Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

полезное из "Шульхан Арух"

Вообще говоря, в "Кицур Шульхан Арух" (помянутом мною здесь) содержится и множество полезных и мудрых мыслей, кои следовало бы усвоить.

Вот, например:

ЗАПРЕТ СПЛЕТЕН, ЗЛОЯЗЫЧИЯ, МЕСТИ И ЗАТАЕННОЙ ЗЛОБЫ

1. Сказано в Писании: «Не ходи сплетником в народе твоем». Кто такой сплетник? Это тот, кто нагружается сплетнями и ходит от одного к другому, рассказывая: «Так сказал такой-то, то-то и то-то слышал я о таком-то»; и даже несмотря на то, что он рассказывает правду и нет в его рассказах ничего позорного, — этот человек нарушает запрет из Торы, и это страшное преступление, приводящее к убийству евреев; поэтому-то и сказано в конце этого стиха: «...и не стой над кровью ближнего своего». Пойди и выучи, что случилось с Доэгом-Адомитянином, который сказал Шаулю, что Ахимелех дал Давиду хлеб и меч: хотя это и было правдой, и не было в этом никакого позора для Ахимелеха, поскольку тот ведь не сделал ничего плохого; и даже если бы Шауль сам спросил Ахимелеха об этом, тот бы рассказал ему о сделанном, поскольку не намеревался своим поступком восстать против Шауля — при всем этом сплетня Доэга привела к тому, что было убито множество когенов.

2. Есть еще одно преступление, многократно хуже предыдущего, о котором говорит тот же самый стих из Торы, и это лашон тара (злоязычие); он состоит в том, что человек рассказывает о чем-то позорном для товарища, хотя и говорит правду. Лгущий же называется «выводящим дурное имя» на товарища. А злоязычный — это тот, кто сидит и рассказывает: «Так-то и так-то сделал такой-то, такими-то и такими-то были его предки, то-то и то-то я о нем слышал» — и рассказывает позорное. [...]

А тот, кто слушает рассказы злоязычного, еще хуже, чем он сам; и Вс-вышний вынес приговор нашим отцам, по которому они должны были все умереть в пустыне, только из-за лашон тара.

3. В каком случае рассказ о товарище уже считается лашон тара? Вот, например, один человек спрашивает другого: «Где можно найти огня?» А тот ему отвечает: «Как, ты не знаешь, где можно найти огонь? А в доме такого-то, ведь у него столько мяса и рыбы, что у него все время что-то варят!»

4. А есть разговоры, которые называются «след лашон гара» (то есть «почти злоязычие»). О чем речь? Если человек говорит: «Давайте не говорить о таком-то, я не хочу рассказывать, что произошло и что случилось», — и такого рода разговоры. И также если человек говорит хорошее о товарище тем, кто его ненавидит, — это тоже называется «след лашон гара», поскольку этот рассказывающий провоцирует их сказать о товарище позорное. [...]

И также если человек говорит лашон гара как бы смеясь и несерьезно, как будто речь его вызвана не ненавистью — это то самое, о чем сказал Шломо в мудрости своей: «Как, развлекаясь, он мечет копья, стрелы и смерть (...) и говорит: я же только посмеялся».

И также если человек говорит лашон гара обманно, прикидывающийся, что просто наивно рассказывает о том, что было, не зная, что его слова — лашон гара. А если оборвать его, он скажет: «Я и не знал, что это лашон гара» — или: «Я же просто рассказал о том, что сделал такой-то!»

5. Не важно, говорит ли человек лашон гара в глаза товарищу или за глаза, и рассказывающий вещи, которые могут привести, ставши широко известными, к ущербу для товарища, телесному или имущественному, — все это лашон гара.

Если же вещь была уже сказана в присутствии троих людей, можно считать, что она уже стала широко известна. И теперь, если один из этих троих рассказал эту вещь еще кому-то, — это не считается лашон гара, но только в том случае, если он не собирался специально приложить усилия к тому, чтобы эта вещь стала известна многим.

6. Сказал рабби Йирмейя бар Аба: «Четыре группы людей никогда не удостоятся лицезреть Вс-вышнего: насмешники, льстецы, лжецы и говорящие лашон гара». [...]


Понятно, что запреты относятся только к внутриеврейским отношениям:

И сказали учителя наши благословенной памяти: «Всякая насмешка запрещена, кроме насмешки над идолопоклонством, которая разрешена».


В данном случае "идолопоклонство" = "всё гойское".

Нетрудно заметить, что "узнаваемо еврейское" поведение по отношению к гоям можно описать именно этими четырьмя понятиями: насмешничество, лесть, ложь и лашон гара. (Отдадим, кстати, должное классификационному таланту рабби: обозначенные четыре практики образуют замкнутую логическую группу. См. Приложение.)

Например, Жванецкий или Хазанов - это п. 4, второй абзац ("как бы смеясь и несерьезно"). И о евреях они бы ТАК "шутковать" не посмели бы.

Вообще, всякое рассуждение о "русских пьяницах" и т.п. должно рассматриваться именно как "лашон гара" - со всеми изводами лукавства: наивными глазами, смешочками, и т.п.

Приложение. Сводная таблица.

