Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Парадокс XI века. Как два норманна победили весь мир.

Цитирую:

Деяния ОДНОГО-ЕДИНСТВЕННОГО ЧЕЛОВЕКА привели к

1) расколу церквей,
2) падению Византийской империи и
3) исчезновению Православия как политической силы.

Ему противостояли: Византия, Анжуйская династия, Священная Римская Империя и Папство. Его союзником был только один человек - Вильгельм Завоеватель, который как раз в ходе этих событий де-факто создал всем нам хорошо известное королевство Англия. Роковое королевство, значение которого для истории Православия опять-таки трудно переоценить.

Два человека против всей Европы. И они всех разделили и всех победили. Что это?! как к этому отнестись и как оценить?

С точки зрения православного человека, в данном случае победило зло, явное и очевидное зло.

Возникает вопрос, кто же виновник этого зла, дьявол (и его слуги, бесы) или какие-то люди?

Я, вслед за старцем Иоанном Крестьянкиным (см. видео) считаю, что Бог не позволяет дьяволу вертеть человеческой историей и оставляет свободу и ответственность за все политические интриги людям. Но тогда возникает другой вопрос, что за люди (причём не просто люди, а очень могущественные люди) стоят за нормандскими завоеваниями и противостоянием Византии?



Обо всем этом читайте подробнее у arcessio в статье Парадокс XI века. Как два норманна победили весь мир.


[.Можно прочитать и комментировать здесь, но лучше поддержать автора и пойти на его страницу! Всех призываю.]Эта статья принадлежит циклу Кукловоды Средневековья.

Я немного отвлекся от темы IV Крестового похода и открыл для себя XI век, ознаменованный нормандским завоеванием Англии и Южной Италии, расколом Церквей и началом заката Византийской Империи. За всеми этими событиями стоят два человека, оба - норманны-завоеватели. Один из них держал в страхе императоров Византии и Священной Римской Империи, второй – победил графа Анжу и завоевал Англию. Два родственника, покорившие полмира.

Встречайте, Вильгельм Завоеватель и Роберт Гвискар.

Вильгельм I Завоеватель (ок. 1027-28 – 1087) был незаконнорожденным сыном (бастардом) герцога Нормандии Роберта II Великолепного. Детство и юность Вильгельма прошли в бесконечной борьбе за власть, в которой ему помогал король Франции Генрих I. Также союзником Вильгельма выступил Бодуэн V граф Фландрии, выдавший за него свою дочь Матильду. Только к 1055 году Вильгельму удалось окончательно утвердиться на троне. Главным противником Вильгельма на континенте выступил Жоффруа II Мартел, граф Анжу. Он создал союз против Нормандии, в который кроме него вошли король Франции Генрих I (перешедший на сторону Анжу в 1052 году), а также герцог Аквитании и графы Бургундии, Бретани и Блуа. Вильгельм в одиночку успешно вел боевые действия против этой компании и одержал вверх. Союзники потерпели несколько поражений, а к 1060 году Генрих и Жоффруа умерли. Регентом Франции стал тесть Вильгельма Бодуэн Фландрский, а в Анжу начались междоусобицы. Победив противников во Франции, Вильгельм обратил взор на Англию. В 1066 году Вильгельм переплыл Ла-Манш и высадился с войском в Англии. В том же году в битве при Гастингсе он разбил войско англосаксов, после чего Англия уже не могла оказать серьезного сопротивления. В течение последующих 10 лет Вильгельм покорил всю Англию, периодически подавляя восстания местной знати. В это время во Франции вновь образовалась антинормандская коалиция. В 1071 году во Фландрии вспыхнуло восстание, в результате которого к власти пришел Роберт Фриз, союзник короля Франции Филиппа I, враждебного настроенного к норманнам. При дворе Роберта нашла прибежище недобитая англосаксонская знать. В Анжу установилась власть Фулька IV, который сразу предъявил претензии на графство Мэн, находившееся под Нормандией. Король Франции поддержал мятеж старшего сына Вильгельма Роберта Куртгёза. Начался второй раунд войны на континенте. Вильгельм вернулся из Англии и подавил мятеж сына, который нашел прибежище при дворе Филиппа I. В это время французские войска подчинили графство Вексен, которое прикрывало подступы к Нормандии со стороны Парижа. В ответ Вильгельм осадил и сжег французский гарнизон Мант в Вексене. Неизвестно, чем бы закончилось дело, если бы не смерть Вильгельма.
«Располневший Вильгельм стал слишком неповоротлив, что послужило одной из причин его смерти. Королевский конь, проезжая по пожарищу, наступил на горячие угли, опрокинулся и ранил Вильгельма в живот (рожок седла повредил брюшную полость). В течение последующих шести месяцев Вильгельм медленно умирал, страдая от жестоких болей — на месте повреждения образовалось нагноение».
Так скончался завоеватель Англии Вильгельм. Поразительно то, что он в одиночку воевал (не только воевал, но и всех побеждал) против сильнейших противников – Анжуйского дома, действовавшего в союзе с королем Франции и другими, соседними с Нормандией, графствами и герцогствами.

