Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Роскошь

Комментарии к старому:

1. Примем для начала, что демонстративное потребление ("роскошь") не является прихотью власть имущих. То есть им, разумеется, приятно жевать рябчиков, кататься на шестисотых "Мерсах", и далее по списку. Но важно здесь то, что, ежели какой-нибудь любитель простых удовольствий пересел бы с "Мерса" на лисапет, и начал ходить в чебуречную, его бы сильно не поняли среди своих же. Ибо по чину положено крутому ездить на "Мерсе" и иметь на себе прочие причиндалы.
2. Разумеется, демонстративное потребление иерархично. То есть каждый более высокий слой потребляет что-то другое (как правило, более дорогое и менее доступное).
3. Платит за поддержание всей этой пирамиды "общество в целом". Однако, здесь важно заметить, что общество, как правило, согласно эту пирамиду терпеть и поддерживать, в т.ч. материально.
3.1. Слово "согласно" отнюдь не означает "положительно к этому относится", "считает справедливым", и так далее. Просто общество воспринимает социальную иерархию только в таком виде, и ни в каком ином.
3.1.1. Грубо говоря: человека начинают воспринимать как "статусного" и "крутого" (то есть хотя бы бояться) только в том случае, если он предъявит определённые вторичные половые признаки своей крутости. (Скажем, "мерс", злату цепь, и красный спинжак в случае Москвы 1993. Или шитую золотом перевязь, или палочку из бивня носорога в причёске, или суперпуперкомпутер на ладошке - во всяких других случаях.)
Важно то, что такое понимание дела разделяют все - как другие цепеносители, так и самый последний бомж.
3.1.2. Ну не будет холоп кланяться господину, если он без богатой шапки бобровой. И уважать не будет его без шапки. А там и до бунтования недалече.
Если так, господин должОн иметь шапку бобровую, хучь ты тресни.
А значит, он её должен откуда-то взять. Хотя бы содрав три шкуры с тех же холопьев.
4. Система демонстартивного потребления складывается в обществе под воздействием многих факторов социокультурного характера. Однако, она почти не поддаётся "государственному регулированию". Если нечто считается престижным, никакой указ этого не отменит.
5. Цена демонстративного потребления - это та цена, которую платит общество за возможность поддержания социальной вертикали (в данном конкретном её виде). Иногда эта цена бывает непосильной и чрезмерной, но она всё равно выплачивается.
5.1. Скажем, на некоем бедном тропическом острове "самый большой человек" должен (в глазах населения!) иметь 10 лимузинов, белый дворец, свой корабль, и проч. Ближайшее окружение должно иметь по 2 лимузина и белый дом европейского типа. Просто "влиятельный человек" должен иметь лимузин, хоть ты тресни. При этом места для того, чтобы кататься на лимузинах, на острове нет, а на их закупку уходит в общей сложности половина госбюджета. Но перестать покупать лимузины нельзя: человека без лимузина никто (в т.ч. простонародье, и даже именно оно первое) за "большого человека" считать не будет. Пиздец.
6. В обществах с инновационной экономикой "роскошь" может как стимулировать экономический рост, так и подавлять её - в зависимости от того, что считается "статусным", а также от начальной цены статусного потребления.
6.1. "Случай мобилы". Нечто - скажем, мобильный телефон - является символом высокого социального статуса. За эту услугу готовы переплачивать, причём весьма существенно. Операторы сотовой связи получают сверхдоходы, которые они вкладывают в развитие сетей. Дальше в какой-то момент они начинают проводить политику "низкие цены - широкий охват - быстрый оборот", проламывают ценовой барьер, и мобила идёт в массы (которые особенно охотно покупают "бывший престижный товар").
6.2. "Случай алмаза". Символом статуса являются редкие драгоценности - скажем, алмазы. Допустим, увеличить их производство невозможно. Их цена плавно поднимается до максимально возможной - и всё.
6.3. "Случай гарема" Символом статуса является количество жён. Увеличить "производство девочек" невозможно без увеличения "производства мальчиков". В обществе появляется избыток бедной, агрессивной, бессемейной молодёжи - а под боком земли соседей. Понятно...
6.4. (Есть ещё несколько вариантов, ладно, проехали)
7. Современное российское общество (а на самом деле и позднесоветское) имеет жёсткий критерий статуса: обладание дорогими вещами западного производства. (Что роднит его с большинством стран "третьего мира"). Статусное значение всех вещей задано предельно жёстко, и известно практически всем.
8. Если кто-то прекратит пользоваться "Ауди", это будет воспринято однозначно - как потерю положения.
Соответствено, это не потребительская потеря, а уступка статуса.
8.1. "Потребительские потери" человек переживает относительно легко - поскольку отказ от одного блага при неизменных доходах может означать увеличение другого. "Ну не буду ездить на "Ауди" - зато куплю себе комп навороченный, и с Люськой в Египет съезжу". То есть в случае нестатусного потребления возможно взывать, скажем, к потребительскому патриотизму. В конце концов, почему бы не купить "своё и подешевле", пусть даже и хуже качеством - особенно если это есть чем компенсировать?
8.2. Статусные потери человек переживает крайне тяжело. В том числе (хотя далеко не только) и потому, что они означают (в перспективе) снижение доходов. "Ага, ежели я к тому дядьке приеду на "Жигуле", да ещё в джинсах и свитере - так он на такие деньги меня точно не возьмёт, вид дешёвый..."
9. Поэтому добровольный отказ обладателя "Ауди" от своей машины значит для него нечто бОльшее, чем помощь родному автопрому: это делает двусмысленным (а значит, ставит под угрозу) его положение. "За человека считать не будут". Что является, как правило, жертвой несоизмеримой с пользой для автопрома.

