Современная пампфлетистика.
Давненько мы не смотрели кино, а еще дольше не смотрели хорошее кино.
Носимый всей американской критикой на трехметровой перине «Get Out» оставил еле различимый след в душе российского зрителя.
Дело и в кажущейся далекой от нас расовой проблематике, и в не слишком широком прокате, и в отсутствии явной рекламы.
Я почитал отзывы «авторитетных экспертов» и понял, что должен добавить краткий комментарий об этой работе.
Хотя бы по такой простой причине – это неожиданно хорошо сделанная вещь, хочется даже сказать отделанная.
Предупреждаю, дальше будут спойлеры, поэтому рекомендую для начала посмотреть фильм.
В отличие от масштабного и чрезмерно пафосного «12 лет рабства» или яркого, но дикого «Джанго освобожденный», «Get Out» удивительно соразмерен рассматриваемой проблематике.
Скажу больше, тут удалось придумать новый жанр с нетривиальной игрой на эмоциях.
С точки зрения механики мы имеем дело с триллером, неожиданные повороты, косые взгляды, загадочные встречи.
Однако декорации скорее шаржевые, нарочито утрированные. Все кричит с экрана: мы понимаем, именно такого не может быть в жизни, жесты условны!
Эти два состояния в верхней точке восприятия сливаются в зрелую иронию, чрезвычайно редко посещающую современное кино.
Поэтому, что бы там не говорили об ужасах, мне кажется, по базовому образованию «Get Out» – это черная комедия (тут тоже ирония).
Ужасы, если так можно назвать два небрежно разлитых ведра бутафорской крови, проявляются в конце.
Сюжет вкратце такой: черный мальчик (британский актер угандийского происхождения Дэниель Калуя) вместе с белой девочкой (Элисон Уильямс) едут к ее родителям на уикэнд знакомится.
Родители и их родственники ведут себя местами странно, не говоря уже об их черной прислуге.
В момент, когда мальчик не выдерживает и собирается бежать, выясняется зачем его туда позвали на самом деле – в медицинских целях.
Было отснято несколько концовок, в частности, убийство героем г-на Калуя всех новых знакомых (в качестве самообороны) и заточение его за это в тюрьму.
После того, как в США обострилась тема с убийством чернокожих белыми полицейскими, режиссер, якобы, «смягчил» концовку и помиловал главного героя.
На публичном уровне критики это фильм о расизме, да.
Более того, рассказанная история очень личная для режиссера и сценариста Джордана Пила. Он из смешанной семьи и состоит в межрасовом браке, т. е. где-то это даже самоирония.
Однако, не все так просто.
Совершим мысленный эксперимент и поменяем темный цвет кожи главного героя на, скажем, пролетарское происхождение.
Что тогда случится?
Удивительно, но фильм мало потеряет.
Не будет едкой остроты телевизионного конфликта, но все акценты останутся на месте.
Смысловое наполнение станет глубже и тоньше.
То же самое произойдет, если перенести действие картины в Европу или даже ЮВА.
Собрана универсальная конструкция «Обитаемого острова» в миниатюре: протагонист теряет силы из-за наведенного на него гипноза, инициация которого в детской травме, связанной с происхождением. Происхождением любым: от этнического до социального.
Подопытные кролики «второго сорта» либо подчиняются гипнозу, отказываясь от личности в угоду политкорректности, либо часто «болеют».
Впрочем, гипноз действует и на самих «хозяев жизни», которые могут время от времени расчувствоваться и отрефлексировать в стиле «а что это я делаю?»
Максимально раздвинув границы трактовок, г-н Пил невольно сделал вещь, не ограничивающуюся временем и пространством современной ему Америки.
Уверен, если бы г-н Маркс имел возможность мыслить категориями движущихся картинок, то поставил бы «Get Out» примерно ту же самую оценку 99%, что и посетители Rotten Tomatoes.
https://telegram.me/mikaprok
a_kashtanov
March 25 2018, 21:20:52 UTC 1 year ago
Я фильм посмотрел больше года назад. Помню показалось, что режиссёр, сам того не желая, показал, как легко белого превратить в негра. Да, белые эгоистичны, без принципов и тд. Но чёрные просто звери.
Чёрные рулят)