Константин Крылов (krylov) wrote,
Константин Крылов
krylov

Category:

ЧУЖИЕ МЫСЛИ. I

Племенное чувство (моне), универсальная религия (проодис), националализм (эпистрофе)

Цитаты из книги Норберта Элиаса "Племенной дух" (1939). Часть IV, "Национализм".

...На первый взгляд, современный национализм представляет собой простое возвращение к племенному духу, или, для взгляда более пристального - своеобразное смешение этого воскресшего чувства с духом религиозным, о котором мы писали в Части II. Так, нацию наделяют некими свойствами чтимого божества, прежде всего потусторонностью: "национальный дух" отличается от духа племенного тем, что последний всецело имманентен, всецело принадлежит земле, в то время как дух национальный наделяется чертами отдалённого, недоступного божества, приблизиться к которому можно лишь в акте всецелого самоотречения. Но если для религиозного духа такое самоотречение означает прежде всего оставление своего племени, исход, в символическую или реальную пустыню (см. наше толкование прасимвола Исхода, а также прим. 11 о словах "Изыди от земли твоея и от рода твоего и от дому отца твоего" (Быт. 12, 1), цитируемых аббатом Лурье в начале его известного сочинения), то для духа национального этот исход парадоксальным образом оборачивается возвращением, эпистрофе человеческого духа...

...Итак, что же мы видим? Племенной дух покоится в себе. Будучи естественным, он не может быть пережит как техне, искусство, но только как голая данность. Напротив, дух универсальной религии - это дух, отрывающий человека от рода, некий aquilo impotens, разлучающий его с отцом и матерью, с дорогими его сердцу сродниками, с самой землёй, ради встречи с непонятным и недоступным божеством. Универсальная религия, подобно урагану, захватывает сердца людей, отрывая их от почвы и бросая их в объятия пустыни, ночи. Таков был ранний иудаизм; таково было и христианство первых веков. Это силы, питающиеся отрицанием почвы, своего рода социальные ...

...Первым ответом племенного духа на явление универсальной религии является язычество. Мы осмелимся утверждать, вопреки согласному мнению историков, что языческий дух возник позже духа универсальной религии, как реакция на его появление. Воздвижение идолов, почитание источников и высот - всё это первая, наивная реакция племенного духа на явление трансцендентного бога: нечто вроде попытки человека, гонимого свирепым ураганом, уцепиться за первый попавшийся куст или дерево, лишь бы его корневая система была достаточно мощной, чтобы противостоять порывам ветра. Отсюда проистекает и случайность языческих культов, их хаотичность и неупорядоченность их проявлений. Старое дерево, потаённый родник в лесной чащобе, резной столб с изображением идола, бессмысленная песня колдуна - всё обожествляется, всё наделяется смыслом, лишь бы оно позволяло удержать в сердцах племенной дух.

На этой стадии, однако, племенной дух свой получает первый опыт трансцендентного. Колдун, ритмично ударяя в бубен (что символизирует звук уходящих шагов, см. Часть III), входит в мистический транс, уходит в "иной мир", как отшельник уходит в самую настоящую пустыню (см. Часть II), но всё же возвращается в мир племени. Племенной дух приобретает новое измерение: субъективную бесконечность, пусть даже данную лишь субъективно, лишь в головах поклонников культа. Это ещё очень далеко от вполне земных притязаний национализма...

...Национализм есть высшая стадия развития племенного духа, на которой он и в самом деле преодолевает универсальную религию и ставит себя выше неё. Это, разумеется, требует полного усвоения техник, в том числе и понятийных, той универсальной религии, которая одухотворяла людей на протяжении предыдущего исторического этапа. Так, все европейские национализмы стали возможны только благодаря христианству. Для конструирования образов наций использовались церковные техники; осмелимся заметить, что без усвоения идеи Церкви как Тела Христова невозможна была бы европейская идея нации как единого corpus'а, одушевляемого каждым гражданином по отдельности, но в целом имеющим собственную волю и судьбу...

...Итак, Нация есть то, что встаёт на место бога универсальных религий. Этот бог, как и боги универсальных религий, приходит, чтобы увести человека из его естественного состояния, оторвать его от семьи, племени, рода - но на сей раз лишь затем, чтобы привести его к ним же, но с новым пониманием их ценности. Отныне он - гражданин, националист, часть великого целого, одновременно трансцендентного и имманентного миру. Нация есть церковь...

...Нация может состоять из одного племени или из нескольких племён, это не столь важно. Важно то, что принадлежность к племени больше не воспринимается как данность, но полагается заданностью, долгом. Каждый член нации должен прилагать постоянные усилия, чтобы соответствовать её идеалам: быть хорошим испанцем, хорошим французом, хорошим немцем. Каждый постоянно делает усилия по ассимиляции себя. Нация - это непрерывный процесс самоассимиляции.

Большинство европейских наций - это конгломераты слегка отличных друг от друга народов, совместно устремляющихся к некоему общему идеалу. Как правило, этот идеал не совпадает до конца с образом какого бы то ни было народа, но представляет из себя конструкцию, в построении которой участвовали все. Так, нынешние немцы, признающие верхнесаксонский диалект своим национальным языком (в отличие от племенных говоров), не стремятся походить на жителей Саксонии во всех остальных отношениях. Национальный идеал немцев, в чём бы он ни состоял, вовсе не сводится к желанию всех немецких племён уподобиться одному из них. Скорее, это желание соответствовать образу идеального немца, которое более или менее разделяют все культурные немецкие народности...

