Со времен досократиков и вплоть до золотого 19 века удаление от родины активизирует творческий процесс. Механизм этот можно об'яснить сравнительно просто наглядным сопоставлением нравов у себя и у них, а также цельностью осмысления той картинки, которая не развивается непосредственно перед глазами. Путешествие, в первую очередь, это внутреннее состояние готовности к восприятию нового. Можно путешествовать в мир музыки или кино (довольно избитая фраза), а также в свое прошлое, по-своему продолжающее жить вместе с каждым человеком. Так вот при непосредственном перемещении в пространстве происходит невольное подытоживание и перенесение прожитого к новой ситуации. Если ничего экстремального в конечной точке не предвидется, то накопленный опыт сублимируется в креативный прорыв. Путешествия оказываются необходимы для полноценного подведения итогов прошлого. Вероятно, это первобытный инстинкт накопления знаний в отсутствие других видов коммуникации. Именно он помог Гоголю собрать единую карту Мертвых душ -- такое произведение требует очень жесткой внутренней структуры, а также именно об этом так иумилительно писал Байрон после Венеции.
Posted via LiveJournal app for Android.