[]

Anonymous

May 29 2001, 18:25:41 UTC 18 years ago

Krylov, a u tebja est' audi?
Крылов, как всегда, загнал главное в середину. Вот: Ну не будет холоп кланяться господину, если он без богатой шапки бобровой. И уважать не будет его без шапки. А там и до бунтования недалече.
Если так, господин должОн иметь шапку бобровую, хучь ты тресни.
А значит, он её должен откуда-то взять. Хотя бы содрав три шкуры с тех же холопьев.

Получается, холоп сам виноват, что не уважает барина без шапки? И в чём заключается такое "уважение"?
Уточнение. Тут не только холоп, разумеется, должен чтить шапку, но и баре узнавать друг друга по шапке. "По одёжке встречают" - это оно самое.

То есть, барином считается тот, кого таковым считают
а) нижестоящие (оказывают должное уважение)
б) равные (принимают в слой).

Мнения о том, какова должна быть атрибутика "барина", должны совпадать. Иначе см. "Ревизор", где этот вопрос сразу с нескольких сторон рассматривается, начиная от "петербургского платья" [тема шапки] и кончая "сатиру напишет" [тема альтернативной иерархии] (вообще надо бы подробнее, да некогда).
(Неудивительно, кстати, что такая пиеса появилась именно в России, где с этими делами всегда были проблемы.)

О "вине". Да никто не говорит, что кто-то "виноват". "Преестественнейшее ведь положение". То есть "везде так".
Ну уж в такой "бюрократократической" стране как современная Россия главнюк меняет такую символику без большого труда - ездит сам на суперВолге и несколько раз публично замечает, что иностранный автомобиль у чиновника - признак антипатриотизма, или там излишней вороватости - остальное сделает обычное чиновничье задолизательство.