...Нация есть ассимиляция. Это кратчайшая формула, описывающая национальную жизнь. Ассимиляция, в свою очередь - это трансцендендирующее деяние, подобное, скажем, аскезе. Всякий француз должен в течение своей жизни становиться всё более французом, всё более Рене Шовеном... Границы нации проходят там, где усилия по ассимиляции становятся непомерными или невозможными...

...Может сложиться мнение, что национальный культ противоположен религиозному. Однако, сейчас дело обстоит так, что истинная религиозность возможна только как эпифеномен национализма...


Там дальше ещё много интересного, но "уже хватит".

)(
"Национал-социализм - это подлинное Христианство, а подлинное Христианство - это Национал-Социализм".

Anonymous

October 15 2004, 18:18:32 UTC 14 years ago

4 октября в Октябрьском районном суде Ижевска прошли предварительные слушания по уголовному делу в отношении четырех членов местного отделения «Партии свободы». Красновский, Новиков, Ивонин и Губанов обвиняются в «умышленном причинении легкого вреда здоровью» (ст.115, ч.2 УК РФ) и «хулиганстве» (ст. 213, ч.2 УК РФ).

23 февраля 2004 года на центральной площади Ижевска около 20 скинхедов напали на участников пикета против войны в Чечне. С криками «Зиг Хайль!» и «White power!» они окружили группу пикетчиков и жестоко, с использованием арматуры, избили двух человек – Олега Серебренникова и Александра Зимбовского. В результате полученных повреждений антивоенные активисты были госпитализированы. 29 февраля в палату Серебрянникова пришли лидеры местных неофашистов Александр Шнейдер и Ян Красновский, которые угрожали Серебренникову расправой за подачу заявления в милицию и продолжение общественной деятельности. 3 марта состоялся повторный визит с той же целью.

На сессии Госсовета Удмуртской Республики, проходившей спустя несколько дней после нападения, на вопрос депутата Тихонова прокурор Сарнаев заявил, что это была бытовая драка. Только после того как статья об избиении была опубликована в газете «Известия» и информация прозвучала в репортажах НТВ и РЕН-ТВ, в Ижевск приехала столичная проверка МВД, и правоохранительные органы были вынуждены возбудить уголовное дело.

В результате полученных травм Олег Серебренников до сих пор находится на лечении в дневном стационаре.
Двадцать соратников - и всего двое пострадавших?

При том, что в больнице - всего один?

Халтура.

Все равно молодцы.
"...лидеры местных неофашистов Александр Шнейдер и Ян Красновский..."
а также председатель партии "За свободу убиения всех нерусских" Эфраим-Меир Фон-Кацениленбоген
Это что - гениальный розыгрыш? :)))))))))))

Я бы никогда не догадался, если бы не упоминание "аббата Лурье" и несоответствие некоторым принципам доктрины Элиаса.

НО сочинено гениально. Тем более гениально, что объективно верно.
Увы, я не успел законспектировать тонкие рассуждения Элиаса о взаимоотношении религии и национализма. Если тебе вдруг попадётся эта книжка, спиши оттуда те места :)
Да, на Лурье я тоже насторожился :)
А в начале даже собирался спросить, неужели перевели еще что-то в плюс к тому, что уже выходило ("О процессе цивилизации", "Придворное общество" и "Общество индивидов").
Нация - это непрерывный процесс самоассимиляции. Истинно так!

Я на неделе думал, о том, что мы русские, которые вынырнули из мира матрицы, принципиально неправильно воспринимаем наших соотечественников которые еще этого не сделали. Мы должны их ассимилировать, преращать в русских, а мы пытаемся говорить с ними словно они русские и есть, но ошибаются.

Россию необходимо вопринимать как поле для реконкисты и реассимиляции.
И конечно же необходимо самоассимилироваться. Т.е. русский - это не состояние, это процесс.
поле для освоения
... они окружили группу пикетчиков-участников пикета против войны в Чечне и жестоко, с использованием арматуры, избили двух человек
_______________________________________________________________________________

Молодцы, что я могу сказать

как раз по теме www.obrashenie.front.ru
"Мы осмелимся утверждать, вопреки согласному мнению историков, что языческий дух возник позже духа универсальной религии, как реакция на его появление."
Ты б еще Рыбакова процитировал, который также как и этот крендель был прамонотеистом и полагал (либо просто провозглашал), что до всего-всего-всего у славян существовал культ бога Рода, аналогичный современному монотеизму.
Однако даже ранний иудаизм не являлся культом "абсолютного божества", но был культом племенного божества (просто очень злобного и ревнивого - типа Божества-Кукушонка, выкидывающего всех конкурентов).
Что ж до критики в адрес абсолютистских религий ("антинародные" и "антиэкологичные") - то все это справедливо и общеизвестно (по крайней мере, среди образованных людей) и не нуждается в подтверждении цитатами из идиотов.
Короче, Костя, ты сам-то поумнее будешь тех мудаков, которых цитируешь.
Для Европы - нормально.
По Дебольскому русский носит свой дух в себе. Западный националист относится к нации как ко внешнему. Это светское в человеке, религия попала по ошибке.
«этот идеал ... представляет из себя конструкцию, в построении которой участвовали все».

Т.е. дух нации лишь гносеологический концепт, положительно, онтологически не существует. Все то же, что и дебетовому сальдо (как либералы) жертвы приносить. Удобство - вот и вся метафизическая цель.
Очередной камень вместо хлеба. Отчетливо отвратно. Насколько вы лично умнее и симпатичней этих химер!