Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

Я маленький Ванюша, я очень добрый весь.

olshansky предложил своё определение интеллигенции:
ИНТЕЛЛИГЕНТ - ЭТО ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ БОРЕТСЯ ЗА ЧУЖИЕ ИНТЕРЕСЫ И СОСТРАДАЕТ ЧУЖИМ ПРОБЛЕМАМ.

Все.

Именно поэтому все политические силы России до 1917 года левее октябристов - это интеллигенция, а вот партия СПС - никак нет.

Настоящие разделение ведь именно здесь, в социально-эгоистических и классовых вопросах, а вовсе не в идиотическом бреду про коварную "нерусь", которая осаждает страждущую "русь".

Государство - есть мирное, а временами кровавое сочетание разных эгоизмов, они же "классы". Своего рода высший эгоизм, который вечно оплачивает благосостояние одних поражением других.

Поэтому интеллигенция не любит государство.

Национализм - эгоизм пар экселянс, 100%, совершенный эгоизм, возведенный в философию и религию.

Интеллигенция поэтому противоположна национализму.

Интересно, что его определение по-своему правильно, но несколько неполно.

Интеллигент - это и в самом деле человек, который борется за чужие интересы и сострадает чужим проблемам.

Однако, важно понять, почему он это делает.

На это есть несколько причин. Самая очевидная - прекраснодушие. Человек и в самом деле считает, что где-то там, в бассейне Лимпопо, люди страдают так сильно, что на этом фоне всё остальное меркнет.

Заметим, что в каких-то случаях он может быть и прав: в конце концов, бывает же ситуация, когда чьё-то страдание и в самом деле достигает небес. Но тогда включаются механизмы нормальной человеческой солидарности: люди идут сдавать кровь и пересылают тёплые вещи жертвам землятресения или извержения вулкана, или идут добровольцами на чужую войну. Как правило, это обычные люди, неинтеллигенты.

Прекраснодушие же есть своего рода страсть: человек всё время выискивает "чужое страдание" и начинает ему сострадать - как правило, на словах. Впрочем, иногда у него есть чем заплатить за свою страсть - то есть деньги или положение, конвертируемое в "позицию".

В принципе, прекраснодушные люди были бы безобидны и даже полезны: должен же кто-то радеть за дальних. Увы, они, как правило, являются орудием в руках людей менее прекраснодушных, о которых мы сейчас и поговорим.

Во-первых, очень многие из тех, кто "сострадает чужим проблемам", движимы отнюдь не любовью к дальнему, а ненавистью к ближнему. То есть, сочувствие страданиям далёких народов есть своего рода моральная индульгенция тому, кто ненавидит и презирает народ, живущий поближе, "который под окном ходит". Это любовь, рождённая ненавистью и презрением. Ближайший аналог - страстная любовь мизантропов к домашним животным. "Людей ненавижу, люблю собак". Или канарейку.

Так, я полагаю, что большая часть искреннего чеченолюбия в России порождено банальнейшей русофобией. С подтекстом - "чеченцы делают с русскими то, что хотел бы сделать я".

Иногда, впрочем, ненависть прикрывается любовью очень поверхностно. Например, отечественного разлива любители чьего-угодно-национализма обычно люто, зверино ненавидят национализм русский. "Тут всё понятно".

Эти товарищи опасны, поскольку фанатичны. Но есть и ещё один слой - те, кто всем этим манипулирует. Это совсем уж непрекраснодушные товарищи, которые банально используют "глупых людишек" в разного рода политике. Настропаляя и науськивая фанатиков и прекраснодушных на свой народ и своё государство. Правда, со вторыми они говорят откровенно, а первым вешают на уши кой-какое спагетти. Но суть одна.

Нехитрая механика этого дела описана у живого классика:
– Хороший ты человек, Ваня, нравишься ты мне... Ну, давай за встречу... эх-х, мил дружок, вижу, трудно тебе.
– Да мне-то что – народу, народу тяжело. Царизм душит, детей ест. Сырых. Без хлеба. (И заплакал.)
– Не грусти, не печалься... Давай ещё по рюмочке... Ты огурчиком, огурчиком заедай. Во-от. Ну, как ты там про царизм, это же очень интересно.
– Они искусственно народ в темноте держат. А надо прожектор, чтобы осветить всё, прожекторами путь указывать. Где копать, куда. Я этому жизнь посвящу. Я даже тут стихотворение...
– Ну-ну.
– Вот:

Я маленький Ванюша,
Я очень добрый весь.
Мне хоцца всему миру
Пользительность принесть.


