Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Ошибка Грозного или Секрет умной молитвы

Хочу по свежим следам зафиксировать здесь то, что мне удалось рационализировать из маленькой капельки эзотерического знания, упавшей в мое сердце с ладони моего Высокопоставленного покровителя.

Ум подобен государю, сердце - вместилище элиты. Помыслы борются между собой и поддерживают друг друга, стремясь овладеть умом. Ум, которым овладели помыслы, лишь формально остается государем, по сути же становится инструментом одной из элитных группировок. Признаком этого является подавление. Подлинный государь не подавляет, а только позволяет одной элитной группе подавить другую, сам же возвышается над их борьбой как и подобает государю. Государь, который вступил в борьбу, уже не государь. Потому что сердце государя - в руке Божией, и подлинный государь доверяет Богу устанавливать порядок в своем сердце. Кто не доверяет Богу, тот неизбежно втягивается в борьбу на стороне одной из элитных групп.

Подлинный государь часто является лишь приближенным того, кто формально считается государем, в действительности же является лишь инструментом чужой политики.
Иван Грозный мнил себя подлинным государем, но в действительности был лишь игрушкой в руках одной из элитных групп и инструментом иностранной политики. Царь Давид признавался: "эти люди, сыновья Саруи, сильнее меня", но он подлинно царствовал, опираясь на них. Так и должно быть, потому что один человек всегда слабее группы, и государь всегда слабее элиты.

Ум не может победить помыслы своей силой, не может сам властвовать над своим сердцем. Если он желает господствовать, то пусть не пытается подавить помыслы, а вместо этого уделяет внимание лишь одному из них - помыслу молитвы, обращенному к Всевышнему, по воле Которого совершается все совершающееся, предоставляя Его управлению свое сердце.

Как бы низко не опустила судьба подлинного государя, она непременно возвысит его более, чем прежде. Трагедия России произошла не в феврале 1917-го и даже не в октябре, а в июле 1918-го. Пока царь оставался на земле, продолжала жить и Россия. Он поднялся выше чем прежде, а мы остались внизу, потому что у нас не нашлось элитной группы достойного уровня.

Трагедия России началась не при Петре Великом, а при Иоанне Грозном, безумно уничтожившим православную русскую аристократию и сделавшим Россию инструментом политики внешних сил. Смутное время и Раскол - внешние проявления этой внутренней перемены.

Монархия по Грозному (в виде деспотического единоличного правления) является не образом Небесного Царства, а дьявольской пародией на него, потому что делает Царя чем-то вроде Римского Папы. Править в таком стиле может и глупец, а избежать вреда от такого правления не под силу и мудрецу. Мудрый государь не правит сам, а предоставляет правление Богу, который промыслом Своим направляет борьбу элитных групп в полезное для государства русло.

Примерно так, в двух словах. Естественно, это лишь голая схема; такие вещи невозможно выразить в словах.
Tags: Теория Власти, религия
1

Один-в-один Лао Цзы. Благодаря вам становится понятнее, о чем он писал. Видимо значительная часть смысла пострадала от переводов.

При переводе на Китайский язык первая строка Евангелия от Иоанна звучит так:

В начале было Дао, и Дао было от Бога, и Дао было Бог.

Имхо, "Дао" - это даже более точный перевод "Логоса", чем наше "Слово". Потому что логос - это не просто слово, это смысл, разум, строй, основа...

zaharov

November 8 2016, 12:07:16 UTC 2 years ago Edited:  November 8 2016, 12:08:25 UTC

На мой взгляд, фраза "Дао, имеющее дао - это не Истинное дао" - пример математически абсолютно строгого определения понятия "Истинное дао" методом так сказать обратной рекурсии. Это гениальное определение. Гениальное в рационально-позитивистком смысле. Оно позволяет определить абстрактный корневой объект класса "действие", выражаясь языком ООП, и, таким образом, строить философский анализ действительности БЕЗ АКСИОМ. Определение, данное в Евангелии использует два понятия - Логос и Бог, что упрощает понимание, но имеет недостаток меньшей строгости.
Дело в том, что религия - это не система рассуждений, а мистическая практика, для которой рассуждения являются лишь вспомогательным инструментом. Другая цель, другие критерии.
Мистическая практика тоже должна опираться на какие-то понятия и оперировать какими-то терминами. Причем для нее истинность и однозначность понятия бесконечно важны. Философия - это просто рассуждения, если они ошибочны, человек просто сделает ошибку, но останется собой. К тому же ошибку заметят окружающие. Мистическая практика меняет личность, а сделанной ошибки не заметит никто. Уходя от привычных понятий, полученных в светской жизни, и поддерживаемых обществом, человек должен иметь смысловой якорь из фундаментальных определений.

palaman

November 8 2016, 13:36:13 UTC 2 years ago Edited:  November 8 2016, 15:15:32 UTC

> Мистическая практика меняет личность, а сделанной ошибки не заметит никто.

Это не так в случае Православия, так как есть критерии, по которым окружающие могут заметить ошибку. По большому счету, именно для этого и существует Церковь - чтобы ошибка не оставалась незамеченной.

> Уходя от привычных понятий, полученных в светской жизни, и поддерживаемых обществом, человек должен иметь смысловой якорь из фундаментальных определений.

Мой опыт показывает, что никакой, даже самый продуманный якорь не может удержать корабль во время достаточно сильной бури. Бывают состояния, когда мышление отказывает. Бывает, отказывают чувства, обманывает зрение. Бывают, когда отказывает интуиция или чувства в широком смысле. Бывает и страшное, когда отказывает всё сразу, и тогда остается только упование на Бога. В одиночку оттуда не выбраться, а с Богом человек может пройти даже сквозь стену.

> Мистическая практика тоже должна опираться на какие-то понятия и оперировать какими-то терминами.

Верно. Но эти термины и логика не образуют закрытой системы рассуждений, подобной математической теории. Это открытая система, рассчитанная на диалог с Источником этой премудрости.
Вы правы, это особенность филосовского даосизма - он не годится в качестве общей мистической практики. Это путь одиночки, который способен решить все перечисленные вами проблемы. Православие гораздо более терпимо к человеческим слабостям.
Да, православные не строят иллюзий относительно немощи человеческой.
Лао-Цзы предлагает заглянуть в бездну. А Евангелие - в Бога.
В Бога, ставшего человеком именно для того, чтобы человек смог заглянуть в эту Бездну.
Пользователь pankratiev сослался на вашу запись в своей записи «МЕСТО БОГА В МОДЕЛЯХ ТЕОРИИ ВЛАСТИ» в контексте: [...] На мой взгляд, этот пост Максима Солохина () — Ошибка Грозного или Секрет умной молитвы [...]