Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Categories:

о категорическом императиве

Кант: "Поступай так, чтобы максима твоего морального поступка могла бы служить нормой всеобщего законодательства".

Интересно, что это формула прецедентного права: решение суда по поводу чьего-то поступка становится "нормой законодательства".

Кант, в сущности, "англофильствует".

)(
Интересная аналогия.

Только у Канта "могла бы", а в праве "должна".
Ну все таки не "нормой" а лишь ориентиром.
Ну с точностью до наоборот же!
Как сказал бы милейший lxe - вопрос, чья оферта!
Это не тожество, а зеркальная симметрия. Основания посупка у Канта и санкция за поступок у англосаксов. Точно так же можно сказать, что он нарочно "англофобствует".
...А Мурдошвили, кстати, учил, что Кант франкофил, и вообще француз. Надо бы это учесть в соответствующем параграфе.
Да, и еще учесть, что тов. Кант на самом деле был верноподданным русской короны. :) Так что это всё русофильство. В зародыше, конечно. :)
Красиво, но согласиться трудно. Кант говорит о максиме, то есть о глобальном обобщении, из которого можно вывести норму, адресованную неограниченному числу сходных отношений. В прецедентном праве всегда преследуется цель сопоставления частностей, причем чем больше их - тем прецедентнее. Есть определенная грань, за которой обращение к прецеденту невозможно, и требуется новый прецедент, судебное правотворчество в действии.

Помимо этого, у Канта речь идет, скорее всего, о норме вообще, независимо от того, будет ли она применяться, прецедент же, как указано выше, является нормой, выработанной в процессе правоприменения.
Это англофилы кантствуют.