Сивушные масла - это, прежде всего, смесь одноатомных (одна гидроксильная группа) спиртов жирного ряда: пропилового, изобутилового и изоамилового. Иногда сюда относят альдегиды и кетоны, но это не вполне правильно. Разница та, что альдегиды имеют температуру кипения до 80 градусов (точка кипения азеотропной водо-спиртовой смеси), а сивушные масла - выше. Это имеет значение для процедур очистки.
Количество сивушных масел в водке колеблется от десятых долей процента (в скверном самогоне) до исчезающе малых величин (если использовался спирт класса очистки "люкс" и "суперлюкс").
Сивушные масла мерзки во всех отношениях - на запах, на вкус, но особенно горьки они "во чреве". Попросту говоря, они очень ядовиты, причём отравление ими переживается крайне тяжко и мерзостно.
Особенно гнусен изоамиловый спирт (C5H4OH), обычно составляющий больше половины объёма всей сивухи. Любопытно, что он безвкусен (точнее, на вкус чистый C5H4OH воспринимается как обычный пищевой спирт), и даже не вызывает опьянения. Зато, если тяпнуть рюмочку чистого изоамилового спирта, можно склеить ласты (не сразу - сначала будет кома, посинеет рожа, и через несколько часов глубокого дауна наступит кирдык). Но и в малых количествах он действует самым гадостным образом. В частности, приятный цвет лица "синячков" связан именно с этим веществом.
Одно из достоинств менделеевской сорокаградусной водки состоит как раз в том, что при образовании спирто-водочного соединения сивушные масла оказываются не растворёнными в спирту, а во взвеси, и их легче вычистить фильтрами.
Альдегиды и кетоны - карбонильные соединения (имеющие группу C=O), присутствующие в водке в незначительном количестве, но очень её портящие. Сие неудивительно, так как альдегиды мерзостны не менее сивушных масел. Впрочем, от них есть польза науке: например, формальдегид (H2CO, известный также как метаналь) обычно используется как средство длительного хранения органических останков (её наливают в банки, где хранят тела двухголовых зародышей, солитёров, и прочие кунсткамерные прелести). Используется он так потому, что хорошо свёртывает белок. Внутрь, однако ж, принимать сего не надо - по той же самой причине, ибо живой белок он свёртывает тоже недурственно. Уксусный альдегид (ацетальдегид, которого в водке больше) тоже ничем не полезен для здоровья, по сходным причинам.
Зато свойство альдегидов сворачивать белок применяется при очистке водки от них традиционным русским способом. Достаточно вылить в некрепкий спиртовой раствор молоко или яичный белок: смесь сворачивается и оседает на дно.
Иные утверждают, минимальное количество сивухи и альдегидов содержится в клюквенных и брусничных настойках: якобы в клюкве и бруснике есть нечто такое, что в соединении с сивухой образует осадок. Я в этом не уверен, так как мне приходилось пить преомерзительную клюковку. Возможно, винована народная этимология, связанная с названием ягоды - но и это всего лишь предположение, за которое я дискурсивной ответственности не несу.
)(
botanic
January 1 2003, 18:42:28 UTC 16 years ago
а тут еще про яды всякие алкогольные
безжалостно както
krylov
January 1 2003, 18:45:51 UTC 16 years ago
botanic
January 1 2003, 18:59:58 UTC 16 years ago
да ладно мне уже полегчало
блеванул я т е
прочтя енто и вспомнив горiлку вчерашнюю
d3sp
January 1 2003, 19:36:20 UTC 16 years ago
ex_er2000541
January 2 2003, 00:10:35 UTC 16 years ago
Всякую чачу и виски и ханжу пить не надо. Сивушные масла потому что.
Кстати, одноатомные спирты с нечётным числом атомов углерода (с1 -- метанол, с5 -- этот вот изоамиловый, итд) ядовиты. А спирты с чётным числом (с2 -- этанол, с4 -- бутанол-1) -- нет, но имеют наркотическое действие. GHB, опять же, и 1,4-бутандиол.
Поэтому с "грязных" напитков (самогона, чачи там, пива) веселее, чем с водки, которая очищенная.
piligrim
January 2 2003, 00:31:30 UTC 16 years ago
Не знаю про клюкву и бруснику - сам опытов не проводил, а то, что пробывал - полной уверенности в натуральности ягод не имею. А вот было дело, настаивал обычную водку на гранатовой рябине. Это не обычная красная рябина, хотя внешне похожа. Она значительно крупнее обычной (каждую ягоду в горлышко водочной бутылки приходилось проталкивать) и гораздо темнее, почти малинового цвета. Процесс настаивания длился год - я просто забыл про эти бутылки. "На выходе" получилась очень мягкая густо-розовая жидкость с великолепными вкусом и ароматом.
Особенно обманчиво-аппетитно выглядели после настаивания ягоды. Раскусив одну, я понял, какой смысл вкладывается в слово "гадость". Похоже, что все "сивушные масла и альдегиды с кетонами", о которых Вы писали, они впитали в себя, таким образом очистив от них водку.
Рецепт рекомендую.