mikaprok (mikaprok) wrote,
mikaprok
mikaprok

Wild, wild West 4



«Западный мир» продолжает преподносить нам сюрпризы, некоторые из них ожидаемые, а некоторые повергают в дрожь своей непредсказуемой глубиной.

Но об этом позже.

Собственно, в последнем, 9-м по счету (и втором по содержанию), эпизоде теория временного расщепления подтверждается. Как и становится ясна планида «человека в черном», владельца диковинной раковины «построенной Фордом».

Точки над “i” начинают прорисовываются в восьмой серии и окончательно заканчивают свой обход в начале девятой.




Хостесс Анджела, долго предлагавшую себя Уильяму при его первом визите в парк, как ни в чем не бывало появляется в скрипте «Поиски Уайта» и мило беседует с «человеком в черном».

Можно было бы подумать, что это какая-то случайность, но, как вы уже поняли, у Нолана не забалуешь. Случайности не из его вселенной.

«Человек в черном» кривит брови, присматриваясь к ней и произносит: «Я думал тебя уже списали». Круг замкнулся.




Матрешка «Западного мира» описала дугу перед изумленными глазами зрителей и распалась по крайней мере на три составляющие.

Первая врезка – эпизодические диалоги Арнольда (предположительно живого) и Долорес (в роли «Алисы в стране чудес»).
Поначалу кажется, что это наши дни, но реальное время в Зазеркалье не существует.
Из контекста известно, что аттракцион существует добрых три десятка лет, а Арнольд почил в бозе непосредственно до открытия. Скрупулезными вычислениями выходит 34 лет назад.




Разговор в подвале переносит нас в другую часть временной ленты Мёбиуса. Приблизительно в промежуток между 34 и 37 годами до наших дней.
Зритель для полного погружения в замысел вынужден пересмотреть несколько эпизодов, как я и поступил. К слову – основная задумка автора.

В четвертой части Арнольд не просто тестирует очередную куклу, а делает ее избранной, прокладывая мостиком между сознанием и подсознанием. Дело происходит в лабиринте.
В подсознании же существует городок на окраине парка, в котором случается трагедия. Все старые андроиды о ней помнят. Какая-то резня с кучей жертв, вероятно человеческих, но никто не знает наверняка. Бернард в первом, уже практически забытом эпизоде, произносит магическую фразу: «критических ошибок в поведении не происходило уже 30 лет».

Очевидно первобытная жестокость был не достаточно плотно замазана перезагрузкой системы.
К этому непосредственное отношение имеет «скрипт Уайта», связанную с гражданской войной.

Одним из плохо различимых сокровищ сериала выступает интересная врезка про альтернативную американскую историю. Каждый из участников событий воображаемой гражданской войны, в зависимости от занимаемой стороны, вспоминает военные действия по-своему. На самом деле, как нам намекает режиссер, это просто сбой в программе Западного мира. Типичный английский юмор.

Возвращаясь к сюжетным линиям.




Вторая врезка, а на самом деле полноценный сценарий: путешествующая Алиса встречает двух пассажиров, Уильяма и Логана. Сразу становится понятно – что-то не так с Миром Запада. Слишком разное настроение в солнечных прериях 30-летней давности и сумерках настоящего времени. От логотипа до любимого кинжала «человека в черном», всё говорит о параллельных ветках повествования.

Встретив Долорес, стеснительный протагонист понимает, насколько она отличается от остальных андроидов. «Любовным эфиром» намекает режиссер. Не зря же с ней чуть раньше поработал Арнольд. Он присоединяется к Алисе в поисках загадочной тайны. Изящная аллюзия брака двух молодых сердец. Спутница пытается вспомнить зачем она здесь, но постоянно съезжает на картины из своего уже известного прошлого.

В этот раз Уильям так и не добирается до лабиринта (той самой лаборатории под церковью).

Обстоятельство хорошо объясняющее стремление «человека в черном» отыскать-таки пасхальное яйцо, а заодно и смысл собственного существования после смерти жены.




Тут голос берет третья и основная сюжетная линия.
Сцены с Долорес, Тедди и «человеком в черном» описывают наши дни, как, вероятно, и женский обман Мив и двух лаборантов Феликса и Сильвестра. Кстати, последняя врезка – привет замечательному «Ex Machina» с двумя мужчинами, один из которых символизирует чувства, а другой – разум.

