Сидни Люмет известен даже владикавказкому школьнику по захватывающему "12 Angry Men", на основе которого мегаконъюнктурный МихАлков слепил свой "12".
Отрезанными оказались не только два слова в названии, но и дух интеллектуальной игры, поразивщий американских киноакадемиков полвека назад. Скромные декорации и скупые диалоги удивительным образом очерчивают нерв первого психологического детектива своего времени. Возьмите Ниро Вульфа, добавьте Мартина Лютера Кинга, чуть-чуть голливудской классики ("Гроздья гнева", etc.), в центр поместите завораживающего Фонду и вы получите блюдо, которое не стыдно подать к любому столу.
Полвека прошло и режиссер снова вскочил на своего коня. 1,5 часа нарезки из жизни американского middle-class'а " Before the Devil Knows You're Dead" обернулись смесью из монтажа Гая Ричи и двух литературоведческих фетишей: "Преступления и наказания" и "Братьев Карамазовых". В центре внимания человек со своими комплексами и проблемами, но масштаб несколько иной. Это не просто добро vs. зло. Проблемы отцов и детей, ревности, воспитания, стыда и раскаяния, эксплуатации, наркомании -- неполный список того, с чем столкнется зритель очередного шедевра мастера. Как и шотландская пословица, послужившая названием для картины, фильм лаконичен и прост. Нет ничего лишнего и каждая следующая сцена хронологически отслеживает постепенное падение главных героев в виде отдельных мизансцен. Центральные персонажи -- почти достоевские Иван и Митя. Детализация характеров на соответствующем уровне и у того и у другого: нравственные метания у младшего "неудачника" и "владение силой зла" у целеустремленного старшего. Грушенька в исполнении скучающей итало-американки Марисы Томей хороша. Интимные сцены, сопровождающиеся оценкой партнеров, логично чередуются с повседневной жизнью серой мышки. Глядя на его работу можно в унесон сказать: "devil is in details".