Мир, безработица, май.
Ближе к концу апреля Росстат отчитался о наступление коммунизма в отдельно взятой стране.
Уровень безработицы опустился до рекордных 4,9%*. Минимум за 25 лет.
Это уровень Дании. Вот выборка стран ЕС для сравнения (декабрь 2017 — январь 2018 гг.):
Тут как тут «Сбербанк» сварганил свою статистику на основе масштабного опроса (!) и получил цифру 9,9% населения (кстати, ниже аналогичного опроса 2014 года, когда было 11,1%).
Т.е. народ сам заявлял: да, не работаю, кредит не возьму :-)
Дальше к вечному огню подошел назначенный «умный человек», на сей раз это был ИСА ФБК, и рассказал, как оно на самом деле происходит.
Оказывается, безработицей можно считать и половину, и четверть ставки, за которые платят столько же, сколько составляет пособие.
Принимая во внимание фиктивную деятельность, безработных у нас 20%+, согласно расшифровке того же опроса «Сбербанка».
Давайте внесем небольшое уточнение, о чем нам говорит этот показатель?
Основной момент: что такое «безработица»?
Формальное определение приведу ниже.
«К безработным, применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период одновременно удовлетворяли следующим критериям:
- не имели работы (доходного занятия);
- занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации организации (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
- были готовы приступить к работе в течение обследуемой недели.
Обучающиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней.»
Я не зря выделил жирным службы занятости. Росстат учитывает только статистику обращений в государственную службу занятости. Все остальное – вольная экстраполяция.
В то время, как Eurostat, например, учитывает все службы занятости, проводит опросы порталов поиска работы и сопоставляет данные регпалаты с базой налоговых вычетов.
Кроме того, порядок постановки гражданина на учет в службу занятости, в ряде случаев, может происходить автоматически. Подобные программы есть в ФРГ и UK.
Там не обходится без известных проблем, но статистика гораздо ближе к жизни, чем у Росстата.
Между Сциллой безразличия к источникам данных и Харибдой обязательного выполнения нормативных показателей правительства РФ статслужба вынуждена отчитываться абсолютно бесполезным числом.
Которое со временем будет только падать (и которым можно будет торжественно побивать врагов суверенной демократии на публичных ристалищах), пропорционально падению интереса к службе занятости.
ОК, тут всё понятно.
Что же на самом деле происходит с работой у граждан РФ?
Хороший и сложный вопрос.
Американский стандарт: занятость населения считается по налоговым отчислениям на душу за период. Гораздо более адекватный показатель, в отличие от предлагаемого МОТ.
Он менее гибкий и считается только по годам, но зато демонстрирует реальную вовлеченность граждан в страновые процессы.
У нас универсальным налоговым идентификатором является ИНН.
Я видел цифры по ИНН за 2014-2015 годы. В тот момент примерно у 21-21,5 млн. человек не проходило ни одного рубля за год.
Если сделать поправку на изменения количества трудоспособного населения за 3 года и допустить статпогрешность в 1,5%, то у нас получится около 26,4% граждан, входящих в целевую категорию.
Это оценка теневого сектора российской экономики. Что происходит внутри понять не так просто, но если вычесть 15% граждан в «схемных» бизнесах** (в свое время фигурировала такая цифра в ЦСЗ), то получим 11,4% – реальных безработных.
Грубый, но хотя бы отдаленно похожий на подсчет показатель.
Сюда имеет смысл добавить уровень невовлеченных в налогообложение + уровень реальной нищеты: сумма двух цифр. Верх и низ.
Наверху – крошечное количество граждан РФ и какой-то другой страны, не платящих в РФ никаких налогов, хотя доходы по ним фиксируются.
В самом низу – живущие ниже реальной черты бедности.
Согласно ей, у нас в первую группу попадает около 0,9% населения, а во вторую (у которых он менее, кажется, ~120000 р. в год и на него он не распространяется) – около 15,5%.
+ те, кто по каким-то причинам возвращает себе подоходный налог полностью – 0,08% населения.
Получаем дополнительно 16,48% работоспособного населения, символически присутствующих в общей статистике.
Цифру 26,4% можно сложить с 16,48% и почувствовать приближение откуда-то из-за гор БОД :-)
Шучу.
*Общая численность рабочей силы составила 76,1 млн. человек, или 52% от общей численности населения страны, в их числе 72,3 млн. человек были заняты в экономике и 3,8 млн. человек не имели занятия, но активно его искали.
**Сюда входит весь явный криминал, нулевые налоговые схемы и прочее, что генерит ВВП, но не может статистически учитываться.
https://telegram.me/mikaprok
mehrundagot
April 28 2018, 22:48:52 UTC 1 year ago
Или это риторический вопрос?)