mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Тревога и анализ


Пересмотрел на днях всего раннего Полански от "Ножа в воде" до "квартирной трилогии".

Такое чувство, что в том фортепиано, на котором начинал играть маэстро была только одна педаль и всего несколько клавиш, но исполнение тем не менее было виртуозное. Практически Паганнини на 3 струнах. Нагнетание саспенса через ничего не значащие диалоги и какие-то совершенно микроскопические трещины в реальности у него просто выше всяких похвал. Это коронный номер, исполняемый им на бис в каждой последующей картине. К сожалению, на других клавишах он не играет и об их существовании не знает. И в кино, и, судя по всему, в жизни Полански верен себе -- интересны только женщины и запреты. Я бы сказал, что это такой закомплексованный Альмодавар в брюках, работающий каким-нибудь мелким клерком (почему-то хочется думать в рекламном агенстве) и всю жизнь сознательо играющий в режиссера и мечтающий им быть. Если ему везет встретить хорошего сценариста, умеющего наложить его партитуру на обстоятельства, то Полански оказывается на коне. Если же он сам конструирует реальность, то за пределы тусклых картонных стен тревоги ему не вылезти.

 

Он вообще режиссер французской новой волны, и ему, и кинематографу скучно от того, что он что-то делал в 2000-х и пытается делать в 2010-х. В смысле современного психоанализа показательны картины типа недавно вышедшего Лилихаммера. Это забавный мутант "Анализируй это", "Клана Сопрано" и Куриасмяки, которое еще и можно смотреть. Как "Карточный домик" дает практические он-лайн уроки политики, точно так же Лилихаммер преподает нам управленческий менеджмент и начала преступной деятельности. Mafia for Dummies. Он вслед за Поланским полон психоанализа и вульгарного макивелизма, но настолько точен и в чем-то удивительно реалистичен, что тянет описывать каждый эпизод и смотреть с секундомером в руке.


Tags: cinema, critique, lilihammer, polansky, series