Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Десять "самых-самых" русских поэтических строк

Это не столько "мой личный выбор", сколько "наблюдённая реальность".

При этом я беру только и именно строки, а не "целые стихи".

Итак.

1. Самая общественно значимая русская поэтическая строка.
Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лайяй.

Эта строчка известна большинству образованных русских людей, хотя её известность имеет крайне странный характер: строчку знают не по стихотворению Тредиаковского (коего никто не читал), а по эпиграфу к "Путешествию из Петербурга в Москву", которое тоже мало кто читал (а кто читал - мало что запомнили). Это двойное неведение - стиха и книжки - тем не менее не мешает этой строке быть абсолютно узнаваемой. При этом её "политический заряд" тоже очевиден: что именно подразумевается под "чудищем", все как бы понимают.

Любопытная подробность: чудище у Тредиаковского (собственно, Кербер) было тризевным, "стозевность" - приписка Радищева (опять же, понятно зачем и почему сделанная).

2. Самая забавная русская поэтическая строка. [Пояснение - не то чтобы и в самом деле смешная, а такая, над которой принято смеяться: некий образец "мовизма"].
Пожалуй, что опять Тредиаковский"
Императрикс Екатерина, о!

Над этим шедевром принято издеваться "сразу по многим причинам" - не в последнюю очередь потому, что в ней усматривают "неуклюжее верноподданничество": дескать, хотел лизнуть, да не вышло, язык шершав оказался... Мало кто осведомлён, что на самом деле эта строчка составлена строго по канонам одического стихосложения: титул Екатерины правильно латинизирован, а нелепое для русского слуха "о!" просто должно стоять в первой строчке, "таковы правила". "Всё по европейским лекалам". Из чего можно было бы вывести соответствующую мораль - но увы, общество, разобиженное на "чудище облое", к таким моралям всегда оказывалось глухо.

3. Самая эпатирующая русская поэтическая строка.
Я люблю смотреть, как умирают дети.

Каким-то образом именно эта - не самая сильная - строчка Маяковского стала de facto "классическим образчиком эпатажа" - и это несмотря на обилие разнообразных "шокингов", производимых в ту эпоху всеми неленивыми "людьми искуйства" как горячие пирожки. (Навскидку вспоминается Брюсов, последовательно восславивший все ему известные половые перверсии - коими всеми он равно не интересовался.) Думаю, не обошлось без всеопределяющего влияния Достоевского: строка очень уж хорошо оттеняет "слезинку ребёнка".

) продолжение следует; любые мнения и поправки с благодарностью принимаются (
А еще есть
"Юноша бледный со взором горящим"
и
"Да, скифы мы, да азиаты мы"
В какой номинации - не соображу...
Вы от миссионеров заразились. Русские называют такие подборки "любимые строки" и включают в них не "самые самые", а любимые строки.
Ср.

Изгиб божественной руки - всегда один, и вечно новый,
И в ложке ягодка блестит недонесенная до рта.
Всё же это не стихотворение Тредиаковского, а целая очень длинная поэма "Тилемахида".
И насчёт "никто не читал", пожалуй, преувеличение (хотя я как раз не читал, и не могу достать нигде, по какому поводу довольно сильно страдаю).
Да пожалуй что и не преувеличение, а ровно наоборот. Вот я не знаю НИ ОДНОГО человека который эту "Тилемахиду" бы читал - за полным ее отсутствием. Насколько мне известно, в советское время она уж точно не издавалась - если неправ, пусть поправят. Какие-то отрывочки существуют в хрестоматиях. Я в свое время специально искал - как-никак, поэма сия вызвала сиятельный гнев Екатерины, почему, собственно, Радищев строчку из нее эпиграфом и поставил. а Пушкин как известно, отзывался о ней преизрядно.

Вообще ситуация уникальная - один из самых известных текстов русской литературы абсолютно недоступен читателю.
Отрывки были в томе большой серии "Библиотеки поэта". Откуда уже попадали в хрестоматии.
http://www.rvb.ru/18vek/trediakovsky/toc.htm
Именно что отрывки.
Астрахань чтит своего великого уроженца!
А вот ровно послезавтра я и проверю, насколько чтит.
Книга издана Астраханским университетом. К юбилею, правда, не успели, но всё же...
Таки чтит, да. В книжных сие имеется, хотя и дорого. Но издание шикарное.
И "Тилемахида" таки вся! 420 страниц однако.
Нет, самая важная,"поворотная" строка русской поэзии принадлежит всё же Брюсову -
О закрой свои бледные ноги!
С этого, собственно, и началось...
Да, и, конечно, Северянина не забыть
Ананасы в шампанскомъ! Анансы в шампанскомъ!
Удивительно вкусно, красиво и остро!
Тут важно, что все сразу пробуют, и ничего подобного не чувствуют (не кокаин всё таки). Так многие люди впервые делают вывод что мысль изреченная есть ложь.
не менее избитая
"Я гений Игорь Северянин!"