– Здорово! Неужто сам сочинил?
– Сам.
– Да, давит, мнёт, душит царизм талантливую молодёжь... Кстати, до "царизма" тоже своим умом дошёл?
– Не, есть люди.
– Интересно, интересно. Кто же это? Очень хотелось бы поговорить.
– Вообще-то нельзя.
– Эй, человек, сочини-ка ещё графинчик.
– Но вам скажу, нельзя не сказать. Человек вы уж больно хороший, добрый. Есть три друга у меня: Мордка Вспышкин, Лешек Масонковский и Фриц Розенкройц. От них всё: и правда и книжки. Это люди. Они мне жизнь дали.
– Они тебе, ду... Гм-гм. Да. Ну так что они говорят?
– Россия – она вредит всем, пакостит. Жандарм Европы. Без неё, знаете, как бы развитие пошло? Но она может и свет миру дать. Надо только её разделить.
– Как это?
– А так... Тут насчет графинчика... О-па... Так вот. Надо, во-первых, Великую Польшу сделать.
– Это Масонковский тебя научил?
– А вы откуда знаете?
– Ну так, случайно. Наобум сказал.
– А-а. Но вы правильно, точно угадали. Великая Польша, и чтоб у неё и Литва, и Белоруссия, и Малороссия. И тогда будет интернационализм. Дружба народов. Но это не всё ещё. Надо Прибалтику Германии отдать. Она передовая, а у нас русопяты чухну и латышей живых в землю закапывают. Ну, потом черту оседлости отменить, принимать евреев в университеты вне очереди, потому что они пострадавшие. И вообще всем евреям пенсию выплачивать пожизненно, как жертвам русской дикости. Ну, единовременное пособие за погромы – раздать золотой запас. И тогда сразу счастье начнётся.

)(
Психологический компелекс Интеллиентности очевиден - почувствовать себя морально выше окружающих. Вот типичное представление интеллигента о взгляде неинтеллигентов на себя любимого:
"Обидно, когда рядом кто-то выше тебя, причем тебе даже не дано постичь, в чем же, собственно, выше".

И, конечно, вы правы. Суть интеллигентской "любви" к дальнему - животная ненависть к ближнему.
Вот мне один интеллигентный молодой человек объясянет, почему он вправе веселиться по случаю недавнего терракта в московском метро: "... с детских лет я испытываю гадливость, когда кто-то начинает показно скорбить. А тем более, жалеть себя напоказ".
>>И, конечно, вы правы. Суть интеллигентской "любви" к дальнему - животная ненависть к ближнему.
Вот мне один интеллигентный молодой человек объясянет, почему он вправе веселиться по случаю недавнего терракта в московском метро: "... с детских лет я испытываю гадливость, когда кто-то начинает показно скорбить. А тем более, жалеть себя напоказ".<<

Извините, но не сдержусь - это просто какая то моральная деградация, варварство чистой воды. Что за дурачье растет, ей Богу!?
>>И, конечно, вы правы. Суть интеллигентской "любви" к дальнему - животная ненависть к ближнему.
Вот мне один интеллигентный молодой человек объясянет, почему он вправе веселиться по случаю недавнего терракта в московском метро: "... с детских лет я испытываю гадливость, когда кто-то начинает показно скорбить. А тем более, жалеть себя напоказ".<<

Извините, но не сдержусь, прокомментирую - это просто моральная деградация, варварство какое то... Что за дурачье растет, ей Богу !?
Уверяю вас, хороший интеллигентный мальчик. И что характерно, ДОБРЫЙ.
>> Уверяю вас, хороший интеллигентный мальчик. И что характерно, ДОБРЫЙ

Может, Ницше обчитался? В определеном возрасте так хочется быть сверхчеловеком :)
Стремление стать сверхчеловеком вообще приводит к печальным последствиям, но особенно тяжело оно влияет на недочеловеков. Независимо от возраста и образовательного уровня.
Так, я полагаю, что большая часть искреннего чеченолюбия в России порождено банальнейшей русофобией. С подтекстом - "чеченцы делают с русскими то, что хотел бы сделать я".

Вне всяких сомнений. Самому резать головы русским затруднительно - на дворе не 1919-й год, да и друзья осудят , опять же - моно и свою голову потерять, а за других порадоваться - самое оно. Причем другие непременно должны быть от русских извергов обиженные, и чем сильнее у конкретного товарисча желание, чтобы эти сделали " с русскими то, что хотел бы сделать я", тем и миф о русских зверствах (прошлых или даже будущих)по отношению к этим ему требуется круче.
Оно и спать спокойнее, жалость не шевельнется - не кого-то вообще взорвали в метро, а потенциальных "русских фашистов", которые - дай им только волю- сейчас же триумф, циклон-б и коронки золотые рвать.
А что до гибнущих вместе со всеми нерусских , и здесь ответ пжалста - всем порядочным людям доподлинно известно, что на самом деле взрывает ФСБ по приказу Путина, а списывает на чеченцев,дабы установить тоталитаризм, которого воспитанные в вековечном рабстве русские только и ждут - они, стало быть, в конечном счете, в смертях армян, грузинов и татар и виноваты.

