mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Учебник 1985-2005



Прочитал "Учебник рисования". Надо сказать несколько слов по этому поводу. Начать с того, что произведение Кантора оказалось чуть ли не единственной за 10 лет художественной книгой, которую приятно читать. И по масштабу обсуждаемого явления и по практически гоголевской иронии ей безусловно нет равных в 2000-х. Все пелевены-сорокины-быковы до такого никогда не поднимутся и даже этот уровень владения литературным слогом не видят. Для них это Учебник и классика, если говорить об оценке с эстетической стороны. Если же брать содержательную сторону, то тут все немного сложнее. Кантору безусловно удаются саркастические диалоги, мизансцены и бытоописания до такой степени, что все остальное отходит на второй план. К сожалению, ради "второго плана" все и было написано.

Одна за другой под все испепеляющей иронией рушатся в его книге картины структурализма, постмодернизма, авангардной живописи и т.д. и т.п. Читатель ожидает того, что спустя тысячу с лишним страниц капитального труда он-таки доберется до истины и раскроет для себя остов той конструкции, на который опирается автор. Однако этого не происходит. Автор сам оказывается постмодернистом, стиль его философских рассуждений выдает его с головой. Если ценитель искусства мещанин -- что же, значит нам теперь следует угождать им. Если демократическое общество -- фикция, то давайте займемся отъемом денег у населения, это по крайней мере весело. Ирония чередуется с иронией, серьезности или даже какой-то пародии на нее в "Учебнике" места нет. Эта книга продукт среды в гораздо большей степени, чем продукт ума и биография в гораздо большей степени, чем фантазия. Все детали и сценки в ней создают единую картину, но картину непонятно чего. Ты смотришь на нее и видишь детали, которые связаны причудливыми узорами одна с другой, но не видишь целого. Точно также, как представляется, автор не видит за художественной формой целостности содержания. Впрочем, для художника это и не важно, ведь человек -- это стиль.
Tags: books, critique, kantor