1. Начнём с этимологии. "Пошлое" - это, в общем, "прошлое": старое, натоптанное, как торная дорога.
Современное значение слово приобретает тогда, когда "натоптанное" превращается в "затоптанное", стесавшееся от долгого употребления, больше не действующее, не производящее прежнего эффекта, разладившееся, расстроившееся, но всё ещё пользуемое за неимением лучшего. Пошлость - это такая ржавая затупившаяся пила, которая уже не пилит, а только скрипит; но пошляк всё пытается ею пилить.
Ближайший синоним слова "пошлый" - затёртый.
Классический пример пошлости - девица, одетая по вчерашней моде (а вчерашняя мода всегда кажется ужасной), но не понимающая этого и "кидающая гордые взгляды". Другой - затёртая рифма или метафора, типа "глаза как звёзды" или "кровь - любовь". Или, скажем, расстроенный рояль, на котором пафосно исполняется "К Элизе". Вещь уже не работает - но кто-то упорно пытается ею воспользоваться, не обращая внимания на её негодность.
2. Однако, дело этим не исчерпывается. Пошлостью называют не только "испортившееся от долгого употребления, но употребляемое" - а и всё то, что производит впечатление истёртого и разладившегося (пусть даже оно было придумано вот только что). В частности, такое впечатление часто производят разные недоделки и недодумки. Сарай может покоситься и от времени, и от того, что руки кривые делали. Комплимент может казаться нестерпимо фальшивым, хотя вроде бы и нов.
Пошлым (особенно в искусстве) также кажется слишком простой, давно известный - и поэтому уже не работающий - способ получения какого-нибудь эффекта. Например, "умилительный розовый пупсик" или пресловутый "коврик с оленями".
Однако, коврики с оленями делают вполне сознательно. Из этого вывод: "пошлость" в указанном смысле может вполне себе продуцироваться - например, для социальных слоёв, на которые те или иные приёмы, уже отработанные, пока ещё действуют. Или для социальных слоёв, опущенных до такого состояния, что пошлость кажется для них откровением.
2.1. Отдельная тема - это связь пошлости и сексуальной проблематики, "пошлый намёк" как "намёк на поебаться". Тут опять та же связка: пошлое - это "неработающее, а потому смешное и противное". В области флирта всё это проявляется более резко, чем где бы то ни было, из-за жёсткой дихотомии: если что-то не работает, то оно кажется противным (а не просто "безразличным"). Неудачная попытка соблазнения идёт неудачнику не в нуль, а в очень большой минус - особенно если использовались "тупые средства". Иной мужчина может просто подмигнуть барышне, и она "пойдёт с ним", да. Однако, если уж это не сработало, попытка "подмигнуть" вызывает реакцию типа "фи, какой мерзкий пошляк". Ср. "бабочка-крылышками-бяк-бяк-бяк-бяк" в известном фильме.
3. О самом тонком. В некоторых случаях пошлость может и сработать - но с неприемлемыми побочными эффектами. Ржавой пилой можно ведь, в конце концов, распилить дерево, но распилить его плохо, криво. Перестоявшее или протухшее можно, в конце концов, съесть, и даже им насытиться - но в желудке будет скверно, блевотно. Над пошлой шуткой можно поржать - но на душе останется какое-то гадкое чувство. Такая пошлость - это как тухлятина или палёная водка: употребимо, но "потом будет худо".
4. Противоположностей у "пошлого" две: благородное (оно же классическое) и авангардное (оно же модное).
4.1. "Благородным" (или "классическим") назвают то, что долго используется, и, несмотря на это, не потеряло эффективности. "Сто лет работает - и как новенькое".
Римские дороги, картины Рафаэля, сыр бри, швейцарские часы и рецепт куриных крылышек в остром соусе - это всё примеры "благородной классики".
4.2. "Авангардным" называется, напротив, то, что действует исключительно благодаря своей новизне, только пока оно "с пылу - с жару". "Как остынет - будет невкусно".
К "авангарду" можно отнести туфли на платформе, порнографические романы конца XIX века, итальянский футуризм, и много ещё чего.
Два замечания.
4.2.1. Не нужно думать, что "модное" является совсем уж одноразовым. Его можно пользовать несколько раз, по принципу "хорошо забытого старого". При этом "старое", как правило, помогают забыть - благодаря вбрасыванию всё нового и нового. У белки в колесе так кружится голова, так что она уже и не замечает, что бежит на месте. Поэтому всё новые и новые возвращения туфель на платформе неизбежны, как лунные затмения.
Понятно, что человеку со сколько-нибудь долгой исторической памятью всё это кажется пошлым - по дефиниции.
4.2.2. Разумеется, некоторые авангардные вещи, из особенно удачных, могут попасть сразу в "классику".
5. Очень предсказуемо и логично, что понятие пошлости возникло в культуре, в которой имеются серьёзные проблемы с обновлением основных фондов - как материальных, так и символических, так что приходится пользоваться вусмерть амортизированными вещами, словами и понятиями. Нехватка нового кое-как восполняется импортом, каковой, впрочем, в силу своей неорганичности сам производит корявое (а значит - пошлое) впечатление.
