- Сколько лет вы работали в системе МЧС?
- С 1984 года по 2004 год. Двадцать лет.
- … И за эти двадцать лет подобная ситуация по количеству снега и напряженности паводка бывала?
- Бывала, конечно: первый раз, когда я был на Севере. Потом несколько раз после 1993 года, когда я работал уже в Пскове. Снега примерно столько было в 2004 году, когда у нас в Новый год и в январе выпадало очень много снега. Мы объявляли режим чрезвычайной ситуации в январе в целом по области и привлекали всю технику, которая вообще имеется в Псковской области, чтобы расчищать дороги до всех населенных пунктах – до каждой деревни. В том числе привлекали и военные части. Почему я это хорошо и запомнил. Полностью привлекали инженерные части города Острова. И выделяли денежные средства из фонда чрезвычайных расходов для расчистки. И если вы помните, у нас никогда такого не было, чтобы из-за снежных заносов было вообще не проехать в какую-то деревню. А этой зимой по моим наблюдениям, порядка 40 процентов сельского населения оказалось заперто и отрезано от жизни из-за не расчищенных дорог. То есть жизнеобеспечение 40% населения в деревнях было парализовано. Туда не могла бы подъех
ать скорая, пожарная, автолавка. В области примерно для 80% населения деревень продукты развозит потребкооперация. И это очень странно было, что не объявлена чрезвычайная ситуация, ведь для этого были все основания. Для нас в свое время такой сюжет по областному телевидению о том, что заметены и не расчищаются дороги в населенные пункты, - да это был бы крах!
- Ну здесь, видимо, сработало то, что сильно народ не возмущается по этому поводу. В межсезонье-то тоже там никому не проехать – грязь и слякоть, так что люди привыкли…
- Ну извините, как это никому не проехать: если автомобиль полноприводный, то проехать можно по грязи. А по сугробам и на такой машине не проедешь. Ни на УАЗике, ни на «буханке».
- Почему же тогда этой зимой не было ЧС?
- Такое впечатление, что какое-то расслабление пошло. Может, от того, что давно не было подобных явлений.
- Ну вот объявлено сейчас, после сбора информации, что в 33 населенных пунктах будут подтопления из-за паводка.
- Меня возмущает то, что существует положение – Постановление обладминистрации от 13.06.2002 года №196, Порядок сбора и обмена информацией о ЧС на территории Псковской области. По которому режим ЧС надо объявлять, когда за 12 часов выпадает 150 мм снега. А у нас за сутки, было дело, выпало едва ли не полметра снега! Было не въехать даже во дворы в Пскове.
- Так может просто не хотели народ тревожить введением ЧС?
- Так при чем здесь «тревжить»? Люди же сразу поймут, что это делается ради их собственного удобства. Что значит ЧС? Это значит, что безо всяких конкурсов привлекается техника, которая имеется: ведомств, предприятий, военных для оперативной расчистки дорог.
- Скажите, по вашему мнению, по городу Пскову все было сделано, чтобы облегчить паводковую ситуацию?
- Недавно было выступление – наверное, крик души Яна Лузина. Он выступил, что надо объявлять режим чрезвычайной ситуации, а ему, говорит, объясняют, что его не надо объявлять – ситуация, будто бы, не подходит под признаки ЧС. Он-то прав – в городе надо объявлять ЧС. Кто ему посоветовал это – интересно. Но почему областное управление и комиссия по ЧС молчат?
- А какие сейчас признаки чрезвычайной ситуации в городе Пскове?
- За минувшую зиму можно было по выпадению снега три раза объявлять ЧС в городе. Имело место нарушение жизнедеятельности населения города Пскова, и еще большее нарушение будет, когда пойдет подтопление. Объявив ЧС безо всяких конкурсов, можно было привлекать технику, в том числе предприятий независимо от форм собственности, технику военных, распределять ее по улицам, по участкам города. Под режимом ЧС можно было легко убрать автомобили, припаркованные на городских дорогах, которые мешали нормально расчищать проезжую часть. Вы видели, например, как сузилась местами улица Юбилейная? Можно где-то в целях более лучшей расчистки под режимом ЧС какие-то участки дорог перекрывать.
