Плановое разрыхление слоя российского чиновничества неожиданно наткнулось на подобие подобия народного гнева. Мощной струей обличения задели любимый гнойник общественного сознания россиян – образование. Как неделю назад соцсети загорелись, так и дымят до сих пор.
Все по классике. В последний момент "Студебеккер" заменен "Лорен Дитрихом", т. е. Ливанова перекинули на Васильеву. Казалось бы, невиннейшая вещь после смены половины погон и мантий. Но опытный взгляд диванного аналитика учуял подвох и понеслось…
Полно каких-то диких цитат, передергиваний, все вырвано из контекста. В общем, детский лепет. Если взять любого российского чиновника из первой 100 и поковырять ранние интервью, то из результатов исследования можно легко составить композицию группы «Сектор газа». Как говорится, Yandex – найдется все!
Кипиш, разумеется, подняли не простые обыватели, а невероятный по широте и абсурдности аппарат МинОбра. Потому, как стали критиковать новую ростовую куклу еще до окончательного демонтажа старой.
Ведь только сели, бюджеты распределили, нагромоздили структур и на тебе – «вторая смена». Как вчера все было! А теперь… Конец международным проектам, амбициозным целям и бессмысленному карьерному росту, питаемому тревогой о детях.
Теперь может быть, страшно подумать, придется поработать. Что-то выдумывать, ездить по дрянным провинциальным заповедникам 80-х, сидеть перед бедно одетыми пожилыми людьми и отвечать по бумажке. Уфф… Может дойти даже до совсем неприличного. Тут мысли сбиваются и в глазах начинают скакать черные пятна. Рука инстинктивно падает в карман с таблетками. … Может быть даже придется учить свое чадо здесь. Чур меня, чур!
Вряд ли, конечно, что-либо может поколебать основы мироздания этих людей. Ибо все происходит не в первый и не в последний раз.
Разумеется, криков ущемленного самолюбия никто бы не услышал, если бы образование не занимало особое место в головах самой читающей нации на Земле.
С середины прошлого века оно служит одним из ключевых акселераторов общественного настроения. Что бы в этой области не происходило, все время все не так.
Одним не нравится ЕГЭ, другие против реформы ВУЗов, третьи – за частные школы. Там полотно на пару сотен пунктов. Специалисты приводят самые экзотические аналогии: давайте, как в Швеции (да, а какая там красивая униформа!) или давайте, как в Израиле (трудовое обучение в подмосковных кибуцах). Язык сломаешь все перечислять. Нет такой бредовой идеи, которую бы кто-нибудь не обсуждал.
В экономике есть синоним подобного фетиша. Называется он «малый бизнес». Эта ничтожная тема в свое время лавиной сходила на эфир и уважаемые люди ломали копья – что же делать с subj. Правильный ответ: ничего не делать. Малый бизнес в РФ это анти-Парето: 90% усилий тратиться на то, чтобы привести в порядок 10% (в лучшем случае) экономики.
Почему-то о структурной приватизации крупных госмонополий, изменениях в законодательстве о выплатах дивидендов и т. п. по-настоящему захватывающих вещах молчат, как рыбы об лед, а вот «челночников» мусолят 25 лет без умолку.
В любом случае, критиковать новые назначения или хвалить их занятие столь же бессмысленное, как и обсуждать новый покрой платья короля, который, вообще-то, не первый год ходит голый.
«Появился министр труда и страна бросила работать», писал в 18-м году Бунин. Безошибочный признак.
Посему воспользуемся случаем и скажем пару слов о другом. А именно о реформах и реформаторах. Отправленный на Украину ex-министр же был великим реформатором с «видением», много чего успел подержать в руках. Теперь вот от Васильевой ждут очередных Дел. У нас почему-то их любят, этих реформаторов.
70 лет беспрерывно что-то реформируют и главное этого ждут.
Волей-неволей встает вопрос, а что такое спокойная жизнь? Так сказать, business as usual. Может быть так немного пожить, а?
Все дело в том, что это не реформы, а способ утверждения должностных инструкций для новой администрации.
