка), как правило, направлен на абстрактную Россию, которой ещё нет и, в тоже время, противостоит существующей в России власти. Почему? Потому что русский отдает себе отчет, что его государство никогда не придет ему на помощь, не защитит, когда понадобится такая помощь. И речь тут не о Президенте-Генсеке-Императоре или премьер-министре, а о любом представителе, даже "самой последней спицы в колеснице" административной пирамиды государственной власти. Вот в чем проблема.

Anonymous

December 29 2002, 13:36:39 UTC 16 years ago

Русский патриотизм (настоящий, а не политическая группировка), как правило, направлен на абстрактную Россию, которой ещё нет [...]


Да! Да! Да-да-да! Блестяще! Светлое будущее ведь не пустой звук и не выдумка коммуняк. Сами видите.
И как давно у коммуняк монополия и авторское право на светлое будущее? :))

Anonymous

December 29 2002, 16:04:33 UTC 16 years ago

А что, вы не уважаете коммуняк? Вам не дала коммунячка? :))
которые стоит украсть???

Были бы, тогда бы и посмотрели, кто чего куда стал бы передавать.

Anonymous

December 29 2002, 10:58:35 UTC 16 years ago

Видите ли, Вы не понимаете глубинной причины отсутствия у русских зарубежом корпоративного духа. Дело в том, что москали слишком самоуверены, и не без оснований. Представитель иной нации, попав во враждебную незнакомую среду зарубежья быстро осознает не соответствие своих способностей/знаний требованиям окружающего мира/амбициям. И ищет и находит опору в диаспоре, сам становясь её частью и беря на себя определённые обязательства. Не то москаль. Посмотрев на мир вокруг себя он, как правило, решает - сам справлюсь, видал я их - и дейстивтельно... Но уже он никому ничем не должен. Наоборот, у него остаётся твёрдый стереотип - уж я то нахлебался, теперь вы попробуйте. Это, кстати, очень ценное качество для страны-реципиента. России же здесь, увы....
rms1

Anonymous

December 29 2002, 12:59:05 UTC 16 years ago

Вообще, следует определится, что собственно хочет Россия от диаспоры Зарубежом. Следует принять как данность что Росси эти люди ничем не должны (1); готовы ей помочь из патриотических соображений (2). Просить о пропаганде России Зарубежом - бессмыслено по ряду причин. Во-первых, зарубежный москаль глубоко плюет на страну проживания, и ожидает того же от окружающих по отношении страны исхода. По его индивидуалистическим понятиям России при правильной постановке дела должно быть глубко наплевать на то, что про неё думают на Западе. И, как он знает по личному опыту, тогда-то и будут думать ничего кроме хорошего. Кроме того, москаль не склонен к пропаганде каких бы то ни было идей публично. Зато москаль, как правило, хорошо образован и имеет доступ ко многим технологиям, которые сам и разрабатывает. Кроме того, москалю глубоко плевать на писаные законы. Вот эти-то качества и следует использовать, хотя как и зачем есть предмет отдельной беседы.
rms1
>"Следует также по-новому ориентировать образовательную систему. Россия может и должна экспортировать свою образовательную модель, причём естественный рынок для русскоязычного образования – именно РМ. Обитатели РМ должны иметь возможность давать своим детям не худшее образование, нежели то, которое они получили здесь."

А те обитатели, что остались в России тоже должны иметь такую возможность? То образование, которое мы получили в России нельзя оторвать от ощущения переспективы (этого получения) которое было у нас. "Время назад" с земным шаром, вертящимся в другую сторону и отлетающей от Америки ракетой не бывает.

А что такое правдивая информация? Шутка,что ли? "Учителя в России получают **** руб. (увеличте вдвое - все равно не проживешь на эти деньги) и выживают благодаря разного доплатам, фондам, взятием денег с учеников и частных уроков" - очень даже правдивая информация, и Вы считаете что на этом Фоне экспорт образовательной модели на пользу России? Ведь система образования - это не столько программы и учителя, сколько организация массового образования и его финансирование. А так какой-то журнал "Корея".


>" Например, многие эмигранты крайне негативно относятся к тому, что русские из России имеют возможность cвободно перемещаться по миру..."

Ну а многие оставшиеся в России рассматривают эмигрантов, как предателей - можно привести не менее резкие выражения "жительницы Москвы", а многие так вообще в сугробе лежат пьяные, а многие... Зачем цитировать безымянного жителя Берлина - не аргумент, а как манипуляция слабовато.
Мне почему то кажется, что Вы лучше знаете американсий РМ и пишете в основном.
Вот это

Дети эмигрантов редко говорят по-русски, не интересуются Россией, и быстро становятся частью местных культур. Отношение эмигрантов (и, шире, РМ) к России (и всему, что с ней связано), обычно негативное, в лучшем случае - безразличное.

- для Америки - и то не для всей - конечно правда, но в Европе ситуация совешенно иная.

Есть еще пара мест в этом опусе, которые - правда для америки, точнее для США - в Канаде все опять таки иначе, а для Европы - неправда совсем. Понятно, конечно,
что Америка с ее 6 миллионами выходцев из ex CCCP главнее, но сбрасывать со счетов
РМ Европы - довольно странно

Эту статью сейчас обсуждают на накотором другом форуме.
Адрес: http://66.70.232.131/NFP/vb/upload/showthread.php?s=&threadid=1402

Читать снизу вверх.