Если же не введен режим, что все работы по очистке могут идти только теми ограниченными ресурсами, которые возможны по конкурсу, а это явно не достаточно при таких снегопадах! При введении ЧС можно было весь снег вывезти из города, и сейчас было бы намного все проще.
- Вы ведь в начале 90-х и городское управление по ЧС возглавляли?
- Да. Я в разное время возглавлял и городскую комиссию по ЧС, и областную.
- И в то время, когда вы возглавляли эту сферу в городе Пскове, подобные напряженные ситуации случались?
- Да.
- По вашему прогнозу, какие участки города могут сейчас больше всего пострадать? Вроде бы по некоторым предположениям, может уйти под воду Вокзальная улица…
- Вокзальная еще не так. Больше пострадает Крестовское направление, дома слева от шоссе, и с той стороны, где улица Ижорского батальона, за мостом Александра Невского...
- А дамба может пострадать?
- …Я не могу ничего сказать про дамбу, потому что у меня нет информации по ее сегодняшнему состоянию. Насколько были рассчитаны ее пропускные способности – это тоже сейчас надо выяснять. Конечно, если пропускные способности меньше, чем пойдет воды, то дамбу может размыть. А мы с точки зрения предотвращения ЧС должны всегда рассматривать самый пессимистический сценарий, а не пускать все на самотек – авось ничего страшного не будет. Опыт показывает, что при такой морозной и снежной зиме –– пойдут заторы льда. Заторы будут образовываться в верховьях реки Великой, где лед толщиной до метра, между островами все вымерзло почти до дна, и воде просто будет не пробиться – там вдоль берегов будут дачные участки все затоплены. Нам приходилось подрывать лед, крошить его, чтобы все проходило нормально. Причем это длительный процесс – не меньше недели он занимал.
- А в дачных поселках ведь может пострадать имущество населения…
- Естественно… Как-то уже был такой год, когда сначала подморозило зимой, потом в январе было плюс 7, и пошла по реке Великой шуга, и эта шуга забивала проход воде между островами, потом все это заморозило. В итоге все поднялось до самых дачных участков. Когда проанализировали, что шуге дальше не пройти, необходимо было взрывать, и мы взрывали это пространство, и она спокойно ушла, эта шуга… Следующий затор у нас был возле Снетогорского монастыря. Там где река Великая слегка поворачивает, там образуется затор. Лед будет стоять, и на него лед напирает. И там тоже приходилось нам взрывать, чтобы освободить реку. Плюс – обязательно освобождение свай мостов ото льда. Сваи сейчас уже давно нужно обпиливать, просто бензопилами, и крошить, высвобождать. За неделю надо было начинать до оттепели.
Заторы будут и Палкинском районе, где есть повороты реки Великой, и там затопит прибрежные деревни.
- А лед вокруг опор мостов тоже спасатели пилили?
- Да, тоже спасатели. Мосты – это важно. Под мостами тоже может произойти затор. Потому что когда лед упирается в сваи, то дальше ему не пройти, и начнет затапливать город.
- Для мостов это опасно?
- Для мостов нет, но постройки вдоль берегов могут пострадать. Был однажды такой год, когда из-за паводка прибрежные гаражи под крышу были затоплены. И это после того, как лед взрывали, но не успели раскрошить.
- И опять вода может так подняться в этом году?
- К этому все и идет. Вспомните – лето было дождливое, всю осень дожди, воде уже некуда было уходить, потом все это заморозило, проморозило землю по некоторым оценкам до 60 см, потом выпало очень много снега, а с конца этой недели и всю следующую неделю обещают плюсовую температуру и снова дождь!..
