Вчера наткнулся на цитаты Нила Стивенсона и Владимира Набокова о литературе и подумал, что у слишком большого круга вполне образованных и уверенных в себе людей складывается превратное мнение о жизни и творчестве В.В.Набокова.
Все, кто читал "Другие берега" и биографию Бойда прекрасно видят следующие особенности творческой манеры "последнего русского классика":
- одухотворение и творческая переработка своей судьбы вплоть до мельчайших деталей. Фактически, все написанное ВВН является в той или иной степени сеансом психоанализа и наложения поэтики на социологию;
- крайняя ранимость и перманентная защитная стойка. Эмиграция и потеря статуса "хозяина жизни" с последующим приобретением статуса "хозяина виртуальной жизни";
- универсальная парадоксальность. Например такая -- образцовый русский писатель, ставший американским классиком, больше всего любившим французский язык;
- поэтичность прозы. ВВН всю сознательную жизнь воспринимал поэзию в качестве единственной формы литературного творчества, несмотря на все ...
Остается добавить, что будучи сам собственным литературным персонажем, защищающимся в башне из слоновой кости от досужих пересуд, ВВН оставался реалистом и поэтому осознавал, мягко говоря, оригинальность своих взглядов и приемов. Известная история про "слона на кафедре биологии", как нельзя лучше характеризует его "Лекции по литературе". Литературоведение ставшее искусством перестает быть наукой, так как предметы рассмотрения этих двух областей человеческой жизни отличаются. Измерять поверхностное натяжение воды и прославлять ее гладкую упругость немного разные вещи, если разобраться.
Отсюда же известное суждение, гласящее: "Литература есть стиль". Ваша литература, ВВН, безусловно. Вы талантливы и самобытны, а также сюжетно, психологически, нравственно соответствуете высочайшей мерке, поэтому на все это имеете право. Стоит ли прислушиваться литературоведу к мнению, что искусство есть форма и у него нет нравственной функции большой вопрос. В таком случае кроме литературоведа Набокова в категории искусства ради искусства больше никого из "взрослого" мира не останется. ВВН смог бы подкрепить это мнение стихами или еще Бог знает чем, а вот вы, критики, как это подкрепите и зачем? Как отличить черное от белого вне пространства стиха совершенно не понятно.