Anonymous

February 10 2004, 03:23:39 UTC 15 years ago

Французы из образованных не на шутку любят чеченцев - вполне официальная государственная позиция, транслируемая телевидением и интелектуалами. Достаточно открыто проводится аналогия с алжирской историей 50-60х, когда без особых душевных терзаний зачистили от 400 до 1200 тыс. берберов. Душка Франсуа Миттеран в те годы был главным прокурором в Алжире - 40 000 приговоров к гильотине. Так вот, среди белых французов из простых весьма-а-а широко представлены антиарабские настроения, посему чеченолюбие - продукт не для них, а, естественно, для интелектуалов, арабов и молодёжи. Причём для первых получается тройное удовольствие - забыть о давнем Алжире, взойти на завораживающую моральную высоту для учморения любого национализма (русского проще, так как привычнее и искреннее), самоуспокоиться по поводу неприятно свербящего факта изобилия ближних арабов - мы-то, дескать, научились эти проблемы решать, всё больше любовью, терпением и высокой моралью. Алексей из Франции.
Значит, интеллигент - психически неадекватный альтруист ?
Определение надо бы сузить, например:

"Интеллигент - это человек, который борется за чужие интересы и сострадает чужим проблемам, игнорируя при этом интересы и проблемы свои и своих".

Да и слово "интеллигент" здесь терминологически неточно подобрано, мне кажется. Оно не вполне из социальной сферы.

"Интеллектуал" было бы точнее, но тоже не то.

Как-то так.

Соглашаясь с возможным определением интеллигенции, данным olshansky , предлагаю к Вашей типологии ее мотивов добавить и такой:
сочетание повышенной социальной и личной ответственности и скромности.
Интеллигент, отождествляя себя все же со страной и народом, свою вину и свою неправоту ощущает гораздо острее, чем чужую. Дело не в том, далеко бедствия или близко, а в том, с тобой/твоим народом они происходят или ты/твой народ виноват в бедствиях чужого. В условном дихотомическом выборе: палач - жертва, русская интеллигенция предпочитает быть жертвой.
И тут наверное, надо уточнить, что эта повышенная умозрительная, наблюдательная, что ли, ответственность сочетается с неготовностью принять на себя ответсвенность практическую.
В ситуации далекой от них они могут одобрять что-то (ту же Америку - пусть американцы казнятся из-за жертв среди иракских детей), а принять ответственность за одобрение жертв чеченских детей - нет. Если угодно, интеллигент ощущает ответственность и вину за Путина, но ни за что не согласится занять его место и искать реального решения проблем. Этим же вызван и стихийный либерализм русской интеллигенции - ничего не делать и не решать; пусть все само.
> принять ответственность за одобрение жертв чеченских детей - нет

Зато смерть русских детей -- всегда за милую душу.
Короче говоря, русский интеллигент всегда готов пожертвовать русскими, с удовольствием стать палачом русского народа. Чем и гордится. Ощущает моральное превосходство над преданными им ненавистными соотечественниками.
Нет. Палачом не готов. Тем более с удовольствием. Но смириться с жертвой своего народа (своей) он готов скорее, чем принести в жертву чужой.
А моральное превосходство - смотря над кем. Над палачами других народов от имени русского - да.
> Нет. Палачом не готов. Тем более с удовольствием. Но смириться с жертвой своего народа (своей) он готов скорее, чем принести в жертву чужой.

Так это и есть палачество, и причем изощренное. С кислой миной неудовольствия.
- Ваня, я отдам тебя истязать этим нехорошим людям. Но без всякого удовольствия. Мне так тебя жалко...


> А моральное превосходство - смотря над кем. Над палачами других народов от имени русского - да.

Ну да. Сдали своего Ваню на живодерню и принялись ощущать свое моральное превосходство над палачами Вани. Очень интеллигентно.
Совершенно с тобой согласен. Поэтому еще раз подчеркиваю - национализм есть, в первую очередь, не столько любовь к своему народу, сколько большее сочувствие к страданиям представителей своего народа (ближних), нежели к бОльшим страданиям чужих народов (дальних). В этом смысле, русский националист сегодня это тот, кого задевают за живое страдания русских старушек, ограбленных Чубайсом, а информация о детской смертности от голода в Африке проходит мимо ушей, не затрагивая душу. Может такое поведение не идеально (есть же на свете филантропы) но оно психологически нормально. Национализм есть фоновое сознание нормального человека. Но, отсюда следует - Вы таки будете смеяться, что наш общий друг Митя на фоновом уровне - нормальный русский националист. А завороты у него (Митя, не обижайся, пожалуйста, я ЛЮБЯ (не в этом смысле) ;) )(Привычка бывшего программиста закрывать скобки)... да, а завороты у него - на уровне неправильной рефлексии иногда возгоняемой в публичные эмоции. А непубличные эмоции у него совершенно нормальные, как у нас с тобой - т.е. олигархов мочить, а старушек кормить