С другой стороны, в такой культуре должно особо цениться всё классическое - то есть неизнашиваемое, или требующее минимальных усилий по поддержанию себя в порядке. Классическая русская литература, например, "поддерживается на ходу" - не без усилий, но всё-таки. "Снова поставили Чехова" - и ладушки.
Это не значит, что русская культура не способна к модернизации. Напротив, свой золотой фонд она сколотила именно на великих модернизациях. Просто это "бывает редко", увы.
5.1. Интересно отметить, что периоды бурной материальной модернизации сопровождались такой же бурной духовной активностью, и наоборот. Экономический рост начала XX века жёстко коррелирован с Серебряным Веком, а сталинская индустриализация - с подъёмом своеобразной советской культуры. И наоборот, экономический коллапс 90-х годов привёл к полнейшему, абсолютнейшему творческому бесплодию, на фоне которого воссияли "пелевин-и-сорокин", эксплуатирующие советский культурный фонд, как ЮКОС - советскую нефтегазовую инфраструктуру. И неудивительно: если в стране не возникают новые производства, то и новые книги не пишутся.
5.2. Из этого вывод: в случае националистической революции начнётся не только экономический, но и культурный подъём, на фоне которого вся нынешняя культурная элита (пошлая до скрежета зубовного) унасекомится до невидимости под микроскопом. Что она "чует пузом" - и поэтому "будет всегда на стороне олигархов". Потому что "фигурять" они могут исключительно на фоне разрушающейся страны, когда "всё в утиль идёт". Их пир - только во время чумы.
)(
churkan
February 2 2004, 01:32:34 UTC 15 years ago
Re:
krylov
February 2 2004, 01:39:25 UTC 15 years ago
churkan
February 2 2004, 04:31:24 UTC 15 years ago
Круто.
Re:
krylov
February 2 2004, 10:39:25 UTC 15 years ago
e_dikiy
February 2 2004, 02:01:45 UTC 15 years ago
Вот как выведем чуму - разом объявятся Росичи и Славичи с бородами лопатой - и будет всем сразу Культура.
Они же и экономику поднимут пулечкой, ясен перец. И будет всем русским людям щастье.
Только так, епта!
Deleted comment
Угу.
probegi
February 2 2004, 12:08:07 UTC 15 years ago
e_dikiy
February 2 2004, 12:59:19 UTC 15 years ago
Нет, действительно кое-кто читает слишком много треш-фентези.
Бороду я в России Ношу.
Re: в специальном потаенном карманчике.
i_ka
February 3 2004, 01:38:11 UTC 15 years ago
оторванную от деда мороза по вызову
а при выезде из россии бородку стыдиво вытаскиваете
предатели!!
e_dikiy
February 3 2004, 08:18:31 UTC 15 years ago
Я-то имел в виду как раз хтоническую, так сказать.
Re: (с прокрорским видом)
i_ka
February 3 2004, 08:56:13 UTC 15 years ago
так сказать.!!!
Re:
devlet0201
February 3 2004, 01:01:56 UTC 15 years ago
Росичи же и Славичи, у кого растет, могут вмонтировать лазерный прицел прямо туда. Будет и неожиданно, и стильно. Земекис получится, одним словом.
Re: :-))))
warlock_bleyss
February 3 2004, 01:09:48 UTC 15 years ago
dyak
February 2 2004, 01:38:49 UTC 15 years ago
Первый, кто сказал "смерть вырвала из наших рядов...", был блестящим оратором/метафористом/поэтом, а второй уже был пошляком.
sdanilov
February 2 2004, 02:06:10 UTC 15 years ago
по Фасмеру, пошлый - от древне-русского пошьлъ - старинный, исконный; прежний, обычный
а тот, кто пилит ржавой затупившейся пилой исконную русскую идею, тоже пошляк?
;-))
user_2003
February 2 2004, 02:17:40 UTC 15 years ago
Вчерашняя мода
ixbin
February 2 2004, 02:48:36 UTC 15 years ago
> (а вчерашняя мода всегда кажется ужасной), но не понимающая
> этого и "кидающая гордые взгляды".
Не менее пошло выглядит человек, который ведёт себя по "вчерашней моде". Например, тинейджер ( да и взрослый тоже), который курит и ругается матом и "кидает гордые взгляды" . Понятно, что цель такого поведения - показать окружающим, что "плевал я на ваши правила". Лет -дцать назад такой способ, наверное, срабатывал. Однако человек явно не просекает ситуацию, и не понимает, что "мода" изменилась на 180 градусов. Сигареты открыто рекламируют на каждом шагу, мат рекламируют по телевизору. Курить и материться в этой ситуации - значит показывать свою сверхвнушаемость и сверхпослушность.
Re: Вчерашняя мода
220v
February 2 2004, 07:14:17 UTC 15 years ago
Re: Вчерашняя мода
alhen
February 2 2004, 23:12:35 UTC 15 years ago
Re: Вчерашняя мода
220v
February 3 2004, 09:23:41 UTC 15 years ago
crotchet
February 2 2004, 05:18:35 UTC 15 years ago
Как-то уж совсем по-марксистки, в смысле про культуру как
надстройку к экономическому базису.
