Этот текст - продолжение. Начало см. http://palaman.livejournal.com/118043.html
Учение Библии о "детстве" человечества имеет глубокий духовный смысл. Без него невозможно правильно расставить приоритеты естественных человеческих ценностей. Недавно я с удивлением открыл для себя, что некоторые мои читатели по существу не знакомы с библейской историей.
[Spoiler (click to open)]Адам был бы естественным царем человечества, если бы не согрешил и не умер. Он стал смертным (а за ним и все его дети) вследствие греха. Если бы он не совершил греха, то не было бы и смерти. И тогда бы Адам был не только отцом всех людей, но и естественным царем всех своих детей, как и каждый из них, в свою очередь, был бы естественным князем для своих детей и так далее – вплоть до тех пор, пока земля не наполнилась бы и тогда люди перестали бы размножаться и жили вечно в покое и блаженстве естественного бытия. Наше нынешняя потребность размножаться сопряжена с нашей смертностью; бессмертные и свободные от греха люди обладали способностью размножаться, но это не было их страстью. Изначально же человек был совершенно свободен от каких бы то ни было страстей.
Таким образом, изначальная политическая система человечества была естественно-монархической, что вытекает из самой природы человека, ибо всякий человек (кроме лишь Адама) имеет отца. Только лишь вследствие смертности возникают вопросы наследования вообще и престолонаследования в частности. Преимущество старшего брата перед младшим невелико не неочевидно. Они почти равны. И когда отец умирает, естественное равенство братьев препятствует сохранению монархической системы. Грешное и потому смертное человечество естественно-демократично.
Но как же с воплощением Христа? Неужели Царю не было бы места в безгрешном и бессмертном человечестве? Место Царя занято Адамом, Отцом всех людей. Может ли сын стать выше своего отца? Выходит, если бы Адам не согрешил, то и Христос бы не воплотился? И значит, именно через грех Адама нам открылся путь к познанию Ипостаси Божества? Значит ли это, что вкусив от древа познания добра и зла Адам открыл для нас величайшую тайну Триипостасного Божества? Сделать ли отсюда вывод, что Бог запретил Адаму вкушать от древа познания для того, чтобы скрыть от нас это Таинство? Я полагаю, что вся это логика порочна. Такие рассуждения ошибочны и ведут в тупик, потому что они основаны на неверной предпосылке, будто сын не может быть своего выше отца.
Иисус Христос ведает грядущее, Он – Бог всемогущий, ставший человеком. И потому Он естественно выше того, от кого Он заимствует созданную им человеческую природу. Он выше своей Матери, пренепорочной Девы. И Он, конечно же, выше своего праотца Адама. И был бы выше, если бы Адам не согрешил. Приведенное в предыдущем абзаце рассуждение – один пример из бесчисленного множества примеров бесплодного блуждания человеческого ума, который своими силами пытается проникнуть в Божественную премудрость. От того, кто лишен ведения Грядущего, эта премудрость сокрыта, и невозможно проникнуть в неё иначе как следуя воле Того, Кто знает всё.
Иисус воплотился бы в человечестве и в том случае, если бы Адам не согрешил. Воплощение Христа – не следствие греха. Следствием греха является не воплощение Христа, а Его страдания и искупительная смерть. Он умирает за наши грехи, беря на себя тяжесть тех страданий, которые мы сами должны были бы вынести безропотно, чтобы достичь спасения своими силами. У нас не хватило бы на это сил. Грех приводит лишь к тому, что у нас возникает нужда, неодолимая потребность в Спасителе. И Христос воцаряется среди нас уже независимо от нашей воли, хотим мы того или не хотим. От нас зависит лишь – сразу добровольно принять Царя или же отвергнуть Его хотя бы на время. Но финал этой истории уже предрешен Его крестом, смертью и Воскресением.
Если бы Адам не согрешил, то признание Иисуса Христа Царем (который выше Адама), совершилось бы сугубо добровольно. Бог не открыл мне, как именно это совершилось бы. Но кажется очевидным, что та Заповедь, которую получил от Него Адам при самом начале человеческой истории - не есть от древа познания добра и зла - исполнение этой заповеди имело своей целью подготовить Адама (и всех его чад) к пришествию Царя Бога во плоти. Иисус Христос родился бы среди нас. И, думаю, Он Сам снял бы запрет на вкушение от древа Познания, вкусив от него Первым. Тяга к познанию естественна и неодолима в нас, пока от нас скрыто грядущее. Люди просили бы Бога, чтобы Он открыл для них все, что скрывал до тех пор. И Он открыл бы им всё до тех пор скрытое, таким образом став Первым и Ведущим не только как Бог, но и как Человек.
