Игра с нулевой «Суммой».
По мотивам оффлайновых разговоров хотел закрепить пару замечаний о событиях вокруг небезызвестного многопрофильного холдинга.
Одно практическое и одно теоретическое.
Причины и следствия конкретно этого решения, ареста и предъявления обвинения в целом ясны.
У нас всех перед глазами есть пример г-на Ходорковского, так редко в настоящее время тиражируемый СМИ всех калибров.
До сих пор, а прошло уже 14 лет с момента событий, не собрано единой фактографии по делу «Юкоса» и сама биография Михаила Борисовича (при живом и говорящем субъекте) зияет катастрофическими лакунами.
В общем и целом понятно, как играть в эту игру: либо вы изображаете американского бизнесмена, активно противопоставляющего себя лично действующей администрации и консолидирующегося в моральном негодовании с цивилизованным миром, либо получаете преференции от этой администрации.
Несложная дихотомия.
Как и в этом случае.
Основными контрагентами «Суммы» и до 2012 года и после были государственные монополии. А сам холдинг существовал в межумочном пространстве конца 90-х, когда переговоры не ведутся процедурно (с учетом взаимных интересов, разумеется).
Часть активов успешно перекочевывала в США под видом венчурных инвестиций. В принципе, похожий путь в случае UK – вложение в развитие футбола. С той незначительной разницей, что добрые (действительно) капиталисты с Западного побережья иногда платят дивиденды.
Роль братьев Магомедовых, на мой взгляд, сильно преувеличивается. Если посмотреть на структуру группы компаний, то легко обнаружить облако бенефициаров за ними. Они скорее прикрывают деятельность целого ряда публичных (и полупубличных) людей с политическими амбициями.
Я бы также не соотносил взлет и падение «Суммы» с г-дами Дворковичем и Медведевым. Сейчас это стало общим местом, но реальность немного сложнее. Судя по боковому взгляду на проблематику, за ними стоят те самые федеральные чиновники и силовики, которых последние два года очищают от занимаемых должностей под разными предлогами.
Не соотносил 1 к 1 все случаи, но примеры по нескольким кандидатурам свидетельствуют о прямой временной взаимосвязи проигранных тендеров, «калининградского дела», истории с РЖД и лишении «Суммы» протекций в коридорах власти. А там речь не только о людях, пришедших с г-ном Медведевым.
Однако, все это частности, органично вписывающиеся в общую картину событий, о которой никто не думает.
Позволю себе смелое умозаключение, отвлекаясь от событий 30-31 марта.
Дело вот в чем: время многопрофильных холдингов проходит. И в РФ и в некоторых других развивающихся странах.
Собственно, из крупных объектов осталось всего несколько штук, дышащих на ладан.
Что представляет в наших условиях какая-нибудь АФК «Система»? Это реликт первичного накопления капитала, хорошо известного своими последовательными шагами всем, кто учил реальную историю на пятерки.
Классическое финансовое рейдерство, дополненное отсутствием нормального госрегулирования и корпоративных стандартов. Грубо говоря, слабосвязанные куски собственности на карте отдавались тому, кто мог навести хотя бы фискальный порядок и подавить мелкую анархию в каждой из точек принятия решений.
На короткой дистанции с Управляющих Компаний удобней спрашивать и вся внутренняя кухня отдается им на откуп.
Ту же самую картину мы видим в ряде стран Восточной Европы, развивающихся странах ЮВА и Латинской Америки.
В Болгарии, на Украине и, например, в Чили до недавнего времени большая часть территории финансово контролировалась не отдельными бизнес-сообществами и не государством, а специальными структурами странного происхождения. Также выглядела под лупой Турция с той разницей, что там всем управляли армейские ветераны.
Сейчас ситуация везде меняется, к лучшему или (где-то) худшему, но последний вздох не до конца сформировавшихся национальных государств приходится на борьбу с «серыми территориями».
Жизнь в постинформационном обществе стала слишком сложной, поэтому верхнего уровня управления явно недостаточно для соблюдения дисциплины принятия решений.
Условная «Сумма», присутствующая и мешающая своим присутствием в 5 различных отраслях, может в последний момент растопырится и пустить под откос масштабную мобилизацию капитала или надгосударственный проект (а к ним активно готовятся).
Кому от этого будет легче?
Никому.
Потом содержательно они ничем управлять не могут, да и не хотят. Там же главная забота показывать плюсовой OPEX. Т.е. бизнесы нужно потрошить, если по тем или иным причинам они не приносят дивидендов на горизонте 2-3 года.
Такая философия в добыче или транспорте, где традиционно очень крупные CAPEX, убивает любую долгосрочную стратегию. Тут либо нужно специализироваться на подобной деятельности с миллиардными кассовыми разрывами в обнимку с частной банковской системой, либо доить государство.
Сворачивание суперприбыльного инвестрынка в РФ вообще ставит вопрос о потребности сбора денег в один головной траст. Схема не рабочая.
Что с ними дальше-то делать? В Кремниевую долину относить? :-) А налоги кто платить будет, на которые мы тут посоздавали национальных гвардий?
Поэтому перестройка и смерть многопрофильных холдингов в текущем виде вопрос короткого промежутка времени.
Хороший вопрос во что выльется их реформирование?
Вариантов много, но есть два самых популярных:
- национализация и растаскивание профильными госмонополиями;
- формирование с помощью регулятора профильных бизнес-кластеров и их моментальное акционирование относительно мелкими инветсорами.
Сейчас все придерживаются варианта №1 и акционирование, присутствующее на рынке, идет только в пользу международных рынков без посредников в стране.
Разрешительная риторика варианта №2 в какой-то мере присутствует в публичном поле, но никаких практических результатов как не было, так и нет.
Думаю, в ближайший год будет понятно, стоит ли ожидать нарезки и переприватизации остатков системных «Систем».
https://telegram.me/mikaprok
_nekto
April 1 2018, 16:35:08 UTC 1 year ago