mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Categories:

Черная пятница


Ненадолго отвлечемся от "3 случайных историй" и поговорим об актуальном.

Какие рынки на Земле самый конкурентные и сложные для вхождения? Бумага и мыло. По сравнению с ними наркоторговля или антиквариат не то что еще ходят под стол, а не научились пока даже членораздельно говорить. Любые исследования этих областей крайне затруднительны, а любые цифры взяты с потолка. В ряде случаев неизвестно даже происхождение используемого продукта -- логистические цепочки тут подлиннее Магеланова Пути. Появляются новые продукты, старые незаметно меняют марку и осваивают пока еще пустые ниши. Природа не терпит пустоты. В этих же областях случаются самые жестокие торговые войны, в результате которых сносятся и отстраиваются заново тысячи квадратных метров.

Предположим некто, уподобившись Тайлеру Дердену, ступил на скользкую дорожку и запустил свою линейку элитного мыла. Если, не приведи Бог, в соседнем районе возник такой же стартап, то вырисовывается проблема. Наш начинающий предприниматель готовится к "черной пятнице" и хочет напечатать рекламные брошюры со своим товаром. Единственное чего ему не хватает -- цены. Он практически ничего не знает о предложении конкурентов и сколько бы он не спрашивал, никто ему ничего путного сказать не может. Тут важно не прогадать, ведь известно --  в день скидок одни разоряются, а другие делают состояния. Все усугубляется в ситуации, если город большой, районов с производителями много, а продукты очень похожи. В подобной ситуации необходимо выстраивать сложную многоступенчатую стратегию мысленных экспериментов, играя сразу на двух сторонах шахматной доски. "Какие бы цена назначили они, знай они то, что знаю я?" Поразительно, но у такого уравнения может быть оптимальное решение. Правда, часто количество неизвестных превышает все разумные пределы, а риски, как в случае с "черной пятницей" очень высоки. В этих случаях на помощь приходит искусственно созданный магазин-партнер, который вбрасывает ложную рыночную информацию, тестируя непосредственного конкурента. У крупных игроков постепенно появляются сети таких "партнеров" и передаваемые им сигналы нуждаются в сложной интерпретации. Та самая "невидимая рука рынка", которая все может расставить по своим местам.

Незадолго до Второй Мировой Войны сын Генри Форда, тогдашний президент компании Форд Мотор, основал одноименную благотворительную организацию. Непосредственно операционными и правовыми аспектами Ford Foundation (далее -- FF) занимался Роуэн Гейзер. Он был семейным адвокатом Фордов и от их имени участвовал в многочисленных судебных тяжбах, преследовавших компанию на протяжении большей части ее истории. По странному (на первый взгляд) стечению обстоятельств Гейзер входил в правительственную комиссию по контролю за крупными монополиями. По официальной версии Ford Foundation нужен был для облегчения невероятного налогового бремени, которое Рузвельт взвалил на все миллиардные "дойные коровы" США. По неофициальной -- его основание было связано с профсоюзной борьбой. Эту версию подтверждают первые инициативы FF: льготные курсы переподготовки рабочих и специальные образовательные программы для их детей.
Начало Второй Мировой Войны Гейзер встретил сразу на двух постах: члена правления Форд Мотор Компани и советника управляющего комитета Манхэтенского проекта. Занавес опускается и титулованный юрист на пять лет погружается в молчание. В 1947 году он становится фактическим управляющим FF, заменяя номинального президента Генри Форда II. В этот год бюджет Фонда возрастает в несколько раз и основываются несколько дочерних организаций, среди которых Американское Инженерное Общество. Фактически, своеобразный комитет уважаемых людей, собранный из сливок научных лабораторий Лос-Аламоса. В 1948 году при поддержке этого комитета и под председательством Гейзера создается Research And Development Corporation, ныне известная как RAND. Основная цель структуры -- разработка стратегии ведения холодной войны. Во всех возможных векторах и аспектах. В период 1953-1956 Гейзер является президентом FF, операционным директором Форд Мотор Компани и членом совета директоров RAND с правом вето. Начиная с 1957 года FF и RAND фактически меняются местами, и семейство Фордов отходит на второй план. Налоговые поступления от продажи машин продолжают финансировать разросшийся зоопарк некоммерческих структур под крылом FF. То, что хорошо для Форда, хорошо для Америки. Это честно оплаченная услуга -- почти 30 лет с 70-х по начало 2000-х правительство Соединенных Штатов кредитует Форд на, мягко говоря, льготных условиях. Форд разоряется, но святое семейство здравствует по сей день. Злая ирония судьбы: нынешний чудовищный Детройт это обратная сторона цветущего RAND.  

Геймификация

В самом начале 50-х RAND собирает под свое крыло практически всех выдающихся американских математиков, а уже в середине десятилетия корпорация в лице Флуда и Дрешера выдает на гора набор правил новой пока безымянной теории. В дальнейшем ее дипломатично назовут Теорией Игр и будут упорно ассоциировать с экономической наукой. Практически все знают недавно умершего Джона Нэша, коему приписывают решающий вклад в эту научную область, но большая часть работы была завершена еще до него. В 1960 году Томас Шеллинг (также RAND) публикует ставшую бестселлером "Стратегию конфликта", в которой популярно излагает все аспекты ведения затяжного переговорного процесса с закрытым противником (и при крайне ограниченных коммуникациях).

"Стратегия конфликта" -- настольная книга маркетолога. Собственно, маркетинг как наука берет свое начало именно в RAND. Ситуация на нашем любимом рынке продуктов личной гигиены, как нельзя лучше подходит для иллюстрации основных тезисов. Оптимальная цена спецпредложения "черной пятницы" рассчитывается так называемым равновесием Нэша (в оригинале -- оптимальное число ядерных боеголовок в отсутствие достоверной информации о ядерном потенциале противника). Создание сети магазинов-партнеров служит цели информационного сигнализирования. Основная проблема современной войны -- недостаток достоверной информации. Шеллинг снабдил книгу множеством наглядных примеров. Если вы хотите узнать на что способен противник, то вам нужен слабый сообщник. Противнику известно, что сам по себе этот сообщник ничего ему не сделает. А вот в союзе с вами он будет непобедим. Дальше сообщник может совершить несколько провокационных ходов. Например, сбить самолет противника над нейтральной территорией. Исходя из его реакции на этот инцидент будет понятно, какой ход делать дальше.

Вариантов ходов может быть множество, потому как стратегий на самом деле несколько и находятся они на разных уровнях. С каждым следующим уровнем ставки растут и победа на одном из нижестоящих уровней может вести к проигрышу глобальной. Самое главное тут -- уметь передавать и получать скрытые сигналы оппонента. А уж интерпретировать их будет кому.

360 страниц в мягкой обложке послужили своеобразным Ветхим Заветом для всех американских политологов второй волны, начиная с Киссинджера или Кана. Костяк, на который крепятся все фобии 3-х поколений советологов. Сегодняшняя тональность внешней политики мирового гегемона в значительной степени соответствует и букве и духу этого труда.

Tags: ford foundation, gaither, politics, rand, usa, ussr
1
Как всегда интересно вас читать!
Действительно, книга впечатляет. О чем же аналитики в жж рассуждают, если есть ТАКОЕ?