Уже и сейчас в России, Волга, но очень непростая - тоже неслабый символ, хотя скорее прокоммунистической части "элиты"
Здравствуйте, Константин. Не получилось у нас осмысленно побеседовать на "россии.орг", да и загнулась опять, болезная. А жанр дискуссии с воображаемым собеседником мне понравился, попробую себя в этом жанре. Итак, Аргентум: Если вы такие сознательные, начните с себя. Выметайтесь из "Ауди"! Протекционист: Нет, только вместе со всеми. Понимаете, есть вещи, которые имеет смысл делать или всем - или никому. Вот, к примеру, иномарки эти самые. Иномарка сейчас - статусный символ. Аргентум: Ы? Эх, батенька, как все у вас, оказывается, запущенно... Символы, говорите. Вам, батенька, не производителя надо защищать, а, простите за интимное замечание, лечиться. Протекционист: То есть? Аргентум: Давайте по порядку и постарайтесь не обижаться. Что такое статусный символ, если разобраться? Символ - это что-то означающее. Если человеку вместо означаемого мерещатся символы, значит он озабочен символизируемым. Например, коту во время гона в любом мохнатом предмете мерещится кошка (до символов у него мозга недоросла, но ход мысли примерно тот же). Латентному гомику или недотраханной бабе в любом удлиненном предмете мерещится фаллос. И так далее. Если человеку в относительно красивых и относительно удобных вещах мерещатся статусные символы, значит он озабочен статусом. А поскольку реальный статус (обусловленный полезными навыками, признанными достижениями, наконец просто отношениями с людьми - как деловыми, так и дружескими) повышать тяжело и лениво, поэтому приходится довольствоваться суррогатами - "статусными символами". Понятно, что в обществе, где доступно... даже не изобилие, а просто в принципе доступны удобные и красивые вещи, даже этим способом статус повысить оказывается сложно. И впадает человек в истерику, вроде как вы: Протекционист: Ведь у нас как? Кто ездит на "жигуле", тот ведь вообще не человек, да. Аргентум: Вот вот, и я именно про это - у вас, статусно озабоченных, проблемой является не то, что ВАЗ дерьмо на конвеере клепает, а то, что у других есть цацки, которых нету у вас (а поскольку всех денег не заработаешь, да и не все на деньги купишь, то всегда найдется какая-то цацка, на которую лично вам денег или чего другого не хватит - не ауди, так яхта, самолет или красивая жена). И вам это очень обидно, настолько обидно, что вы даже сами не замечаете, насколько ваше рассуждение напоминает поведение малышей в песочнице, хвастающихся друг перед другом лопатками и ведерками. Протекционист: И никакое количество людей, с иномарок на жигуль добровольно пересевших, дела не изменят. Аргентум: Конечно не изменят. Разруха-то, она в голове, и лечить ее тарифными или там монетаристскими мерами - занятие абсурдное. В вашем случае могу лишь порекомендовать обращение к квалифицированному мозговеду. Протекционист: На жигуль должны пересесть все, включая президента - иначе никак. А до того времени буду кататься на "Ауди". Аргентум: Ну катайтесь, кто ж вам запрещает? У нас же либерализьм, нет? Только... часто я с этим сталкиваюсь, но никак не понимаю желания решить личную психосексуальную проблему перестройкой, ни много ни мало, всего общества. И, не будучи профессиональным мозговедом, помочь вам не могу, хотя искренне хотел бы. Извините. (садится в жигули и уезжает).
оппаньки, так сказать. С непривычки...
Собственно, если вы не заметили, моя реплика - ответ именно на то, на что вы мне указываете, на заметку о роскоши, а не на оригинальную "беседу с Львиным".

Эта заметка еще ярче подтверждает главный пойнт моей реплики: что ни вашего лирического героя-"Протекциониста", ни вас лично, ни даже большинство вам сочувствующих, отечественный автопром как таковой не интересует, а интересует только статус и его символы.

Автопром, таким образом - не более, чем повод для введения закона против роскоши. Если это так, то и надо обсуждать закон против роскоши, а не привлекать не имеющие отношения к делу доводы.

Это куда-то не в ту степь.

Я ведь предложил самое обычное институционалистское рассуждение. Некоторые вещи имеют спрос, связанный не только с потребительскими качествами, но и с иными факторами, в данном случае - с тем, что они маркируют статус, "позитивно" ("Шестисотость" как понятие: я однажды - правда, давно это было - слышал выражение "шестисотый таракан", в смысле - "поразительно крупный") или "негативно" ("Жигули: двадцать минут позора, и ты на работе"). Каковое обстоятельство сильно меняет всю картинку.

При этом вопрос о происхождении и цене статусных символов весьма важен. Например, знаменитая "туземная торговля" - обмен золота и рабов на зеркальца и дешёвую бижутерию - был связан с тем, что привозимые европейцами предметы быстро получили у туземцев значение статусных символов, за которые не жалко "всё отдать". Примерно ту же роль сейчас играют помянутые мной "лимузины" в "третьем мире", а также в современной России.

Вопрос состоит в том, что делать, если мы находимся в ситуации тех самых туземцев, где уважением пользуются только люди с зеркальцами на груди и бижутерией в ушах? Понятно, что следствием такого положения дел будет "туземная экономика" описанного типа.

Насчёт "законов против роскоши": не надо забывать, что вся "ельцинская демреволюция" в России началась с темы "привелегий". Весьма симптоматично, что революция, начавшаяся с этой темы, весьма быстро привела к созданию "архипривелегированного" общества. Что является закономерным итогом любых разговоров про "символическую уравниловку", которая куда хуже реальной, поскольку люди менее охотно расстаются с символами статуса, нежели даже с реальными благами.

То есть, дело не в "законах против роскоши", а в том, что именно будет символизировать роскошь. О чём и речь.

Да, по поводу argumentum ad homini, типа "а почему вы про это пишете и не озабочены ли вы своим статусом". Это ж из серии того, что бедолаге Фрейду приходилось выслушивать. "Нормальный здоровый человек пиписьками не интересуется и книжки про них не пишет", ага? Но, слава богу, тематика статусных игр и всего с ними связанного всегда считалась обсуждабельной... Так что - - -
Во первых строках письма считаю необходимым признать вину - да, аргументы к личности логически некорректны (что, впрочем, не мешает и вам ими иногда злоупотреблять, ну да ладно).