Чтобы понять, где кончается обыденность и начинается революция, нужно учитывать следующие факторы:
1) последовательность и стабильность изменений -- все что делается рывками на общегосударственном уровне a priori находится в сигнальной ситуации. Вырезают только вдруг возникшую опухоль. Случай раз в 50 лет. В 90% случаев такие операции проходят неудачно. Чем больше масштаб реформ, тем более аккуратно их нужно делать. Изменения должны опираться на стратегическую цель, сопряженную с другими показателями госуправления. Локальные реформы с мест – заранее вредны и обречены на провал.
США, к примеру, образование реформировали лет 5 в том духе, как в РФ 25. Со сменой вывесок, новыми стандартами и т. д. А дальше 40 лет раскатывали реформы по всем областям хозяйственной деятельности. Медленно и неумолимо.
Полученный результат не без изъянов, но это скорее политические, нежели предметные промахи.
2) сбор максимально объективной статистики, охватывающей все аспекты жизни реформируемых. Пока статистики нет -- все изменения представляют собой затяжную игру в покер с парой пик на руках. Образование, например, такая сфера, в которой результаты усилий одного поколения сказываются порой даже не на следующем за ним, а через одно. В тот момент, когда реформатор уже полстолетия покоится под мраморной плитой. Цифры, цифры и еще раз цифры. О чем без них можно говорить непонятно.
3) текущая критика реформатора возможна только в контексте обсуждения инструментов реализации реформ, но не ожидаемого результата. Результат-то ему навязали свыше. В методологически правильной ситуации. Обсудили и проголосовали. У министра есть возможность действовать только в рамках своих полномочий. Можно что-то слегка подправить, но не пустить вспять.
Поскольку в таких инструментах никто ничего не понимает, да и лень разбираться, огульная критика реформ в 9 случаях из 10 – стрела, пущенная в выборного суверена и его администрацию.
4) одну и ту же область никогда не реформируют дважды за одно поколение. Реформы не нужно путать с развитием и мелкими переменами мест слагаемых. Они будут всегда, покуда наличествует бюрократический аппарат. Реформы же – кардинальное изменение принципов работы.
РФ по всем четырем предметам имеет в дневнике «неуд.».
Реформы идут беспрерывно в стиле лебедь-рак-щука. Редко какое глобальное изменение доплывает до середины Днепра. Разве, что некоторые реформаторы :-) Как бег на месте замерять не понятно. Да даже если бы и было понятно, то чем?
Нормальной статистической службы до сих пор нет. Есть попытки что-то склеить из разбитых советских осколков, но дальше лозунгов пока дело не идет. Большая часть представляемых на суд граждан цифр ходят ходуном с амплитудой +/- трамвайная остановка.
О реакции и говорить нечего. Мусорное ведро реформатор получает на голову сразу же после анонса изменений. Иногда, как в случае с Васильевой, еще до анонса. Чтобы было неповадно.
Тот же МинОбр меняют непрерывно 25 лет и тянут его в совершенно разные стороны.
Одна реформа РАН в тротиловом эквиваленте равна всем преобразованиям ФРГ в области науки за время существования государства. При этом она обсуждалась более, чем умеренно, в отличие от какого-нибудь ЕГЭ.
Идут путем проб и ошибок. Попробовали, понравилось, продолжили. Не понравилось – отложили.
Идей нет, есть ситуативные маневры и попытки выжить больше двух сроков на одном месте.
Посему решить, были ли хороши очередные «ливанов»-«иванов»-«васильева» на своем посту и какую индивидуальную роль они играли сложно.
В таких условиях общественное мнение, как тот осел, всегда будет мечется между навязываемых ему идентичных объектов. А не найдя покоя плюет, и начинает критиковать все подряд. Просто потому что надоело.
Поведение с точки зрения госуправления очень комплиментарное – ничего не нравится, значит все можно.
Слава Богу, постепенно и до упрямого животного начинает доходить, что его мир не ограничен двумя стогами сена. Надо просто на них не фокусироваться, а приобрести широкоугольные линзы :-)
a_kashtanov
August 27 2016, 21:56:49 UTC 2 years ago
Зато каждый может почувствовать себя, всепонимающим, политическим, аналитиком.)