… Но у нас еще один важный вопрос, я не знаю, почему его сейчас не поднимают, непонятно, чего ждут. Ведь у нас город Псков может остаться без водопроводной воды… У нас в Крестах есть склад ГСМ, который полностью питает самолеты военные. Там такое место котловинное, и там было давным-давно разлито при какой-то ситуации несколько цистерн керосина. И керосин ушел в землю. Этим вопросом занимались еще в 1994 году. Когда вода поступает – керосин легче воды – он поднимается. Склад расположен так, что если вода поднимется высоко, этот керосин польется в реку Великую, до которой метров триста, причем как раз немного выше по течению водозабора городского водоканала. Такая опасность у нас уже однажды возникала, и мы полностью закрыли склад ГСМ, опечатали его – я тогда еще был председателем КЧС в городе - приезжало командование, и не распечатывали. Когда приехала сюда инженерная часть, она делала пробуривание, затворную систему, то есть комплекс мер, чтобы нейтрализовать опасность. Сей
час неизвестно, убрали они или не убрали керосиновую линзу полностью. Если они не убрали при такой паводковой ситуации, то керосин может попасть в городской водопровод. Это в каждой квартире города Пскова появится запах керосина!
- … А ведь этот запах очень трудно вымывается из любых труб и шлангов.
- Естественно, что система водоочистки не справится с керосином. По идее сейчас надо было бы создать рабочую группу, вызывать командира части, как мы вызывали, у нас даже приезжало командование авиации России, мол, как это у вас тут все опечатано, когда мы летать не можем без горючего. Но, извините, здесь вопрос государственной важности, касается населения целого города. И только после того, как они обезопасили эту керосиновую линзу, мы открыли склад.
- Скажите, а чисто визуально можно будет определить, когда керосин пойдет в реку Великую?
- Сейчас нет, а когда вода начнет подниматься от паводка, - да, конечно.
- Все-таки чем объяснить этот бардак? Там что – все новые люди в сегодняшнем МЧС, которые никогда не имели опыта или люди прежние, но страдают беспамятством?
- Весь опыт, который нужен для предотвращения последствий паводка, имеется у Управлении по ГО и ЧС. Где взрывать, где будут самые опасные места, сколько взрывать, за сколько времени. Мне так кажется, что здесь именно лень и просто не хочется этим всем заниматься. Потому что, получается, очень много там работы. Чтобы провести эту работу, нужны колоссальные затраты энергии. Для начала надо иметь информацию, сколько в области у нас имеется техники, которая может расчищать снег. При нас, конечно, такая информация была собрана, но прошло несколько лет, и картина могла кардинально измениться. Информация должна быть здесь оперативной.
- Может, всех людей, которые все это знали, уже уволили?
- Да нет, остались там все люди. Такое впечатление, что просто у них все на авось. Может,
пронесет, может, не пронесет. Ну не пронесет, так все можно списать на погоду, на стихию… Вот уже и говорят, кто во что горазд. Одни – что 45 лет такого снега не было, другие 150 лет… Кому как интереснее говорить.
А нужно просто всю технику было собрать: со всех станций ТО, с дорожных предприятий грейдеры, из колхозов трактора с лопатами, с предприятий промышленности. Потом надо было определить зону ответственности, где они должны расчищать, потом выделить средства, чтобы они заправились. Потом надо проконтролировать, кто как выполнил свою задачу, то есть должна быть оперативная группа, чтобы контролировать эти работы по всей области. Это большой объем работы.
Теперь что касается паводка. Собирать информацию по паводку никакую не нужно, вся информация за все предыдущие годы уже собрана по области. Напряженные места все те же. Вот называют они Дедовическую ГРЭС. Но почему не предупреждают население, сколько дачных домов под крышу уйдут в воду вдоль Шелони? Может у людей там имущество, что-то нужно вывезти, и так везде.
Я считаю, что когда управление по делам ЧС было подведомственно администрации области, оно была более эффективно и ответственно на территории области.
- В любом случае ясно, что люди понесут какой-то ущерб…
- В наше время был такой год, когда в поселке Неелово залило запасы населения – овощи с огорода, и из областной казны людям давали компенсацию из чрезвычайного фонда – по строке оказания помощи населению, попавшему в чрезвычайную ситуацию. Такие меры тоже надо готовить.
ППЪ - http://politpskov.com/informburo/2452.html