В это же время в Средиземноморье развернулись еще более странные события. Дальний родственник Вильгельма Роберт Гвискар приплыл в Южную Италию, выгнал оттуда византийцев, а затем отправился покорять Константинополь.

Роберт Гвискар (1016-1085) родился в Нормандии. Его отец Танкред Отвиль был мелким бароном и имел в распоряжении «армию» из 10 рыцарей. Несмотря на маленькое состояние Танкреда, герцог Нормандии Ричард I, прадед Вильгельма Завоевателя, последовательно выдал за него двух дочерей, от которых у Отвиля родилось 12 сыновей, половина из которых отправилась на завоевание Южной Италии.
В это время в Италии некая сила (возможно та же самая, которая стояла за спиной Вильгельма) очень хочет выгнать византийцев с «сапога». В 1016 году (по другой версии – в 999) человек по имени Мелус из Бари завербовал прибывших в качестве паломников норманнов. «Мелус сулил им лёгкую победу и большую добычу в том случае, если они присоединятся к лангобардам в борьбе за независимость». В 1017 году в Италию прибыла первая группа норманнов, а Мелус и его зять Даттус подняли восстание против Византии. С этого момента начинается война норманнов с Византией. В такой обстановке и оказался Гвискар, прибыв в Италию в 1046 году. В 1053 году во главе собственного отряда участвовал в битве при Чивитате, в результате которой норманны взяли в плен папу Льва IX.
[Очень интересная деталь]Очень интересная деталь – папа, находясь в плену, отправил легатов в Константинополь, что привело к эпохальному событию, расколу церквей 1054 года. Возможно некая сила повлияла на это через норманнов, захвативших папу. Раскол усилил противостояние между Италией и Византией.
С 1046 по 1071 год Гвискар вместе со своими братьями ведет войну против византийцев и изгоняет их из Италии, взяв их последний оплот Бари. На руку норманнам сыграло внезапное (!) наступление турков-сельджуков на Византию в 1068 году. 1071 год стал последним годом Византийского присутствия в Южной Италии. В 1081 году Гвискар вместе со своим сыном Боэмундом начинается наступление на Византию. Формальным поводом послужило нахождение в Салерно беглого монаха, выдававшего себя за низложенного императора Михаила VII, которого Гвискар хотел посадить на трон в Константинополе. Высадившись на Балканах, армия Гвискара взяла порт Валон. Флот без боя взял остров Корфу. Затем Гвискар подошел и осадил Диррахий. На помощь к Диррахию во главе свежего войска подошел Алексей Комнин. Основу войска Византии составляли сбежавшие из Англии англосаксы, которые хотели отомстить норманнам за завоевание Англии Вильгельмом. В состоявшемся сражении англосаксы были истреблены, и императорская армия отступила. Диррахий был взят. Перед Гвискаром открылась перспектива наступления на Константинополь, но в это время в Южной Италии начался мятеж против норманнов, финансируемый Алексеем Комнином. На Рим наступает германский император Генрих IV, который хочет посадить в нем своего антипапу Климента III вместо Григория VII. Григорий просит помощи у Гвискара. В 1083 году Генрих водворяет в Риме Климента. Вернувшись в Италию Роберт Гвискар подавил восстание и в 1084 году отправился в Рим. Узнав о наступлении норманнов Генрих IV сбегает из Рима, оставив его на произвол судьбы. Гвискар предал Вечный город разграблению, вызвав возмущение местных жителей. Попав в засаду, Гвискар едва не погиб. Норманны оставляют город, предварительно устроив в нем пожар, самый страшный в истории Рима. Вместе с собой Гвискар забирает папу Григория, ставшего теперь ненавистным римлянам за связь с норманнами. За время отсутствия Роберта на Балканах, его сын Боэмунд наносит византийцам несколько поражений. Но в распоряжении Алексея Комнина были значительные денежные средства, которые он использовал для привлечения в свою армию норманнских дезертиров. В 1084 году венецианский флот отбил у норманнов Корфу и Диррахий. В том же году на Балканы возвращается Гвискар. Его флот направляется к Корфу. Дорогу преграждает объединенный венециано-византийский флот. Гвискар наносит сокрушительное поражение противнику и вновь овладевает Корфу, где решает переждать зиму. Но в начале 1085 года армию Роберта и его самого поражает эпидемия (вероятно, подброшенная византийцами). Летом того же года Роберт Гвискар скончался. На его надгробии было написано следующее:
«Здесь лежит Гвискар, ужас мира, его руками тот, кого германцы, лигурийцы и даже римляне называли королём, был изгнан из Города. От его гнева ни парфяне, ни арабы, ни даже войско македонцев не спасли Алексея, которому оставалось только обратиться в бегство, новенецианцам не помогли ни бегство, ни защита океана».