и потом полотном поэза...
Там проблема с "полным тесктом"
Взорлил, гремяший, на престол
Заучит в новой орфографии, м-мм, как "золотой дождь"
Только, извините, не "вкусно, красиво и остро!", а "вкусно, искристо, острО!" :)
ну, оригинала под рукой не имею, спасибо за поправку.
а вы еще дыр бул шил убещур забыли
с чего началось "современное" (блядь) искусство
добро должно быть с кулаками ;-)
самой забавной хотелось бы назвать

"здыгр-апр-устр-устр, я несу чужую руку"

а в десятку внесите, плз, хоть что-то из В.Хлебникова,

например:
"где стояли злые ели, где вьювьюны крик пропели
Е.Летова что-нить не забыть!
(или Высоцкого, чтоб хрестоматийней..)
советская поэзия - это просто песня
1. "гвозди бы делать из этих людей
крепче бы не было в мире гвоздей"
Н.Тихонов, по-моему
2. "Любовь - не вздохи на скамейке
и не прогулки при луне"
эээ, Щепкин, что ли

Пастернак опять же
"сплетенье рук, сплетень ног"

и Бродский:
"мулатка тает от любви, как шоколадка
где надо - гладко, где надо - шерсть"

Deleted comment

Anonymous

April 20 2003, 23:55:02 UTC 16 years ago

Группа крови на рукаве. мой порядковый номер на рукаве, пожелай мне удачи в бою!
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь...

;-)

И жить торопится и чувствовать спешит.

Anonymous

April 21 2003, 01:15:51 UTC 16 years ago

Не стихи, но все равно:
Красота спасет мир.
Самое утопическое русское высказывание.

Anonymous

April 21 2003, 02:04:58 UTC 16 years ago

Пожалуй, ближе к истине наоборот: мир спасёт красоту.
(Ибо всегда ценит ее выше истины и добра.)
>Я люблю смотреть, как умирают дети.

Весь я там в невозможном ответе,
Где миражные буквы маячут…
…Я люблю, когда в доме есть дети
И когда по ночам они плачут.

http://www.silverage.ru/poets/annen_poet.html
Ночь.Улица.Фонарь.Аптека.
Очень хорошие стихи. Не помню, кто написал. Пушкин, наверное.

Anonymous

April 21 2003, 03:20:25 UTC 16 years ago

Человек сказал Днепру
- Я стеной тебя запру.
Прощай, немытая Россия
Страна рабов, страна господ
Лермонтов
Мой дядя самых честных правил...
Однажды в студеную зимнюю пору...
Трудно классифицировать.
Что же упустили самую актуальную?

Умом Россию не понять...

"Но ворюги мне милей, чем кровопийцы"
Что характерно, сами "ворюги" ни разу не процитировали. (Помнили о своих "кровопивствах", надо полагать. Интересно, кстати, есть ли хоть один олигарх, который ни разу никого не "заказал"?)
Цитировала исключительно обслуга.
А уж о том, что Бродский, мягко говоря, имел в виду несколько иное - и разговора не заходило...

Deleted comment

Во-во.
Причем никому не было дела до того, что Бродский - самый откровенно-имперский поэт в русской литературе - мало интересовался их куцыми мыслишками "про тоталитаризьму". Речь-то шла о ворюгах-наместниках в противовес "кровопивству", как атрибуту имперской власти. И лирический герой - частный человек - естественно, предпочитал держаться "и от Цезаря далеко, и от вьюги" - но существования вне иперского силового поля себе не мыслил.
А как отнесся сам Бродский к тому, что сотворили с Империей "ворюги" со своими карманными теоретиками - видно, хотя бы, из бешеного текста "На независимость Украины". Текст, кстати, опубликовала только "Лимонка". Слишком уж "неправильный" Бродский из него вылезает. Так до сих пор и делают вид, что этого текста не существует. Деньги-то, в конце концов, платят "Альфы" и "Юкосы", а не покойный Иосиф Александрович...
Проблема в том, что Бродский смягчил формулировку.
На самом деле ведь:
"Но БАНДЮГИ мне милей, чем кровопийцы".
Что более адекватно, но менее убедительно.