Во вторых строках считаю нужным отметить, что аргумент о "статусной" природе некоторых предметов потребления не только и не столько институционалистский, он возникает во многих контекстах экономического обсуждения.

Вопрос именно в том, что за этой точкой у вас возникает логический разрыв. Да, вещи могут в своей потребительной стоимости иметь "статусную" составляющую. Но "статусная" и "чисто потребительская" составляющие в потребительной стоимости вещи трудноразделимы, и далеко не всегда соотношение между ними такое, как вы пишете: дескать, отказ от "потребительной" составляющей переносим легко, а отказ от статусной - непереносим совершенно. Тем более, что это не только от вещи, но и от человека зависит. Например, лично про себя я точно знаю, что для большинства потребляемых мною вещей это не так. Напротив, по отношению к человеку, у которого система ценностей именно такова, мне очень трудно удержаться от предложения провериться у мозговеда.

Так что первый логический разрыв вот: констатировав "статусную" составляющую стоимости (да, она бывает), вы - без всяких логических и эмпирических к тому оснований - заявляете, что соотношение между ними в данном случае такое, а не иное, и начинаете на этом весьма шатком основании требовать конкретной, причем весьма радикальной, политики.

Но даже если мы примем это (в "роскоши" вы, кстати, честно предлагаете принять это как постулат, без всякого обоснования), да еще и согласимся с последующими вашими рассуждениями, получается еще более интересная вещь: иномарка - статусный символ, а на статусных символах держится социальная иерархия. Фиксируем. Таким образом, лишив "элиту" статусного символа, мы рискуем обрушить социальную иерархию.

Да вы, батенька, революционер - ради какого-то злосчастного ВАЗа готовы похерить столь трогательно любимую традиционалистами социальную лестницу.


Тематика знаков социального статуса крайне
занимала китайцев. Конфуций предлагал (что
весьма разумно) свести социальный статус
к чиновным степеням, которые
давались сообразно учености
(по экзаменам). Все внешние
проявления социального статуса
сводились к музыке и ритуалу.
Оно привело к поразительной стабильности
общества и живучести китайской культуры.

Среди прочего, предметы роскоши в конфуцианском
Китае были тщательно регламентированы, вплоть
до расцветок и покроя одежды.

Нечто подобное нужно и в России.

Типа если ты сдал экзамен на чиновника
второй категории, разрешается купить Запорожец.
А если четвертой категории - то жигуль.
Все остальное просто запретить;
спонтанно возникающие знаки статуса,
кроме утвержденных комиссией -
отслеживать и тоже запрещать.

Такие дела
Миша.

Как всегда в Мишиных идеях есть очарование.

Интересно что (IMHO) здесь в в Ыстонии статусными цацками сильно озабочены в основном (около)бюджетные бюрократы. Ну типа вот надо обязательно ректору на мерсе кататься. Типа говорит зарубежные гости тут у нас - я на на мазде трехлетней перед ними - позор.
Богатеньким и деловым часто пофиг. Припоминаю как начальник фирмы где я подрабатывал (лимонов 30 зеленых месячный оборот) все катался на бмв 300-й серии купленном когда у него еще типа "кооператив" или был. Или чуть позже. Причем одна тачка на семью.А народ пониже рангом в фирме раз в месяц вольвы на мерсы менял.
В конце-концов начальник таки купил 600-й или, если такие существуют - 800й :), приговаривая в бане на полке смущенно "Вот блин. купил сарай. нафиг. а что делать. В России не понимают, если не так. Неудобно." Био - мужик из потомственных в каком-то уже неприпоминаемом поколении купцов-староверов.
Впрочем знаю и о других даже по Российских мерках крайне небедных местных воротилах, предпочитающих нечто вроде армяка, тапочек и полугрузового вэна в качестве повседневной униформы.
А свои комменты в чужих лентах править можно?
А то тэг не закрыл :(

Anonymous

January 29 2002, 20:04:07 UTC 17 years ago

К спору о протекционизме--
вот недавно попалась - у Хомского - формулировка из Байроха:
http://www.mngt.waikato.ac.nz/depts/sml/journal/indexv11/Chomsky.htm

...United States, "the mother country and bastion of modern protectionism," economic historian Paul Bairoch observes in his recent study of myths concerning economic development. The most extraordinary of these, he concludes, is the belief that protectionism impedes growth: "It is difficult to find another case where the facts so contradict a dominant theory," a conclusion supported by many other studies.

миша гронас