Как сказал Спилберг в одном из многочисленных интервью, ни одна картина Стэнли не похожа на предыдущую. Справедливое замечание лишь отчасти.
Начал я, наверное, с одного из самых экстравагантных произведений мэтра -- "Eyes wide shut". По роковому совпадению это его последний фильм, что не оставило комментаторам возможности сослаться на авторитетное мнение.
Суть любых отношений -- условности и табу. Человек не может ни мыслить иначе, ни действовать.
Парадоксально, но этот принцип работает и когда дело касается отношений между полами, и когда говорят о модели "управляющий-подчиненный". Табу накладываются непрерывно. Освободится от них можно, например, покурив марихуаны или увидев красочный сон. Порой первое вызывает второе.
Итак, Нью-Йорк. Семья преуспевающего врача. Она рассказывает о своем желании изменить, он в чувствах уходит из дому, попадая в круговорот событий, меняющих его представления о мире.
Еще со времен Фрейда, средний класс считается рассадником комплексов и расстройств, вызываемых сексуальной неудовлетворенностью. Кубрик играет на чувствах своего героя, демонтрируя ему другие грани материального, а опосредованно и чувcтвенного. Там проститутки великодушны, а "держатели касс" забавляются масонскими игрищами. Он в центре и нигде. Табу овеществляясь уходит, оставляя влюбленной паре лишь одно -- "fuck".
Элитарные клубы почти настолько же закрытая тема для умов обывателей, как и измена для их чувств. Музыка Шостаковича полностью дополняет и без того неспешную, почти сонную атмосферу картины, делая происходящее в кадре одним долгим и неприятным сном.