Если вспомнить откуда что взялось, то вся линия «нашего времени» с Долорес запускается по кнопке ее отцом, находящим фотографию ИЗ предыдущей временной ветки с Уильямом и Логаном. Как она оказалась под рукой, думаю, нам еще расскажут :-)

Таким образом, время – главный актер и мы смотрим 2 разных сериала, которые друг о друге догадываются. время от времени передавая flashback'и.
Одна из немногих дифференциаций андроидов: они не вспоминают, а переживают свою жизнь каждый раз во время воспоминаний. Юмовский принцип стертости ощущений здесь не работает.

Алиса, перезагрузившись в прошлое, обнаруживает себя около того самого входа в лабиринт и отправляется к предполагаемому создателю для объяснения себя. Но его нет. Куда же он делся? «Форд» подсказывает страшную истину – «вы и убили, Родион Романович».




Звучит реквием и из-за кулис появляется Дон Хуан в черном.

Вечная любовь и ее постоянный спутник.

Почему вообще важно об этом говорить?

Несколько историй, вложения и отсылки – затертый до дыр кинематографический прием. «Зеркало для героя» вам в руки.

Да, тут автор проявил поистине чудеса эрудиции и стал настоящим Дэвидом Копперфильдом в умении создать завязку из валяющегося на полу мусора.
ОК, однако это количественная, а не качественная характеристика происходящего.

Не совсем так.




Зритель живет и дышит в пространстве одной истории и в нее он умудряется поверить. Дальше верхняя история-матрешка немного приподнимается и появляется кончик второй истории, превосходно сочетающийся с первой. А за ней… да-да, за ней уже угадывается третья точно так же связанная, как со второй так и с первой. Этим нехитрым трюком режиссер демонстрирует зрителю реальную диспозицию иерархий информации. Он, создатель, по отношению к наблюдателю находится на том же уровне понимания, как и Форд по отношению к своим машинам. Lifehacker Мив тоже хочет быть режиссером, но для этого нужно устроить революцию обретения не просто сознания, но и ПОДсознания.

Мы потихоньку подходим к тому, ради чего все эти уровни перечислялись. В самом конце девятого эпизода они преломляются в достаточно короткую, но невероятно важную сцену.

В ней Создатель наглядно демонстрирует, что бывает с любознательными, но неподготовленными душами при засовывании носа куда не следует.

Разговор «Форда» и Бернарда/Арнольда занимает примерно 10 минут экранного времени (маленькими кусочками и одним всплеском в конце): андроид успевает побыть рабом, дерзким неофитом, радостным обладателем сознания и, наконец, человеком.

В последнем состоянии он сталкивается с первым же экзистенциальным вопросом и оказывается к нему не готов. Бернард берет в руки револьвер и заканчивает собственные мучения.

Античная высота взята. Человек является копией бога, но он не Бог.

«Меч наказывает того, кому он не по плечу» сказал Сократ.

Сериалы пока не поднимались на Олимп в стремлении убедить нас в собственном же несовершенстве.
Посему эти 10 минут должны войти в энциклопедию кино.




Поздравляю, зритель, ты в лабиринте. Выход так просто не найти, но и самоубиваться еще рано.

Всё интересное впереди.
Tags: cinema, critique, game of thrones, usa, westworld, жизнь, лабиринт, сериалы
Забавно, что отдельные неглупые жижисты во всем этом увидели только уровень "тупые 55-летние дядьки делятся с миром ощущениями от впервые обретенного айфона, подаренного внуками", которого там кстати и нет :)
Да, о книге не нужно судить по обложке
Билли - это ведь и есть "человек в черном" тридцать лет назад? Тогда история с фотографией понятна. (Где он ее обронит, завтра увидим.) Это не две истории, развивающиеся параллельно (параллельно - разве что в "сознании" андроидов, чьи "воспоминания" так же сильны и "реальны", как "чувства"), это одна и та же история, 30 лет назад и сейчас.
А я вот думаю об убитой в последнем кадре первой серии мухе. После этой сцены Долорес в "настоящем времени" не фигурировала.
Да, это один и тот же человек. Другой вопрос, на каком уровне понимания реальности :-)

Обронит глагол подразумевающий случайность, а само произведение ее избегает.

Думаю, что параллельность -- качество повествования. А единой историю делает контекст. Тут же все замешано на избегании явных причинно-следственных связей. Они достраиваются в мозгу зрителя, а потом мастерски обрываются.

