В минувшую пятницу неожиданно выяснилось, что:
1) у кино все-таки есть какое-то будущее (никто уже не рассчитывал);
2) в рукаве у европейцев припасен джокер
Надо сказать, "Лучшее предложение" удивительным образом идеальная кинокартина и при этом совершенно не обаятельная. Вероятно в силу универсальности своего языка и какой-то общей слаженности. У обаяния есть недостатки, у Торнаторе их просто нет. Фильм похож на своего главного героя также как он похож на механического человека, а они оба всего лишь части большой машины в старой пражской часовне. Топорность действия переходит в наигранную и явно вычурную театральность эмоций по мановению волшебной палочки. Калейдоскоп чувств, которые можно испытать по отношению к герою Джефри Раша (кстати, непередаваемая роль) сложно передать словами. Иногда в течении минуты отвращение сменяет любовь, а любовь презрение. Тут столько культурных рифм, что можно перекрикиваться с собственным эхом. Феллиниевский Казанова (Дональд Сазерленд) встречает анти-Казанову (Раша) и конечно же на поле чувств и обид побеждает бездушного и уже поэтому уязвимого недочеловека. Тут и человек в футляре, которому очень сложно стать просто человеком и отказ от железного каркаса стоит душевного здоровья. Имеет место удивительный монтаж с подсказками и какими-то совершенно фантастическими деталями типа подглядывающего, "женского портрета", визуализации образа через конфликт.
Сцены цепляются как шестеренки одна к другой и механизм срабатывает только в последней части, замыкаясь на сошедшем с ума аукционисте. Эко бы позавидовал таким подтекстам -- а Звягинцев отдал бы почку, чтобы так снять.