Синдром независимости.
Многие попросили меня высказаться на эту тему. Мне все эти далекие «страдания юного Вертера» кажутся совершенно неактуальными для повестки РФ. Примеры ходульны, сравнения натянуты до разрыва.
Живительные соки, которые попытались всем селом местные околочиновники из этого вытянуть не содержат ни одной килокалории.
Хотелось бы надеяться, что люди все же большую часть дня уделяют не головоломным битвам в соцсетях с фантастическими драконами, а занимаются делом, приносящим материальную пользу хотя бы их семьям :-)
Говоря по существу, подойдем к проблеме с нескольких сторон, расположив их по степени нарастания важности.
Первое и базовое замечание: независимость Каталонии – притча во языцех.
Еще в начале XX века Гауди (ударение на последний слог) вел корреспонденцию на катале, т.е. испано-французской мове, приглашал на стройку только каталонских рабочих и участвовал в показательных выступлениях с местными сепаратистами в начале 20-х годов прошлого века.
Я неплохо знаю его биографию и представляю себе контекст, окружавший монументальных творцов в Испании того периода.
Культовый архитектор, раскручиваемый местным эстеблишментом до потери совести и лица, был не первым, кто ударился в фольклор. Все его клиенты, в основном крупные бизнесмены, тайно поддерживали любые разговоры о независимости для обеспечения себя дотациями и льготами из Мадрида.
Разумеется, к этому приложил руку и «северный» (он же восточный) сосед.
Началось это до рождения Гауди и не закончилось по сей день.
70 лет спустя ваш покорный слуга первый раз побывал в Барселоне и всё сегодняшнее хулиганство увидел в полный рост. Народ обслуживают с детства и до старости. Гораздо интенсивнее, чем в стране басков, кстати. Карты, открытки, мифологизированная история, в силу известных региональных особенностей развития Испании, имеющая право на жизнь.
Нет гладкой поверхности в видимом глазу пространстве, где бы не было размашисто выведено «Catalonia is not Spain» на непонятном большинству зрителей языке.
Октябрьский каминг-аут отнюдь не сюрприз.
Проблема в том, что мы знаем только о басках и каталонцах, но, если ходить с козырей и РЕАЛЬНО брать в руки учебник, то у всех провинций окажется право на самостоятельность. Историческое, социальное, локально-патриотическое. Какое угодно. Там шили лоскутное одеяло. Швы залатали на скорую руку. Если потянуть – все порвется.
У Андалусии, к примеру, больше права быть независимой, чем у Каталонии. Об этом никто не говорит. Почему?
Короткий ответ примерно такой: потому что у Португалии голосов в ЕС меньше, чем у Франции :-) Всегда было меньше и всегда, в обозримом промежутке времени, будет.
Все экономические выкладки приплетать нет смысла – польза от развитого восточного региона существует в контексте страны. Стоит ему взаправду отделиться он, как и «говорящая» на катале Андорра, станет буферной зоной интересов бывшей родины и соседа справа.
Вторая важная ремарка – тут нужно посмотреть на все происходящее глазами ЕС.
Кажется, самодеятельность на местах работает против Евросоюза. На самом же деле тут точно такой же принцип «разделяю и властвуй». В приведенной форме.
В чем основная дилемма ЕС, которую они осознают, но поделать с ней ничего не могут?
Я уже как-то в контексте разговоров о пресловутом Брексите писал на эту тему.
ЕС это управление без управляемых. Комната битком набита желающими высказать свое бесценное мнение, которое остальных вообще не интересует.
Так на метагосударственном уровне дела не делаются. Сначала вам нужны иерархия и управление, чтобы потом плавно и постепенно можно было отладить демократические процедуры. На выжженном горючими слезами поле.
Как этого добиться в полевых условиях?
Центральным государствам с ненарушенным управлением желательно иметь периферийную кашу-малу из кусков земли, на которых сидят «развитые промышленники и визионеры» с сосками во рту. Всё, что они могут сделать – оплатить свою защиту у корпорации добра. За это им положен щедрый паек.
С Испанией сложно договориться, а с ее внутренними органами – легко.
Поэтому все происходящее встречает дикий отпор со стороны официальной Кастилии в лице всех вплоть до посаженного Его Величества и такой же неистовый восторг со стороны ЕС («проходите, садитесь!») и ООН, как отделения внешних связей ЕС.
Что возьмет в итоге верх в этом раунде, ситуативная логика испанских управляющих или европейского офиса, будет зависеть еще от одной стороны – далекой географически, но душевно близкой всем разговорам об отделении.
Соединенные Штаты вот уже лет 35-40 занимают странную позицию по вопросам европейского сепаратизма. Как и в целом по вопросам государственной независимости.
Одним можно отделяться, иногда вопреки международным установлениям, местным традициям и даже, страшно подумать, прямым экономическим выгодам атлантической державы. Другим – почему-то нельзя, опять-таки с изнаночной последовательностью аргументов.
Хотя национализм и самостийность, конечно же, в интересах США.
В случае Каталонии плюсы от выращивания в европейском террариуме очередной «польши» оказались менее привлекательными, чем ослабление центральной власти в ЕС.
Дел невпроворот – нужно еще каким-то непонятным образом блокировать образования войск ООН, плавно переходящих под европейский административный аппарат.
Поэтому вроде как (тут ни в чем нельзя быть уверенным наверняка) Белый Дом поддержал Мадрид в стремлении прижечь гнойник, не отрубая руку.
Правильное это решение или нет, сказать сложно. Очевидные преимущества были бы только от развязывания полномасштабного конфликта на периферии «спокойной» Европы.
Вот в этом контексте можно, как мне думается, о чем-то содержательно побеседовать.
https://telegram.me/mikaprok
Anonymous
October 4 2017, 20:23:30 UTC 1 year ago