Deleted comment
Re:
220v
February 2 2004, 07:16:01 UTC 15 years ago
Deleted comment
Ничем не брезгуем, Вова?
probegi
February 2 2004, 12:10:45 UTC 15 years ago
Тьфу, гадость какая.
(юзерпик не вижу, фильтр)
Re:
djtigerratt
February 2 2004, 21:30:07 UTC 15 years ago
А то ведь совесть замучает - и, может быть, подобно Анне Карениной, придётся убить себя, безутешного, поездом...
Я, кстати, не шучу - мне противно.
Re:
ex_ex_apazh
February 2 2004, 23:00:35 UTC 15 years ago
Deleted comment
Re: Изволю.
ex_ex_apazh
February 3 2004, 19:36:49 UTC 15 years ago
Re:
guestl
February 2 2004, 23:56:11 UTC 15 years ago
Re:
warlock_bleyss
February 3 2004, 01:06:46 UTC 15 years ago
Кстати чувство юмора у вас есть?
Deleted comment
Re:
warlock_bleyss
February 3 2004, 11:08:23 UTC 15 years ago
Ой, ой...
raccoon
February 3 2004, 02:17:12 UTC 15 years ago
Вот-с, пожалте.
impossibilizer
February 3 2004, 03:32:20 UTC 15 years ago
Сабж, диагноз подтвердился на все сто.
Re:
redrik
February 3 2004, 22:31:20 UTC 15 years ago
Что и требовалось доказать.
Deleted comment
Re:
220v
February 3 2004, 09:16:20 UTC 15 years ago
Не так все просто
Anonymous
February 2 2004, 10:39:51 UTC 15 years ago
Оставив в стороне политический вывод, посмотрите на писателей. Пелевин невыносимо, тягостно пошл (чапаев и Пустота), несмотря на попытки быть изобретательным и удивить неожиданностью поворотов. Татьяна Толстая - нет, вопреки на почти психиатрической депрессивности и жизненной позиции, которую я не принимаю. Она, пожалуй, сейчас одна из ведущих русских стилистов. Говорок Достоевского заставляет морщиться именно пошлостью, его речь как будто желтоватого цвета в который красили двухэтажные "сталинские бараки", тогда как Гоголь - великий рассказчик даже когда рисует лубочные картинки про Диканьку.
Один и тот же человек может найти или потерять "голос", т.е. верный тон: второй том Мертвых Душ ошеломляет пошлостью, потому что автор пытается говорить всерьез, а в первый, где он издевается над своими персонажами - классика. Морализаторство превратило Толстого в писателя примитивных нравоучений на псевдонародном русском - значит, внутренние намерения можгут привести к пошлости (хотя, как в случае Т. Толстой, одна позиция не решает вопроса о пошлости).
Не так все просто.
Пошлость, скорее всего, есть отсутствие уместности, ощущения, которое зависит от образования и культурного кругозора, противоположность плохо формализуемому понятию cool, которое центрально в любых видах искусства
"Не так все просто", если не ошибаюсь,
probegi
February 2 2004, 12:17:54 UTC 15 years ago
Так что, с этим - не по адресу.
Anonymous
February 2 2004, 11:45:06 UTC 15 years ago
Поаккуратней бы примеры выбырали.
//S.
Re:
Anonymous
February 2 2004, 12:11:50 UTC 15 years ago
Можно, и особенно на расстроенном рояле.
Можно, можно.
probegi
February 2 2004, 12:18:33 UTC 15 years ago
Re:
krylov
February 3 2004, 01:12:42 UTC 15 years ago
По п. 5 и 5.1. вопросы:
probegi
February 2 2004, 12:23:07 UTC 15 years ago
А свинговые evergreens Гершвина?
А тогда?
А сегодня?
А вот еще Ильф с Петровым выдавали на гора (весьма инфантильные) размышления про "большой мир" и "маленький"...
и т.п.
По п. 5.2. вопросов не имею.
Deleted comment
Re:
ex_er2000541
February 2 2004, 22:49:27 UTC 15 years ago
Re:
krylov
February 3 2004, 01:33:05 UTC 15 years ago
Значение слова "пошлый" (по Фасмеру, ссылающегося на Срезневского) - это именно что "старинный, прежний, исконный, обычный. "Расхожий" в смысле "общераспространённый" - это производное значение, хотя и ближайшее.
_che
February 3 2004, 01:57:12 UTC 15 years ago
Немного не согласен, совковая культура поднималась как раз во время потенциальноой смены мировозрения ("шистидисятники") или фактической смены мировозрения (начало - середина 80-х). Т.е. двиглом было как раз запретно-оппозиционное... Этакая совковая фронда. Но после прихода к власти победившего мировозрения или возврата к старому - да, культура тухнет и пошлеет (70-ые и 90-ые).
Так, что подъем если и будет, то только перед националистической революцией, или во время оной (хотя и врядли она вообще будет). Потому как побеги "фронды" будут довольно быстро и жестко выкорчеваны, а значит и народившейся культуре тоже будет нечем питаться. А посему "кушайте ваше гуано" :)))