Продолжим о еде.
Задам для начала такой вопрос: а сколько лет концепции здорового питания?
Если идти «от печки», то история богатейшая. Собственно, базовая функция человека, так или иначе что-то нарастет.
Отдельные книги о полезной и бесполезной еде появлялись еще в раннем Средневековье (если верить общепринятой временной шкале).
Период конца XVIII века – начала XIX стал временем рождения кучи маргинальных теорий в этой области. Они волей-неволей расширяли горизонт того, как смотреть на привычные вещи.
В XIX же веке, например, окончательно оформилась концепция вегетарианства со всем набором тезисов, проговариваемых ее последователями и сегодня.
Наиболее продуктивными с точки зрения плотности оригинальных находок стали годы непосредственно перед ПМВ и в промежутке между двумя войнами.
После ВМВ всё это было отодвинуто на задний план, не в последнюю очередь по причине широкого участия «старых» немцев в научном процессе.
С 50-х годов, теоретически, можно вести отсчет современной диетологии.
Что стало точкой отсчета новой медицинской дисциплины?
Фактически, никакого надежного базиса для правил питания не существовало, но в англосаксонских странах появилась +/- точная социальная статистика сердечно-сосудистых заболеваний и врачи забили тревогу.
До этого никто не задумывался над маcштабом проблемы, а тут она встала в полный рост, подхлестываемая год от года улучшаемыми средствами диагностики.
На тропу войны вышли несколько противоборствующих группировок только-только проклевывающейся науки.
Доминантной на многие годы вперед стала теория Энселя Киза.
По своему влиянию на наши повседневные привычки роль этого человека сложно переоценить.
Именно г-н Киз ввел в оборот «Средиземноморскую диету», считающейся наиболее сбалансированным способом питания в целом ряде стран первого мира до сих пор.
Он же был архитектором знаменитого «голодного эксперимента в Миннесоте», результаты которого описаны в до сих пор единственной книге такого рода «The Biology of Human Starvation», вышедшей аж в 1950 году.
Все последующие работы о еде так или иначе опирались на этот эксперимент военного времени, потому что по гуманным соображениям (по крайней мере публично) его никто с такой аккуратностью не повторял.
Сам исследователь исповедовал то, что проповедовал и прожил до 100 лет, 28 из которых провел в любимой Италии.
В середине 50-х годов им был выдвинут тезис о прямой связи только-только открытого холестерина и насыщенных жиров с состоянием сосудов и сердечной мышцы.
Поскольку в этом поле существовала нешуточная конкуренция за гранты, маститый к тому времени ученый вынул из рукава козырную карту.
В период с 1958 по 1964 годы им и его коллегами была собрана информация о питании, образе жизни и здоровье 12770 мужчин среднего возраста в Италии, Греции, Югославии, Финляндии, Нидерландах, Японии и США.
Кстати, это одна из первых, если не первая работа такого рода, в которой были применены классические методы Big Data, частично автоматизированные при содействии IBM.
В 1970 году исследование, объединяющее все находки, было опубликовано г-ном Кизом в монографии, окончательно расставляющей точки над i: насыщенным жирам и холестерину был вынесен обвинительный приговор.
Прошло 10 лет и родина диетолога дозрела до формальных регуляций.
В 1980 году от имени комиссии врачей при американском правительстве были опубликованы первые рекомендации по правильному питанию, так или иначе затрагивающие жизнь десятков и даже сотен миллионов людей.
Все диетологи должны были рекомендовать их пациентам, в школах и детских садах питание приводилось в соответствие с этими нормативами, производители готовой еды обязаны были обращать внимание покупателей на схожесть своей продукции и набора госинструкций.
В 1983 году правительство UK последовало тем же путем.
Самое главное ограничение касалось насыщенных жиров и холестерина.
Первый раз в истории в таком масштабе кому-то рекомендовалось не есть досыта, а смотреть на этикетку.
Появились журнальное понятие «взвешенное питание», люди стали ходить на консультации к специалистам и заниматься своим здоровьем.
Тут всё хорошо.
Не очень хорошо другое.
Только 12% американцев страдали ожирением в 1950 году. Т. е. до «изобретения» холестерина.
В 1980-м их было 15%, а в 2000-м – 35%.
В 1980-м только 6% англичан страдали ожирением, а в 2016-м – 30% были с диагнозом.
Вспышка диабета второго типа – современное явление.
О том, кто виноват и что делать поговорим в следующий раз.
Добавлю только один любопытный факт.
До середины 2000-х в массовой прессе вред холестерина вообще никак не дебатировался.
Были узкоспециализированные споры, научные публикации и вообще все, что в отсутствие современных сетевых поисковиков является уделом узкой группы максимум из нескольких тысяч человек.
Почему?
Не в последнюю очередь потому, что г-н Киз почил в бозе только в 2004 году.
При нем подобные разговоры было вести неприлично :-(
https://telegram.me/mikaprok
et0neja
June 24 2018, 16:02:41 UTC 1 year ago Edited: June 24 2018, 16:03:51 UTC
пока яйцепроизводители проплатятразвитиябританскойнаучной мысли, может, переоткроют, что можно не 2-3 в неделю, а и больше --- и таки да, торжествующе на днях переслала ему заметку https://lenta.ru/news/2018/06/10/food/И ведь едва ли не про всё так. Сначала -- опасно, потом - полезно, потом опять наоборот, гранты осваиваются, научные издания активничают, читатели вдохновляются...