Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Ростовы и Болконские (толкование на Войну и мир)

Оригинал взят у blackabbat в ДУМАЕШЬ ТЫ ЛЕВ ТОЛСТОЙ [Небольшой отрывок из статьи]
Гений, даже пытаясь лгать, - изображает правду. Он Мидас. Ему, может, охота серебра натворить - а все равно будет золото. Причем изображает правду гений своей ложью так правдиво, что никакая правда прямым текстом не опишет.
В этом смысле показателен финал романа.
"Все умерли, а кто нет - поженились". Развернуто... Семья Ростовых-Болконских, живущая на покое. Образумившийся Н. Ростов, занятый сельским хозяйством. Его милая некрасивая жена, которую Н. Ростов все-таки полюбил, отказавшись от красивой невесты, которой морочил голову 10 лет. Страшненькую Болконскую он не любил, не любил,а потом полюбил. В самый критический финансовый момент. Практически, перейдя в разряд Акакий Акакиевичей - съемный нумер, служба, кабинет, и шинель. Это случилось с аристократом (т.е свободный человек, а что такое свобода? это когда можно не служить. хочу - служу, не хочу - не служу). Сошедшая с ума маман заказывает трюфелей, а денег нету. В квартире темно. Еще темнее. Жуткая тьма...

Мне кажется, Петербург Гоголя бросает тень на эту часть романа.

И вот, благодаря Машеньке, свет проникает к нам и Н. Ростову. Толстой так убедительно, красноречиво, проникновенно пытается объяснить нам, что как-раз полюбил-то Н. Ростов не за лаве, а за глаза, что слово "Расчет" неумолимо проявляется на страницах книги.

Невеста Ростова - несчастная, обманутая девочка, жившая в доме его родителей и бывшая ему верна все время странной "любви" - унижена до самого конца. Она живет с семейной парой. То есть, она приживалка. Прямо говоря, она скомпрометирована. Воля ее сломлена. Никакой сатисфакции ей не дали. Время выйти замуж - из-за Ростова - упущено. Хотя предлагали. А сытые Н. Ростов с супругой, подкидывая на коленях выводок детишек, смотрят на нее и думают - "ишь, расселась... ПУСТОЦВЕТ". Ну а чего, все правильно.

Но невеста - это еще ерунда.

Умалчивается, - но невозможно скрыть, - что благополучие семьи основано на состоянии несчастного мальчика, сына погибшего князя Болконского. Мать ребенка умерла во время родов. Он - сирота.
По всем вариантам выходило, что деньги достанутся ему. Наследником старого богатого князя был сын, князь Андрей Болконский. Будь он жив, за Марью дали бы немало, но все равно намного меньше. Хватило ли бы этого на разорившихся Ростовых?Не факт. Судя по тому, что даже после свадьбы, когда молодожены получили все, денег не хватило выкупить поместья - нет. А что было бы, если бы денег было ЕЩЕ меньше? По честному - доля одной лишь княжны Марьи? Впрочем, тогда глаза бы ее сияли не так лучисто.

К счастью, не только дед-князь умирает, но и отец-князь погибает, мальчика берет к себе сестра князя. Все деньги переходят в распоряжение супруга. Н. Ростова. Шах и мат.
Это на деньги ребенка Н. Ростов экспериментирует с пашнями, оплачивает долги, выкупает поместья. И ладно бы - испытывая при этом хоть какое-то чувство благодарности. Но нет. Мальчика - льнущего к людям, как щенок, с искренней любовью - в семье НИКТО НЕ ЛЮБИТ. И Толстой об этом прямо пишет. "Все равно не родной" (это говорит родная тетка). Н. Ростову щенячья любовь и восторженность мальчика неприятна и он его, как щенка, отпихивает. Сапогом. Щенок скулит, плачет в углу,а потом все равно прибегает. Ты же человек, ты хороший! А Н. Ростов щенка - все равно, сапожком-с.
И это страшные, горькие страницы, разрывающие сердце всякому, у кого оно есть.

Другой вопрос, что не у многих оно есть. Потому и не умудрились увидеть, хотя их уже и носом ткнули. Сам Толстой и ткнул.

Правда, Толстой изо всех сил пытается убедить нас, что мальчик Болконский противен Ростову из-за естественной неприязни взрослого мужчины к излишнему пылу подростка. На физиологическом уровне.
На самом же деле причина, по которой мальчика не любят - очень простая и банальная. Деньги.
И художник Толстой, может и не желая этого, оказывается сильнее Толстого-морализатора, который вполне себе одобряет брак по расчету, и разумную умеренность предпочитает страсти. Благосостояние семьи основано на деньгах мальчика. Рано или поздно часть из них придется вернуть. Это Если. Но когда-то это состояние принадлежало ему. Всё. И это мальчику Болконскому - смотреть на ужинающих во флигельке постаревших Н. Ростова с Машей, и это ему - давать приют, и ему - решать, кто пустоцвет, а кто нет. Но его этого права лишили.