В этом был смысл данной Адаму заповеди. Она готовила нас к принятию Бога нашего в качестве Человека и Царя человечества. Таково простое и доброе умозрение о Воплощении, бессмертии, Царстве и исполнении Заповеди.
Но можно попытаться проникнуть умом и на одну ступеньку глубже, усмотрев в вопросе о запретном Древе познания таинство священства. Как в раю было два древа – древо познания и древо жизни – так и человечеству изначально было уготовано две власти: царство и священство. Если разделить эти два понятия, то можно сказать, что Адам оставался бы естественным царем человечества и после Богоявления Иисуса Христа, а Христос, Бог Слово, явился бы Священником, возводящим человечество к познаниям запредельных Божественных Тайн. При этом царство должны было покориться священству - Адам покориться Христу. Знаком этой покорности и было добровольное повиновение Адама той заповеди, которую Христос Бог дал ему изначально. Упражнение в исполнении этой заповеди – не вкушать от древа познания – и готовило Адама Царя к принятию в лице своего потомка Божественного Священника, которому Адам должен был научиться повиноваться.
Повиновение – это та цена, которую творение в любом случае должно заплатить Богу, чтобы стать причастником Его Божественных тайн, чтобы пользоваться плодами Его всеобъемлющего знания.
Вкусив от запретного плода, Адам тем самым символически изгнал Христа из числа своего потомства. Поэтому Бог, давая заповедь, и подкрепил её страхом смерти, предупредив: «Если вкусишь от него, смертью умрешь». Царь, изгнавший Священника, наказывается смертью, его место становится вакантным. С этого и начинается собственно политическая история человечества.
По церковному Преданию, Адам согрешил лишь однажды и провел всю оставшуюся жизнь в искреннем покаянии, плача о совершенном грехе, который имел столь катастрофические последствия для всей человеческой истории, стал причиной неисчислимых страданий людей на земле (а с людьми и всех прочих тварей). Потому Бог даровал Адаму очень долгую жизнь. И пока Адам жил, человечество пребывало в сравнительном благоденствии. Увы, люди были теперь подвержены страданиям и смерти. Но они были невероятно (по нашим нынешним представлениям) здоровыми и долголетними. Нормальная продолжительность жизни была в десять раз больше нынешней. И естественно, за эту долгую жизнь люди успевали сильно умудриться, проникнуть в глубокие тайны, сегодня большинству из нас совершенно неведомые и даже невообразимые. Животные тогда были покорны человеческому слову, даже и падшие духи тогда уважали и боялись людей. В то время не было идолопоклонства, потому что человек осознавал себя хозяином земли. Был единый язык и один народ на всей земле, не было войн и междоусобиц. Словом, люди жили настолько хорошо, что современный человек может свободно помыслить о такой жизни разве только на языке сказки, пытаясь вообразить жизнь бессмертных эльфов.
Но люди не были бессмертными. Умер и Адам, а после смерти Царя падшие духи мало-помалу стали вносить смуту в человечество. Мне неведомо, как это происходило, но открыт финал этой печальной истории: глобальная геологическая катастрофа, названная в историческом Предании человечества Всемирным Потопом (хотя катастрофа коснулась, судя по всему, не только гидросферы, но и литосферы, не говоря уже об атмосфере), которая погребла под собой древних животных, многочисленные окаменелые останки которых дали неразумным людям повод выдумать «теорию эволюции» и вознести эту фальшивку на пьедестал якобы непогрешимого научного знания.
Бог сохранил от гибели лишь одно праведное семейство Ноя, потомками которого и являются все ныне живущие люди. В результате потопа атмосферные условия на земле резко изменились к худшему, многие виды животных исчезли, средняя продолжительность жизни стала с каждым поколением сокращаться. Единого царя Адама над людьми уже не было, однако люди продолжали оставаться единым народом и говорили на одном языке. Политическая система человечества тогда была демократической, что естественно для смертных людей. Людей объединял язык и единая идеология, смысл которой был в безмерном превосходстве человека над всей видимой тварью.
