Бжезинский всё.
Умер главный политический аналитик Атлантики и всея Pax Americana, почтенный муж и отец, да и просто солидный поляк, у которого в жизни все получилось.
Детальный некролог в таких случаях был бы пустой тратой времени. Если писать о его роли по существу, то нужно для начала погрузиться в детальный контекст эпохи, а это заняло бы страниц 200 убористого текста.
Если же ограничиваться рамками официальной биографии, то достаточно Википедии.
Поэтому не буду говорить долго и банально, а, памятуя об античной поговорке, скажу пару теплых слов.
Он уже лет как 30 ничего не решал, но откуда-то издали символизировал ум, коварство и достоинство американской публичной политики. Все знали, что-то где-то есть, люди работают, есть двойное (а может, с чем черт не шутит, и тройное) дно.
Страшно лезть, так и ферзем промеж ушей прилететь может.
Впрочем, ничего особенного он так и не написал.
Теперь, с высоты прожитых лет и прочитанных томов это видно совершенно отчетливо.
Он всё собирался выдать какие-то секреты, пролить свет на самый интересный и не менее загадочный период противостояния СССР и США середины прошлого века. Кеннеди, инопланетяне, сериал «X-Files». Шел, шел, упал, да так и не встал.
Теперь уж точно никто не расскажет. Живых свидетелей, похоже, не осталось.
Его сочинения уступают, как по инсайтам, так и по доказательной базе, если вообще по отношению к подобным кунштюкам это применимо, аналогичным работам академических политологов.
Дальше прямолинейного Мэхена он не пошел, докинув в кипящий бульон нашинкованного Хаусхофера, пропустил через мелкую терку Кеннана и сдобрил щепоткой Маккиндера.
Вот и вся «Геополитика».
Да и эстетически «Великая шахматная доска» пасует перед тем же Миршаймером. Он хотя бы пишет без невозможного для реальной политики космического абстрагирования от предмета.
Дело, однако, совсем не в содержании.
Достаточно просто понять, почему именно он стал популярен. У Бжезинского было номинальное прямое политическое влияние и его обильные писания удачно прикрывали неувязки и кривые (по форме) узлы внешней политики США, сглаживая общее впечатление и гармонизируя на бумаге творящийся порой в Вашингтоне (и не только) хаос.
В этой роли он стал популярным писателем, но не стратегом. И на лавры последнего в принципе не претендовал в глазах внутренних спонсоров.
Красиво писал о кораблях, покоряющих просторы большого театра, вручал скучающему среднему классу США возможность порулить звездолетом и читать газеты с ехидной улыбкой, качество первым пришедшее в РФ после открытия границ для «свободной прессы».
Но это много. И за такой подарок – привычку смотреть на вещи с разных углов и уровней, – ему можно простить большую часть его недостатков.
Вслед за ним не пришел никто.
С одной стороны, потому что в эпоху постпопулизма емко говорить о публичной политике может и ребенок. Дети и говорят.
С другой -- ландшафт поменялся и сама культура массового теоретизирования на время скрылась с наших глаз.
На фоне того, что у «Великой шахматный доски» десятки переизданий и миллионные тиражи.
Очевидно, подобные люди очень востребованы и срыв покровов/простраивание картинки в головах читателей или зрителей крайне востребовано.
Информационно насыщенный мир стал сложен для восприятия и человек, толково и связно объясняющий его, является хозяином положения.
Бжезинский мертв, а его зритель еще жив.
Но, повторюсь, никого сопоставимого масштаба на мировой арене нет. Цепочка прервалась.
Несмотря на богатый менторский опыт, за геополитологом нет никакой зримой школы. Ссылки на его афоризмы встретить еще можно, но вот пространные цитаты редки.
Он был по-своему талантлив и поднимал планку прессы для умных, а не опускал ее, как это происходит последние 5 лет.
Кстати, насколько я понимаю по цитатам, Бжезинский негативно воспринимал сегодняшний идиотизм американских СМИ, беспричинную русофобию и общую внешнюю деградацию, но дедушку, конечно же, никто не слушал.
Получается так: «белые» начали и победили «черных» в изнурительной многодесятилетней партии. Потом от радости смахнули все фигуры противника с доски и стали ее ломать себе об голову.
При таких обстоятельствах прогноз потери лидерства «белыми» после 2018 г. выглядит для «черных» не абсурдным пророчеством, а последовательным планом действий. Лучше уж лет 30-40 отлежаться в коробке для фигур, чем терпеть издевательства, прыгая на одной ножке по чередующимся квадратам.
Бжезинский сполна вкусил плоды своей победы, но не дожил до разрыва сердца от ее бурного празднования субъектом международного права, за которого он вписался.
С этим его можно смело поздравить.
https://telegram.me/mikaprok
sirazhetdinov
May 27 2017, 21:29:18 UTC 2 years ago