ПОМНИТЕ крылатую фразу «Господа, заграница нам поможет!»? Когда я слышу разговоры о зоне как земле обетованной, мне вспоминается Beликий Комбинатор, фантазирующий так хорошо, что даже сам себе начинал верить.
Произошли важные изменения в экономической и политической жизни» России начат отсчет «500 дней». Вес это всё это вместе заставляет по новому посмотреть на программу регионального спасения. Это — во первых. А во вторых в своём окончательном варианте положен о Зоне, оставляет, мне кажется, так иного неясностей, а порой и опасных иллюзии, что сегодня просто необходимо вернуться к теме.
И первое, что придётся отметить концепция «свободной экономической Зоны из за своей расплывчатости и неопределенности в ряде своих позиций противоречит российской программе и может сработать против неё. На пример, в таком важном моменте, как внешнеэкономическая деятельность. Разрушая государственную монополию, она выговаривает Ленинграду особые льготные условия для торгами с заграницей и надеется на какие-то дивиденды. На самом же деле потери ленинградской экономики окажутся куда значительнее приобретений
В чем тут дело, Собственно, наша Зона — это, образно говоря, дыра в заборе государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность.
Можно назвать её покрасивее « окно в Европу или там Северные ворота, но суть останется прежни — особый статус позволит вывозить на Запад дешевое отечественное сырьё и остродефицитные материалы, а в Союз везти дешевые компьютеры, автомобили, ширпотреб, сигареты и прочее. При этом пошлина вместо государственной казны будет поступать в казну городскую.
Как житель нашего обнищавшего города и это приветствую. Но как человек, знакомый с азами экономики, я отчетливо представляю дальнейший ход событий. Понимаю, что через некоторое время товарообмен охватит не только территорию зоны, по и весь Союз (тем более что не мы одни стремимся заполучить особые условия). Компьютеры и видики, наводнив Ленинград, добеpyтся до дальних окраин и цены на них, естественно, у падут, приблизившись к мировым, что можно только приветствовать. Но вместе с тем очень скоро мы начнем ощущать не хватку сырья, заметим, что цены на него на внутреннем рынке столь же решительно подорожают.
Повышение цен на сырье, электроэнергию и её носители заставит наши предприятия . легкой промышленности или радиоэлектроники тоже резко повысить цены, У них будет выбора, ибо останутся высокими затраты на изготовление продукции, прежние технологии и прочее. И даже относительная дешевизна рабочей силы на первых порах {хотя через несколько лег стоимость рабочей силы тоже поднимется) не спасет. Из-за Границы хлынет продукция европесйских, японских, корейских фирм, над нашимитечественными предпринимателями нависнет угроза краха — они просто не смогут конкурировать с аналогичными производителями из-за рубежа.
В сложном положении окажется и большинства наших разработчиков, конструкторов и инженеров — зачем тратить время на поиски, если можно купить японскую, скажем, лицензию? А как перестроится наша оборонная промышленность? На её конверсию нужны и время, и деньги.
ТАК КТО же выиграет от дыры в заборе? Ленинград? Конечно же нет. Выиграют добывающие сырье или перерабатывающие отрасли. Выиграют Якутия и Тюмень. Урал и Донбасс, выиграет Татария и Таджикистан, Но для нашего региона, специализирующегося на машиностроении, радиоэлектронике и приборостроении, легкой промышленности, такая Свобода будет равносильна голодной смерти. И от неё могут спасти лишь сильная власть России, единый курс, а не какие- то привилегии.
На мой взгляд, идеи, заложенные в программе Явлинского, куда привлекательнее, его концепция направлена па усиление государственной власти, на то, чтобы с помощью её можно была защитить свою промышленность от ударов международного рынка. Очевидно, чтобы наши предприниматели сумели перестроиться, стране нужны протекционистские меры, высокий забор в виде запретительных пошлин на вывоз сырья и законодательные акты, которые обеспечили бы ном время для перестройки. Провести это в отдельно взятой области невозможно потому, что во внешнеэкономический деятельности начнется хаос и каждая зона будет отстаивать лишь свои собственные интересы.