Люди были горды и далеки от мысли о поклонении духам. Но сама эта гордость и стала преткновением для нас. Люди задумали построить Башню, которая символизировала единство и величие человечества. Я думаю, образом жизни людей того времени был естественно-демократический рай, золотой век подлинной, естественной родовой демократии, о возвращении которого почти все люди ныне мечтают в той или иной форме. Это основная идея всей нынешней (послепотопной) эпохи. Я думаю, что духовный, символический смысл Башни состоял в самообожении человечества. Башня должна была стать единым храмом Человечества, в котором совершался вечный культ самопоклонения и самоугождения. Ведь хотя каждый человек смертен, но Род человеческий бессмертен и в этом смысле богоподобен.
Конечно, такой культ был безмерно лучше, чем охватившая людей в более поздние эпохи религиозная эпидемия поклонения духам, но все-таки это было язычество, потому что самообожение не оставляло места Иисусу Христу. Башня означала, что у человечества нет Царя, что оно счастливо и без Царя и в Царе не нуждается. Но это закрывало людям возможность исцелиться от раны, полученной грехопадением Адама, победить смерть и вернуться к первоначальному естественно-райскому состоянию бессмертия – напомню, в политическом отношении монархическому состоянию. Демократия идеальна для смертных людей, но не для бессмертных. Потому что смертные люди – это братья, лишенные Отца, а бессмертные не лишены Отца, как я объяснил выше.
Потому Бог лишил человечество единого языка, после чего единый Род человеческий естественно рассыпался на многочисленные роды и семейства. С этого-то времени человеческая жизнь принимает знакомые нам по опыту очертания. По большому счету, в политической жизни человечества с тех пор не произошло никаких принципиальных изменений вплоть до самого пришествия Христа.
Итак, у нас за спиной не один Золотой Век, а ТРИ таких века:
- бессмертная монархия Адама в раю
-
почти тысячелетнее царствование смертного Адама над смертными, но долговечными (скажем так, подобными эльфам) людьми -
демократический рай смертного, но ещё единого и потому поистине великого человечества вплоть до попытки построить Башню.
В сущности, все попытки великих монархов прошлого построить единую всечеловеческую Империю были попытками преодолеть последствия разделения языков, насильственно соединить разделенные языки и вернуть человечеству великую славу его первоначального состояния неразделенного единства. Но все эти попытки разбивались о естественный демократизм смертного человечества.
Монарх не может заменить собою Адама (как царя над единым неразделенным человечеством) прежде всего потому, что Адам был отцом и потому его право на царство было неоспоримо, а право любого другого монарха оспоримо. Какими бы выдающимися личными качествами он ни обладал, его легитимность всегда может быть подвергнута сомнению. А кроме того – и это главное - любой великий монарх смертен, и это его неустранимое слабое место. Он не может заменить собою Адама, но умирает, а человечество так и остается разделенным.
Пока люди говорили на первоначальном едином языке Адама, были единым родом, они могли руководствоваться единым обычаем, единой идеологией, разрешая возникающие споры исходя из единственного и потому безусловно авторитетного Обычая, который только и может выступать руководителем Рода в отсутствие Отца. Это, вообще говоря, неустойчивое состояние, однако естественная приверженность людей к своим обычаям делала его устойчивой, пока сохранялось единство первоначального языка.
Когда же язык Адама был отнят у людей, пресеклась непрерывность Обычая. Кроме того, я думаю, что первоначальный язык был языком необычным, особым. Чтобы говорить на нём, требовалось особое вдохновение Святого Духа. И сама ежедневная практика говорения на этом языке способствовала сохранению человечества от наиболее и недостойных и безумных затей вроде идолопоклонства или служения духам. Это и был тот истинный язык, который люди тысячелетиями искали вернуть, приписывая ему магические свойства (быть может, и небезосновательно). Но обожению человека истинный язык препятствовать не мог, потому что именно Человек (Иисус Христос) и является Богом и Творцом этого мира. Потому-то самообожение и является для людей почти неодолимым соблазном на протяжении всей их истории. Истинный язык сам по себе не мог предохранить нас от соблазна построить Башню и самим приписать себе Божественное достоинство. Тут опять-таки требовалось разумное содействие, самоограничение человечества.
