Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Полезная информация

Оригинал взят у junius_rusticus в Что делать, если ввязался в войну, которую нельзя выиграть в принципе?
Оригинал взят у novy_chitatel в Что делать, если ввязался в войну, которую нельзя выиграть в принципе?
Читаю статью про фельдмаршала Паскевича и его стратегию в Крымской войне. [Spoiler (click to open)]Многое стало ясно.

Вкратце:

1. Россия совершенно неверно оценила международное положение перед войной и оказалась перед объединенным фронтом четырех европейских держав - Англии, Франции, Турции и присоединившейся к ним Австрии. Ситуацию довершила Пруссия, которая подписала с Австрией союзный договор.
2. Война с пятью европейскими державами превышала естественные пределы военных возможностей России. Паскевич оценил положение страны как хуже чем 1812 год.
3. С этого момента войну уже было невозможно выиграть, но оставалась возможность хотя бы минимизировать проигрыш.
4. Паскевич видел для этого единственный способ - предотвратить вступление Австрии и Пруссии в войну.
5. Для этого пришлось выполнить австрийский ультиматум и очистить Дунайские княжества.
6. Однако этого было явно недостаточно и потому Паскевич осуществил мобилизацию страны на пределе ее возможностей - страна с населением 50 миллионов человек мобилизовала армию в 2.5 миллионов солдат.
7. Большая часть этой армии не принимала участия в боях и была развернута на западных границах страны, готовясь отразить нападение Австрии и Пруссии, а также англо-французский десант на Балтику (а если не повезет, то еще и шведское вторжение в Финляндию)
8. Комбинация дипломатических уступок и развертывание отмобилизованной армии в Польше и на Волыни возымели свой эффект. Австрия не решилась на войну с Россией.
9. Как следствие, Пруссия тоже в войну не вступила, поскольку условия ее союзного договора с Австрией предусматривали, что Пруссия выступит на помощь Австрии только если внешний враг нападет на Германию.
10. Необходимость держать основные силы армии на западных границах неизбежно вела к проигрышу кампании в Крыму, что Паскевич рассматривал как неизбежное зло. Главное предотвратить новый 1812 год, а падет Севастополь или нет это дело десятое.
11. И хотя фельдмаршал до конца войны не дожил, он несомненно счел бы результат войны лучшим, на что было можно надеяться