Любое произведение искусства пытается заявить о себе. Просто о своем существовании. Нарисовав картину, написав книгу или сняв фильм автор имеет право сказать: "так я вижу". Или другими словами: я выразил нечто ценное для всех людей через призму своего мировоззрения. Если же так сказать нельзя, то картина, книга или фильм теряют индивидуальную ценность, а значит перестают быть искусством, превращаясь либо в банальность, либо в психическое заболевание.
Силу подобного заявления можно измерить в децибелах. Внимательно начертив границу, легко отделить громкое искусство от тихого. В чем же разница между ними?
Громкое искусство стремится объяснить себя. Оно бесцеремонно и эгоцентрично. Автор прилюдно возводится в культ божества. На него больше не действуют гравитационные силы в виде самоиронии и чувства собственного достоинства. Взяв "громкую" книгу, вы с самых первых страниц слышите боевой марш, исполняемый в честь легкой победы над здравым смыслом. "Громкие" творцы всегда бегут за новой формой и стилем. Все, что их интересует -- посмотреться в волшебное зеркальце и услышать желанные слова. Мир в лучшем случае фон, который позволяет проявиться их "дарованиям".
Тихое искусство стремится объяснить мир. Автор прикидывается Акакием Акакиевичем (а может и является им), незримо присутствуя за каждым словом и жестом, но шепотом объясняя между строк, что это не он. Начав читать книгу "тихого" автора, можно захлебнуться от нахлынувшего потока информации. Он не дает расслабиться и взглянуть на описанное со стороны. Не в последнюю очередь потому, что никакой "стороны" нет. По его мнению, произведение искусства и есть часть отраженного им ландшафта. Погружение бывает настолько полным, что отталкивает.
Таким образом мы балансируем между растворением и отчуждением. Наверное, поиск этого баланса и есть одно из главных достижений искусства. Нашедший его вправе назвать себя истинным художником. Впрочем, это уже слишком "громко".
Громкое искусство стремится объяснить себя. Оно бесцеремонно и эгоцентрично. Автор прилюдно возводится в культ божества. На него больше не действуют гравитационные силы в виде самоиронии и чувства собственного достоинства. Взяв "громкую" книгу, вы с самых первых страниц слышите боевой марш, исполняемый в честь легкой победы над здравым смыслом. "Громкие" творцы всегда бегут за новой формой и стилем. Все, что их интересует -- посмотреться в волшебное зеркальце и услышать желанные слова. Мир в лучшем случае фон, который позволяет проявиться их "дарованиям".
Тихое искусство стремится объяснить мир. Автор прикидывается Акакием Акакиевичем (а может и является им), незримо присутствуя за каждым словом и жестом, но шепотом объясняя между строк, что это не он. Начав читать книгу "тихого" автора, можно захлебнуться от нахлынувшего потока информации. Он не дает расслабиться и взглянуть на описанное со стороны. Не в последнюю очередь потому, что никакой "стороны" нет. По его мнению, произведение искусства и есть часть отраженного им ландшафта. Погружение бывает настолько полным, что отталкивает.
Таким образом мы балансируем между растворением и отчуждением. Наверное, поиск этого баланса и есть одно из главных достижений искусства. Нашедший его вправе назвать себя истинным художником. Впрочем, это уже слишком "громко".