Другое важное противоречие отношение к рублю. Программа «500 дней* прежде всего направлена на его укрепление. Станет рубль полновеснее - оздоровится финансовое положение Мы же собираемся выпускать, по сути, свои региональные деньги в виде эле- тронные карточек, пустить в обращение доллары. Последствия моментально начнется спекуляция теми же карточками и товарами.
Приезжие (а мы не намерены огораживаться колючей проволокой будут предлагать ленинградцам за приобретенное по карточкам товары рубли, и по повышенным ценам наш дефицит всё таки потечет в другие регионы, а деревянные рубли — в кубышки ленинградцев. Одновременно такие же незамысловатые операции будут приводиться по всей стране, и это окончательно подорвет рубль.
В концепции зоны учтены и источники валютного финансирования без которых о возрождении Ленинграда трудно говорить всерьез. Что же это за источники?
Туристский бизнес? Но по оценкам ленинградских и зарубежных специалистов, нам можно выстроить 10—12 тысяч гостиничных мест. И на большее количество туристов рассчитывать не стоит, ибо город находится в нищете и запустении, в нём нет нормальных продуктов и питьевой воды, угрожающе растет преступность и т. д. Тем не менее вновь выстроенные отели принесут валютную прибыль, по для начала от города потребуются 6 —8 миллиардов долларов капитальных вложений, что дополнительно обеспечит всего 20—30 тысяч рабочих мест.
Другой канал поступления — распродажа предприятий, акции. Последние указы Президента вроде бы открывают перед зарубежными покупателями определенные перспективы. Но пока капиталисты не спешат воспользоваться счастливым шансом», во всяком случае, активной заинтересованности не проявляют Пока они проявляют интерес лишь к недвижимости, приобретая и арендуя здания и землю по достаточно высоким пенам. Но удержатся ли высокие цены? Как только мы перейдем к массовой распродаже, думаю, пены резко упадут. Сбить пени для наших опытных партнеров — дело техники.
ТАК ЧТО единственная реальная возможность заработать валюту — это включиться в международную кооперацию и брать у зарубежных фирм заказы поначалу на изготовление отдельных деталей и узлов, за тем сборку машин и приборов, и таким образам постепенна подтягиваться к уровню современных технологий. Это хотя не быстрый, зато надежный путь, но опять же эго путь, требующий порядка, а не хаоса во внешнеэкономической деятельности:, порядка, который может обеспечить лишь сильная республиканская или союз нал власть...
Итак, программа 500 дней* начала отсчет, не дождавшись поддержки остальных республик. Это обстоятельство, а также нерешительность и половинчатость союзного правительства, конечно же, делают ее будущее нелегким. И все же шансы на успех вполне реальны- Эти шансы можно будет реализовать, если экономика России будет работать в едином ключе, если края, области и районы перестанут тянуть одеяло на себя, выговаривать льготы и привилегии, за которые всем придётся очень дорого платить
Можно понять простую мысль, лежащую в основе концепции зоны. Действительно, глупо тонуть заодно. Но можно ли выбраться из шторма в маленькой лодке? Этот путь ещё более сомнителен. Так что выбираться из тупика надо по всей России, а не только у себя в зоне И ещё. Мне кажется, надо отказаться от самого термина «зона» он — слишком по- разному он трактуется, Горалздо правильнее будет говорить о продвинутой реформе. Иначе противоречия будут возникать снова и снова», и каждый регион будет пытаться построить свой маленький рай за счет других.
ОТ РЕДАКЦИИ публикуя статьи Леонида Пайлиеяа. ми продолжаем разговор об экономической реформе в регионе. Надеемся, в нем примут участие заинтересованные лица.
Deleted comment
paidiev
March 8 2015, 05:56:28 UTC 4 years ago