  Использование худших качеств человека Использование лучших качеств человека
Манипуляция оценкой НАСМЕШКА. Занижение оценки: издевательство, унижение, опускание. Цель: запугивание другого путём демонстрации ему самому и его окружению его низкого статуса. "Я смеюсь над ним - значит, он ниже меня и должен подчиняться мне". 

Используемые качества: трусость, злорадство, стадные инстинкты

ЛЕСТЬ. Завышение оценки: преувеличение, лесть. Цель: "купить" выгодное для себя отношение другого путём демонстрации ему самому и его окружению его высокого статуса. "Я называю тебя великим - сделай же мне за это что-нибудь приятное".

Используемые качества: стремление к почестям, благодарность, признательность,

Манипуляция фактами ЛОЖЬ. Прямое искажение фактов, "говорю то, чего нет" - с целью прямого навязывания этой лжи.

Используемые качества: глупость, наивность, доверчивость, неумение анализировать

ЛАШОН ГАРА. Манипуляция правдой, говорение правды с целью причинить ущерб, а также -  косвенным образом вызвать ложную мысль или натолкнуть на ложный вывод.

Используемые качества: любовь к истине, справедливость, праведный гнев



)(
Нет нужды подчеркивать, что, хотя превратное толкование идеологических постулатов, апеллирующих к правилам пиетета (которые наличествуют в любой культуре - см. ппр. Законы Ману), является естественным проявлением генетической неполноценности и социальной предрасположенности рассматривающегося семитского этноса (обуславливающейся внутрисемейными и родовыми браками, естественно практиковавшимися в ранние периоды существования этноса, когда он находился в перманентном рабстве и насчитывал всего несколько сотен человек), полного развития практика отношения к неевреям "наоборот" (то есть "от противного" относительно правил "внутриродового пиетета" (в действительности апеллирующих к пиетету кастовому, а не этническому)) получает с появлением ярко выраженного саббатианства, ставящего своей целью доведение мира до наинизшего из возможных уровней деградации, стирание граней между благородством и подлостью, праведностью и мелколичностной суетой, дружелюбием ко всем живым существам и вульгарным человеконенавистничеством, поскольку такова целесообразность симпатической магии, практикуемой после Саббатая Цви всеми адептами - привлечь мессию, согласно их представлениям, могут такие условия, которые адекватно репрезентируют условия мессиански трансформировавшегося человеческого контекста. Излишне подчеркивать, что вся эта теория в корне ошибочна, поскольку ни один человек, ни целая этническая совокупность, не могут ускорить, замедлить и как-либо повлиять на деградацию мира, подчиненную волеизъявлению высших инстанций и плану универсальных праедестинаций, а по большому счету универсальному закону циклического развития. Тем более она не отвечает реальности в виду того, что позиционируется как "эсхатологическая", то есть подразумевающая так называемый конец Кали-Юга, между тем как из целого ряда источников Примордиальная Традиция сообщает, что все существование человечества от начала до конца умещается в отрезке начала Кали-Юга.
Насчёт апелляции именно к Цви - он просто перевёл в явный (а значит, менее опасный) вид то, что задолго до него практиковалось и практикуется неявно. В этом смысле он проявил наивность в своём контексте, уменьшив явностью его разрушительную силу.
Вы, уважаемый Константин, осторожно с этими игрушками. А то через месяц-другой у Вас дома начнут появляться словари арамейского и пыльные тома писаний цадиков, а по пятницам на мобильник начнете отвечать "я в Марьиной Роще, здесь нельзя внутри пользоваться телефоном". Митя вон, доизучался (другого материала, но поскольку совершенно противоположного - то полностью того же самого значит).
Горячо поддерживаю. Крылов - это наше всё. Спасём национальное достояние методом убеждения!

ЗЫ. Константин, ну их к их Богу в рай, а.
Дорогой redeyes_ru!
Константин находится в глубоком поиске. Ищет он основы силы, кощеево яйцо эвентуального противника. В собственной внутренней силе Константина сомнений нет. Он выдержит, как Штирлиц. Опасение у меня вызывает только его нацеленность на то, чтобы сделать из русских евреев. Я имею в виду по характеру и применяемым методам. Видимо, освоение методов противника должно быть более творческим, что ли... Но это требует аремени. Подождём.
замечательный анализ.надо запомнить.
> В данном случае "идолопоклонство" = "всё гойское".

Я с этим не согласен. Гой может не быть идолопоклонником. И тогда нет ни малейшего повода для насмешки.
Вообще предписание насмешки относится именно к идолопоклонству. И это не следует толковать чрезмерно расширительно. Хотя, может быть, и можно это распространить на вещи, которые прямо связаны с идолопоклонством. Но все же еврею лучше опасаться всякого расширительного толкования.
Нетрудно заметить, что "узнаваемо еврейское" поведение по отношению к гоям можно описать именно этими четырьмя понятиями: насмешничество, лесть, ложь и лашон гара.

Не знаю что там на практике, но если Вы вниматтельно ознакомитесь с другими разделами кицу шулхан орух, то обнаружите, что лесть и ложь прямо запрещены и в отношении гоев. При том с лестью там даже еще строже: запрещено вообще восторгаться гоем под ЛЮБЫМ предлогом. Так что тот еврей, который заправляет столь любимый вами комплект, явно не соблюдает предписания.