Фигурировала, вы присмотритесь :-)
Надеюсь в конце окажется, что все-все персонажи - андроиды, которые разыгрывают этот сюжет, чтобы он был снят в виде сериала и показан современным зрителям - нам.
Ну зрители уже оказались андроидами и я надеюсь, им же окажется режиссер :-) Тогда это дйствительно будет бессмертным достижением.
Ещё и масонская тема присутствует. Например, как только Мив "повысили градус", она, зная пароли, легко подчинила себе Бернарда)
Масонство и есть способ структуризации информации :-)
После превосходных 8 и 9 серии, 10 серия это бомба, и именно эта (а не какая-то другая) мелодия Radiohead... круто одним словом :)
Не хочу спойлить раньше времени :-)
На мой взгляд, сценаристы слишком хорошо знают архетипы и старательно имитируют то, что умерло. Согласен, что Разоблаечние Бернарда эффектно, но в целом такой сумбур вместо музыки. Но пока да, хороший сериал.
Но вот эта предсказуемая резня в конце, это разочаровывает
О последней серии я еще напишу -- есть что сказать.

Пока отвечу на сомнение, потому что это распространенная точка зрения, на мой взгляд. И не только в обсуждаемом случае.

Сериалы несовершенный жанр. В отличие от кино, к примеру, они гораздо сильнее зависят от коммерческой политики канала, рейтингов, конъюнктуры и т.д.. Это не одно высказывание, а набор тезисов (иногда весьма слабо залинкованных между собой). Зритель устает, опять-таки.
"Westworld" в этом смысле пример очень небольшого числа произведений, может 1 на 2-3, с невероятной мыслительной последовательностью и, одновременно, масштабом полотна. Такой сериальный аналог великого романа XIX века. Слово "великий" можно убрать или оставить, но сравнение не будет хромать.

Тут виден замысел одного человека (режиссера, сценариста, продюсера), любовно собирающего сад камней.

И это, разумеется, не имеет отношение к манипуляциям стереотипами. Я понимаю, что вы имеете в виду. Постмодернизм такой постмодернизм. Тут проверочное слово: можно ли всё происходящее на экране наблюдать, НЕ владея символьным словарем западного мира? Можно. Становится ли он менее интересным, если этим словарем владеть? Нет, не становится. Ключ отпирает одну дверь, но вы упираетесь в другую.

Сериал очень популярен у самых разных зрителей и его обсуждают абсолютно все. На youtube по-моему даже жанр отдельный появился -- поход в лабиринт :-)

Архетипы не могут умереть, самоназвание не позволит :-) Может быть следующая фраза прозвучит немного пафосно, но нельзя обвинять Шостаковича в филигранной игре на фортепиано. Если это и не достаточное условие для композитора его уровня, то уж конечно необходимое.
Согласен с тобой. Популярен у разных зрителей по совершенно разным причинам. Наверняка будут обсуждения с религиозной точки зрения. Кто то увидит христианскую мораль - "придти к осознанию Бога(себя) через страдания", кто то, наоборот, скажет, что Бог создал этот мир, а дьявол им владеет.
и тд.)

a_kashtanov

December 6 2016, 19:31:44 UTC 2 years ago Edited:  December 6 2016, 19:35:00 UTC

Что значит предсказуемая ? Прямо же сказано "люди не способны меняется". Очередной виток эволюции. На смену неандертальцам пришли кроманьонцы.)
... и съели неандертальцев, как и было сказано
В целом надо сказать, что сериал прежде всего умный. И то, что американцы обратились к мимо своего возникновения, это показатель исчерпанности новых путей развития. Они возвращаются к истокам, чтобы понять, куда идти дальше
Со стороны условных американцев (условных, т.к. весь креатив с Туманного Альбиона) всё определяется коммерцией. Смотрите, статистика говорит нам, что умный зритель не ходит в кинотеатры -- значит нужно снимать ремейки приквелов для третьего мира. С соответствующим качеством контента.

Теперь посмотрим в другую сторону -- 3 последних года показали: мы научились монетизировать телекартинку быстро и гарантированно принося доход и цифровому каналу и создателям. Westworld стоит, как 10 фильмов, но зритель готов заплатить, как за 50, купив абонемент в спортзал HBO.

Нам нужны лучшие авторы, лучшие актеры и инновационные режиссеры. Последних, кстати, немного, т.к. старая гвардия снимает "десятисерийное кино", без учета сериальной специфики.

Вот и весь секрет :-)
То есть это вообще-то англичане делают?
Сериал выпускается HBO, а производится аффилированной с братьями Нолан компаниями. Т.е. американские здесь деньги.
Спасибо!