Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Л. фон Мизес

Мыслители бывают систематическими и несистематическими. То есть: если у систематического мыслителя в письме к сыну (в Париж) написано: "Имей в виду, все бабы - дуры", то, значит, этот тезис железно вытекает из соответствующих параграфов его главного труда "Общая Научная Теория Всего На Свете". А если у несистематического мыслителя в его самой известной статье "О вечно-дурном в бабской душе" написано про "бабу-дуру", так это совершенно не мешает тому, что в его не менее известной статье "Новый Матриархат" не написано прямо противоположное, а в его дневничках есть ещё и третье, и четвёртое, и пятое, и вообще такое, что наследники до сих пор вымарывают из официальных публикаций.

Это, разумеется, "чистые случаи", но всё же тенденция есть.

Л. фон Мизес, судя по всему, скорее систематический мыслитель. Да и прочие "австрийцы" всегда отличались этим свойством. Вопрос: является ли русофобия неотъемлемой принадлежностью либертарианства "австрийской" ветви, и если да, из каких параграфов это следует с железной необходимостью?

То есть понятно, что следует. Интересно всё же, из каких именно.

)(
С Мизесом все просто и понятно. Рисую схему без особых ссылок, потому как лень.
1) Л.ф.М. был пессимистом (воспоминания о нем фон Хайека, "все книги профессора Мизеса проникнуты сомнением в том, что цивилизация, которая сделала возможным их написание, продлится достаточно долго, чтобы их успели опубликовать", "в сентябре 1932 года во время заседания комитета Verein fur Sozialpolitik в Бад-Киссингене в саду за чаем собралась довольно большая группа коллег по профессии, и Мизес неожиданно спросил, сознаем ли мы, что собираемся вместе в последний раз. Это замечание сначала всех изумило, а затем вызвало смех, когда Мизес объяснил, что через 12 месяцев Гитлер уже будет у власти. Всем это показалось слишком невероятным, но больше всего они не могли понять, почему Verein fur Sozialpolitik не сможет собираться после прихода Гитлера к власти."),
2) Л.ф.М. считал, что люди, действуя из неверно понимаемых интересов общества, склонны строить себе тюрьму из собственного государства ("Социализм", "Либерализм в классической традиции", "Запланированный хаос"),
3) Л.ф.М. видел подтверждения своим взглядам в том, что происходило с русскими и, чуть позже, с немцами,
4) Отношение Л.ф.М. к русским в момент написания того, на что ты даешь ссылку, я бы охарактеризовал как горестную ненависть, как к лучшему подтверждению его пессимистических взглядов. Не исключаю, что моя страна после 1917 года заслуживала именно такого отношения стороннего наблюдателя. Впрочем, возможно привести аналогичные периоды из жизни почти любой другой страны. В рассматриваемом нами случае временное совпадение важно.
5) Полагаю, в 40-х годах его отношение к русским и немцам соответственно изменилось (не надо забывать, что он был австрийским евреем - вообще, биография потрясающая, начать хотя бы с офицерского звания в артиллерии во время I мировой), но позднее Л.ф.М. столь резких статей не писал. Зато опубликовал Human Action - 1946 г.

достаточный набор ссылок:

http://www.libertarium.ru/libertarium/Mises/lib_author_t

http://www.libertarium.ru/libertarium/Mises

http://www.libertarium.ru/libertarium/14168

www.mises.org


Дело здесь, вероятно, не в либерализме и не в австрийском еврее.

"...при мировой победе коммунизма, хотя бы и русского, всем порядочным людям мира, хотя бы и русским, не останется ничего, кроме самоубийства. Непорядочные, вероятно, найдут выход: будут целовать следы копыт сильнейшего и получат за это паек первой категории."
Иван Солоневич, "Диктатура импотентов"

Что ни говори, а иного отношения к себе советская военно-канцелярская машина и не заслуживала.
либерализм тут ни причем,
Мизес, увы, склонен экстраполировать (см. оригинальную статью), причину этого я обрисовал

спасибо за ссылку на Солоневича