Люди не стали дожидаться пришествия Спасителя, но решили довольствоваться положением смертных богов земли. Люди обожили свой Род, который заменил им Царство, и тем самым снова повторили грех Адама, отвергнув грядущего Царя Христа. И опять-таки здесь можно усмотреть тонкий смысловой нюанс, на которое я уже указал выше, проведя различие между Царством и Священством.
Бессмертный демократический Род, говорящий на едином языке и руководствующийся единым изначальным Обычаем, стал для смертных людей заменителем Адама, первоначально бессмертного Отца и Царя. Но как Адам отверг заповедь Христа Бога, тем самым отвергнув Его Самого – так и человеческий Род отверг Христа, попытавшись заменить его культом Самого Себя, воплощенным в Башне. Как Адам был наказан смертью за нарушение Заповеди, так и единство человеческого Рода было умерщвлено разделением языков, которое последовало за утратой единого первоначального Языка человеческого Рода.
Как великие монархи прошлого, стремившиеся объединить под своим скипетром все человечество, бессильно пытались заменить собою умершего Адама, вернув человечеству счастье политического единства, так и каждый человеческий род в своей внутренней гордыне мнит себя чем-то вроде первоначального Рода, безумно возносясь над прочими родами того же самого человечества. А самые удачливые и сильные из них пытаются даже строить каждый свою «Башню» национальной Империи. Можно сказать, что ничего принципиального нового на земле после перечисленных событий уже не происходит.
Ничего, кроме пришествия в мир Сына Человеческого, Сына Божия, Иисуса Христа.
Собственно, ради Его-то пришествия люди и оказывались перед угрозами – сначала угрозы утратить первоначальное бессмертие, потом угрозы Всемирного Потопа, затем наконец угрозы утраты единства Рода. На каждые из этих грабель человечество последовательно наступило, с незавидным постоянством выбирая худший из возможных сценариев. Между тем, пользу из всей этой ситуации извлекают только христиане, восприемлющие благодать Спасителя. Все же прочие люди (в том числе и нерадивые христиане, лишающие себя Благодати через непослушание Христу), страдают напрасно, бесплодно (хотя, конечно, и небезвинно), не совсем без основания гневаясь на христиан, в которых смутно подозревают подлинную причину всех их бедствий.
Продолжение темы: Беседа о Египте(1). Влияние древнего Египта на современную Европу.
medved_kuznets
November 2 2016, 09:58:50 UTC 2 years ago Edited: November 2 2016, 09:59:31 UTC
Тут интересно, будет ли следующий этап "дробления": бессмертное человечество - смертное единое - смертное разделенное на нации -.... или у Бога в планах уже закончить с цепочкой наших грехов на этом этапе.
palaman
November 2 2016, 10:11:18 UTC 2 years ago
uri_ben_cephas
April 27 2018, 11:05:31 UTC 1 year ago
Здесь, кажется, надо что-то сказать о Каине, который ушёл в землю Наид (у масоретов "землю скитания", но, вероятно, в оригинале было именно Наид, а не Нод, что значило, опять же [i]вероятно[/i], "землю тревог", "беспокойства").
>3. демократический рай смертного, но ещё единого и потому поистине великого человечества вплоть до попытки построить Башню.
Здесь, кажется, надо что-то сказать об исполинах и о Нимроде, который после Потопа стал первым "исполином". Имя Нимрода буквально значит "мы восстали", при этом, он первый человек, про которого сказано, что он монарх.
Язык имен в первых родословиях - (пра)семитский, более того, эти имена как будто составляют вместе некую краткую историю, но понять эту историю непросто.
Если язык Адама был непохож ни на какой позднейший язык, в том числе, на семитские языки, сложно понять семитское звучание и смысл первых имён, и ещё сложнее понять этимологические комментарии в самой Библии.
palaman
April 27 2018, 15:48:29 UTC 1 year ago
Бог отнял вдохновние - люди онемели. А потом начали говорить подражательно, грубо имитируя слова древнего языка. Каждый на свой лад.
К вопросу о том, что было поначалу.
livejournal
September 5 2018, 07:15:14 UTC 10 months ago