mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Структура языка


Вероятно ни у одной нации на Земле письменный язык не главенствует так над сознанием, так как это происходит у русских.

Устная речь в лучшем случае подсказывает направление движения мысль, в худшем является всего лишь "белым шумом". Черные буквы на бумаге воздействуют как указание к действию и как абсолютная, конечная истина. Ума живого и изворотливого у северного народа нет и быть не может -- все легенды о невероятной сметке русских от недооценки их силы воли. Вся фантазия замкнута убогим миром вокруг, который литература раскладывает по шахматным клеткам в бесконечное разнообразие позиций-рассказов. Письмо не обманет -- оно загнано в конкретную позицию на доске и тем самым уже стало частью реальности не филологической, а бытовой. Мы со своей манерой держаться и действовать сошли со страниц классического наследия "великого и могучего". Советская школа не без основания, но без энтузиазма ограничила нас кратким катехизисом этого самого наследия, очертив линию окружающего мира разваливающимися учебниками литературы за 6-11 классы.
Было сделано все, чтобы погасить эффект филологической интоксикации и привить род тихого отвращение к каким-нибудь хрестоматийным Недорослю и Мцыри. Само понятие "хрестоматийный" стало разновидностью старческого брюзжания. Такая сноска на очевидное и от того еще более раздражающее правило. Литература окаменела в чудовищных формулировках о "буржуазности" и "крепостничестве", потеряв 4/5 степеней своей свободы.

 

Наивная (и уже поэтому честная) попытка вернуть школьному курсу утраченные позиции была предпринята еще в конце 80-х Вайлем и Генисом, в то время находящимся в эмиграции. Удивительным образом их эмигрантское издание "Родной речи" более всего своим стилем напоминает формат критика-блоггера. Какой-нибудь светский обозреватель "Коммерсанта", обладай он хорошим вкусом и средне-достаточным чувством языка, мог бы, по всей видимости, вести такой дневник с еженедельными записями. То чего у него не было бы, но что в избытке имеется у пары наших героев, так это искренняя тоска по красивому слову и бесхитростная любовь к литературе. То, чему им нужно поучиться -- избавлению от идеологических клише той самой срветской школы, которую они вольно и невольно критикуют.

Tags: book, brain, critique, genis, language, russia, wail