Собственно, я к чему? Никому не приятно смотреть на жертву своего преступления. Особенно, если она жива.

Вау.


Про художника и морализатора - в точку.


Вообще пофиг как худохник сам живет и чего он умничает. Часто он вопреки всему живописует с потрясающей точностью

Вот-вот. О том и речь.
Этим-то искусство и интересно.
Извините, накипело: похоже некоторые, начитавшись Галковского, решили облить полными ведрами помоев... да нас вот и облить. Мне вот интересно ,для чего человек этот текст писал? какую цель преследовал? второй и третий шаг просчитал? Любовь то где? (признаюсь, страшно не люблю Толстого, ну да тем лучше). Вот почитав такое, да плюс цикл Галковского про Пушкина (я уж про Маяковского не говорю) и поверив авторам человек же должен во всем и во всех разуверится. Я понимаю, авторы ставят целью "деиндоктринацию", да только какой ценой-то? ценой души?
Мне что-то последнее время стало казаться, то такие "писатели", они ещё более мощным, новейшим "пропагандистским оружием" пользуются (о котором Вы несколько постов назад писали), а цель-то мы. Чтоб уж совсем всех расчеловечить. ИМХО искусство должно говорить о Боге и Любви. Всё остальное - памфлеты и пропаганда.
Извините, лично Вас ни коим образом не хотел задеть и обидеть.

palaman

February 6 2017, 16:37:02 UTC 2 years ago Edited:  February 6 2017, 16:41:43 UTC

Спасибо.
Меня Вы не задели и не обидели.

Трезвый взгляд на вещи всегда ценнее любых, самых благородных иллюзий. Расставаться с иллюзиями больно, но необходимо. И настоящая вера от этого только выигрывает - ну а ненастоящая слабеет, так как она основана на иллюзиях.

> ИМХО искусство должно говорить о Боге и Любви. Всё остальное - памфлеты и пропаганда.

Верно! А если оно говорит не о том - не надо строить иллюзий на его счет. Полезнее видеть его таким, какое оно и есть.
Спасибо

>> ИМХО искусство должно говорить о Боге и Любви. Всё остальное - памфлеты и пропаганда.

>Верно! А если оно говорит не о том - не надо строить иллюзий на его счет. Полезнее видеть его таким, какое оно и есть.

Всегда подозревал, что Толстой - не искусство)))
Моя мысль на этой развилке направляется в другую сторону. Я полагаю, что служит Богу только церковное искусство, а "кто собирает не со Мной, тот расточает" - и потому всякое искусство, неуместное в Церкви, является "расточением".

Но от этого оно не перестает быть искусством.

medved_kuznets

February 6 2017, 17:18:21 UTC 2 years ago Edited:  February 6 2017, 17:19:23 UTC

Полностью согласен с Вашим первым абзацем и не согласен со вторым. Если Бог своим вмешательством не поучаствует в искусстве, которое изначально художником не планировало быть (ибо не к Богу изначально задумывалось), то и искусства не будет. Это как с барокко, например: люди гордыню свою тешили, но так все обернулось (Он обернул), что для некоторых теперь и это - Гимн Богу, так что - теперь уже искусство.
Ну, а вот эта реальная жизнь, в которой столько всего нехорошего встречается - и дефицит любви, и преступления чтобы заполучить чужое наследство, и бессердечие в отношении ни в чем не повинного ребенка - она является произведением искусства? или нет? И если да, то кто Автор?
А вот это настоящее искусство - найти в этой реальной жизни замысел Автора, который всё ведет к Любви.
Чтобы этой цели достичь, надо смотреть на вещи трезво, или кое-на-что просто закрывать глаза? Если в основе трезвость, то почему бы не посмотреть трезво и на скрытые отношения героев романа Толстого?
Мне кажется, что если уж препарировать такие произведения, то все целиком, а не самую грязную часть показывать. Ведь результатом-то будет то, что наученные "анализу" на таких статьях не увидят главное. А то получается именно закрывание глаз, только в этот раз на главное.
Одна статья не может претендовать на раскрытие "Войны и мира" во всей полноте. Максимум - один какой-то аспект.
Да, конечно. Просто всегда есть разница между "трезвым взглядом" и "особым цинизмом"
Наверное, это зависит от тренировки. Я не вижу у Лоренкова особого цинизма. Обычное писательское "ради красного словца не пожалеет и отца", которым кто только не погрешал...
Пользователь fomasovetnik сослался на вашу запись в своей записи «Ростовы и Болконские (толкование на Войну и мир)» в контексте: [...] Оригинал взят у в Ростовы и Болконские (толкование на Войну и мир) [...]