«Точка сборки»
После очевидного провала прошлого года, франшиза «Black Mirror» решила воспрянуть от идеологического сна и предложила зрителям к рождеству нечто по-настоящему новое.
Без комментария обойтись не получится.
Пробежавшись по известным мне авторитетным западным рецензентам и сравнив их с русскоязычными, я обратил внимание на бросающуюся в глаза деталь: большая часть людей считает саму технологию выбора правой или левой стрелки в кино чем-то прорывным и пытается обсуждать именно ее.
Друзья мои, интерактивное кино само по себе – не новость, а старость. Содерберг недавно https://mikaprok.livejournal.com/335215.html выплюнул аж целое мобильное приложение для этого.
Стало понятно – «пошла руда».
Но и до этого поляна отнюдь не была пустой.
Первые опыты с голосованием зрителей за то или иное развитие сюжета имели место в кинотеатрах еще в середине прошлого века, а по крайней мере с 80-х годов XX века существуют с переменным успехом интерактивные пьесы и, соответственно, театры.
Ключевая проблема с «интерактивным кино» не в технологии, а в содержании. Заключается она в том, как сделать хорошее интерактивное кино, а не абы какое.
Интересующихся темой отправляю к специализированным изданиям.
Очень быстро всем профессионалам в области развлечений стало понятно: невозможно сохранить одновременно сюжетную цельность, полную взаимозаменяемость сценарных арок и саспенс.
Можно выбрать любые два варианта.
Возьмем наш Bandersnatch. Делая всё честно, зритель должен умирать каждый раз в конце своей выбранной ветки действий и начинать с меню Netflix. В действительности же мы смотрим последовательность «День сурка», постоянно возвращаясь к безопасным сейвам.
Так можно и «Memento» перематывать вперед и назад.
Думаю, реальным техническим прорывом было бы взять суповой набор сценарного сеттинга, ролевых моделей героев, сюжетной матрицы и сварить из этого всего дерево сценариев, по которому зритель безальтернативно проходит в зависимости от социо-культурных особенностей своего восприятия. Такой Deep Dive блокбастер: взрослый мужчина смотрит свой фильм, молодая девушка – свой, 12-летний ребенок – то, что ему интересно. Каждый доволен и не знает о том, что смотрит другой.
Эксперименты такого рода тоже существуют, однако сделать что-то толковое с подобными ограничениями еще сложнее, чем придать законченную форму даже простенькому интерактивному кино.
Поэтому взгляд массового зрителя подобный аттракцион оценивает только в качестве технической диковинки.
Однако, на мой взгляд то, что сделала команда «Black Mirror» и, в частности, г-н Брукер – как раз учитывает все нюансы производства такой продукции, идя чуть дальше. Не технически, а понятийно.
Что собой представляет «Bandersnatch»?
Это квест с элементами RPG, главный герой которого делает компьютерную игру и в центре ее сюжета также игра. Зазеркалье, как и было сказано.
Ничего хорошего из этого изделия получится a priori не может, потому что продукт называется именем вот этого существа:
Вы конечно можете наживать кнопки под экраном, однако это не настоящий выбор, а его видимость. Потому что, во-первых, повторюсь, он имеет возможность посмотреть все сюжетное дерево целиком, возвращаясь на точки сохранения, как в игре, а, во-вторых, сам сюжет подсказывает – выбора у героя нет. Как его нет и у зрителя. Всеми решениями управляет Netflix.
Здесь включается смысловая рекурсия, действительно разрушающая четвертую стену. Только стена эта не между актерами и зрителем, а между традиционным кино-нарративом и игровым мышлением в голове зрителя.
Самое время задать несколько вопросов … нет, не Bandersnatch, а себе:
- в какой мере выбор чувствительных тем на экране диктуется потребителем, а в какой производителем?
- можно ли обойтись без насилия в кино? (конечно, но в этом случае оно очень быстро закончится :-))
- зависит ли что-то от выбора музыки в кино?
- что такое креативный процесс на самом деле и как его можно конструировать?
И т.д..
После такого кому-то точно также захочется разбить монитор, потому что на самом деле зритель и собой управляет в очень незначительной степени :-)
Смотреть и тыкать в экран не интересно и это раздражает. Ровно также, как и героя на экране его сюжетная линия (а, в конечном счете, и его жизнь).
Триггером служит как раз понимание невозможности «интерактивного кино».
Красивая метафора «кино в кино в кино» или «игра в игре» не работает, как нарратив. На это намекает даже название фильма – чудовища из Зазеркалья.
Однако, это работает, как символ.
Bandersnatch – действительно сделало маленький шаг вперед и это, конечно, не интерактивное, а мета-кино.
«Черное зеркало» тут превратилось в «Черный квадрат».
В следующей части немного поговорим о сюжете, там есть пара интересных моментов.
Продолжение воспоследует...
https://telegram.me/mikaprok
alexey_neonov
December 30 2018, 17:26:46 UTC 6 months ago
Так что развязка с невозможностью что-либо поменять в интерактивной серии максимально раскрывает завязку, которая у любого сериала - его название.
Нельзя выпрыгнуть за рамки картины, и нельзя выпрыгнуть за рамки зеркала, как не пытайся проходить Bandersnatch с начала.
Но зато, можно стать автором, и создать свой собственный сюжет, в своем романе, рассказе, посте или хотя бы комментарии - у кого уж на что хватает средств :)
Думаю, что сериал именно об этом. Пусть и на мета уровне.