После очередной низкопробной риторики в прямом эфире одного из федеральных каналов я понял, что отечественная спортивная журналистика, равно как и журналистика вообще, достигла очередного недостижимого дна.
Кажется, что теперь уже никакие эпитеты журналистов в сторону судей, соперников и коллег не смогут опуститься ниже этого абсолютного минимума. Хотя ясно -- пройдет каких-то четыре года и все повторится на круги своя.
Я далек от мысли, что люди на коньках или лыжах, равно как и без оных могут решить многочисленные проблемы этой страны. Да и вообще, спорт есть спорт: кто-то стрельнул дальше, кто-то пробежал быстрее, кто-то прыгнул выше. Это шоу-бизнес, развлечение. Следовательно и какой-то особой глубины искать здесь не следует. Однако же кое-какие тенденции вырисовываются. Например то, что на каждой следующей Олимпиаде сборная РФ выступает в целом хуже, чем на предыдущей. Да бывают взлеты и необъяснимые падения конкурентов, да есть неожиданные триумфы, но совокупный результат постепенно ухудшается. Магистральные дисциплины -- лыжи и фигурное катание, -- без притока новой крови стагнируют и постепенно перестают быть сферой интереса отечественных чиновников. Скучные интервью российских спортсменов со ссылками на судей, погоду, отсутствие формы и т.д. еще больше обнажают существующие проблемы.
С одной стороны, отсутствие спорта больших достижений в стране с индексом развития за пределом первой сотни это не так уж и плохо. В конце концов, ведь это нашими деньгами оплачен весь этот грустный спектакль. Хорошо бы упразднить ненадолго олимпийский комитет и купить к примеру очистительных машин для снега или там НИИ какое отстроить.
С другой -- спорт всегда есть побочный продукт экономики. Любое развитие физической культуры сопряжено с огромными материальными вливаниями, а в XXI веке еще из достижениями в физиологии и фармакологии.
Т.е. это палка о двух концах и понятно, что надо начинать именно с базового конца -- построения экономической инфраструктуры и планомерного, многолетнего развития. Развития не спортивных школ, а бизнеса, организационной структуры, функционеров госуровня. В РФ же построение этой структуры идет крайне медленно и, в лучшем случае, декорируется отдельными персонажами, типа Хиддинка.
После каждой очередной неудачи устраивается публичная порка с ритуальной сменой фигур в центральном управлении какого-нибудь ничего не значащего ведомства, а затем все забывается до лучших времен.
Убежден, что спустя 4 года все повторится вновь с тем же набором ругательств и полной потерей лица, но неизменным чувством собственного превосходства.