"Вышегородская волость, почти все крестьяне которой занимаются сбором подаяний, в прежнее время принадлежала одному очень крупному помещику, управляющие которого, в большинстве случаев иностранцы, непосильными поборами и постоянной барщиной довели крепостных своего хозяина до такого разорения, что те предпочли бросить свое хозяйство и уйти на оброк; но так как этот последний был непомерно велик и не соответствовал заработкам, то последние стали пополняться прошением милостыни, сбор которой вошел затем в обычай".
"Изучавший русское нищенство А. Свирский считал, что всех профессионалов следует делить на группы — христорадники (попрошайки) и охотники (нищие высшего сорта). К христорадникам относились богомолы (просящие милостыню на церковной паперти), могильщики (просящие на кладбищах), горбачи (побирающиеся с сумою), ерусалимцы (мнимые странники, собирающиеся якобы в Иерусалим), железнодорожники (просящие в вагонах железной дороги), севастопольцы (отставные солдаты, утверждающие, что они были ранены при севастопольской обороне), барабанщики (стучащиеся в окна), безродники (бродяги), складчики (берущие милостыню не только деньгами, но и хлебом, яйцами, овощами и старой одеждой). К охотникам причисляли сочинителей, писавших благотворителям жалобные письма; протекционистов, являвшихся в богатые дома за деньгами якобы по рекомендации близкого знакомого; погорельцев, изображавших жертв пожаров, и мнимых переселенцев, которые могли разжалобить щедрых дарителей рассказами об ужасах вынужденного переселения в Сибирь, жуткой жизни там и нищенском существовании после возвращения.
Кроме того, существовали и другие популярные нищенские специализации. Женщины хорошо подавали бабе с больным ребенком, хотя чаще всего вместо ребенка нищенка держала простое полено, завернутое в тряпки. Сборщики на погребение младенца ходили по улицам с гробиком на руках. Не меньше удавалось собрать и нищенкам, прикидывавшимся матерями, просившими на приданое невесте. Удавалось собрать немало денег хорошо известным и ныне нищим, прикидывавшимся больными, собирающимися отправиться на дорогостоящее лечение, или только что без гроша выписавшимися из больницы. Но куда лучше подавали калекам и слепым. Немало по городам бродило и "нездешних людей", собиравших на железнодорожный билет на родину.
Существовали и такие специализации, о которых теперь прочно позабыли. Так, нередко просили подаяния "купцы" и "студенты", унесенные водоворотом жизни в омут порока и теперь раскаивающиеся и нуждающиеся в помощи для возвращения к праведному поведению. Однако гораздо больший успех имели "чиновники", изгнанные со службы "за правду". Впрочем, как и дети, выступавшие с дрессированными собачками и барсуками, а также нищие музыканты и шарманщики. "
http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1154551
Не нужно думать, что ситуация сколько-нибудь отличалась в лучшую сторону в странах Западной Европы. Пропуская неизбежные в таком случае отсылки ко временам Римской Империи, где, если верить Тациту, нищие одновременно были инструментом в руках недобросовестных политиков и движителем демократических перемен, можно перейти ко временам Итальянского Средневековья. Высокая концентрация политической культуры позволила жителям Апеннинского полуострова организовать первые ремесленные цехи и профсоюзы. В их числе был и цех нищих, который на протяжении более трех столетий играл значимую роль в политике крупных полисов, таких как Венеция, Флоренция, Милан. Нравы были соответствующие -- одним из легитимных способов казни была выдача богатой жертвы нищим, которые разрывали несчастного и грабили его жилище. Картины того времени, написанные необыкновенно сочными красками, можно найти у Гвиччардини. Позже именно нищие разворовывали архитектурное наследие Древнего Рима, продавая по кирпичику дворцы Цезарей заезжим туристам. Позже в XVIII-XIX вв. нищие образуют шайки и терроризируют обитателей маленьких европейских городков. Описание подобных случаев встречается абсолютно у всех путешественников от Стендаля до Герцена. Каждое объединение и формирование нового государства в Старом Свете, будь то Бельгия или Германия, тут же вызывало волну нищеты и связанного с ним криминала. Учитывая небольшой культурный стаж Российской Империи, а также весьма вольное обращение с фактами современных историков и журналистов, можно заключить, что государство успешно справлялось с задачей удержания нищеты в узде. Не хуже западных соседей и гораздо лучше восточных, о которых даже и говорить не стоит.