События XI века выглядят история из фантастической книги. Нормандия на севере в лице Вильгельма Завоевателя побеждает Анжуйско-французскую коалицию и завоевывает Англию. На юге в лице Роберта Гвискара выгоняет византийцев из Италии, наносит одно за другим поражение венециано-византийскому союзу, берет под контроль папство, что приводит к расколу мира на православие и католичество. Несмотря на смерть Гвискара, успешные действия норманнов против Византии положили начало ее закату, раскол церквей подкрепил этот процесс, а последовавшая после нормандского завоевания эпоха Крестовых походов расставила все точки над i, приведя к захвату Константинополя в 1204 году. Нормандское завоевание - начало новой эпохи, в которой мы живём до сих пор. Оно привело к падению православной империи и исчезновению православия с политической арены на несколько веков. Кто стоит за всем этим?

Я, как православный человек, верю, что все в мире совершается по промыслу Божьему. Но Бог может действовать непосредственно Сам (напр. сверхъестественные чудеса) и через людей и духов (бесов), направляя даже зло к общему благу.
Завоевания норманнов привели к расколу церквей, падению Византийской империи и исчезновению православия, как политической силы. Эти события являются, с точки зрения православного человека, явным злом. Возникает вопрос, кто виновник этого зла, дьявол (и его слуги, бесы) или люди? Я, вслед за старцем Иоанном Крестьянкиным (см. видео) считаю, что Бог не позволяет дьяволу вертеть человеческой историей и оставляет свободу и ответственность за все политические интриги людям. Но тогда возникает другой вопрос, что за люди (причём не просто люди, а очень могущественные люди) стоят за нормандскими завоеваниями и противостоянием Византии?

Первой, на кого я подумал, была торгово-морская республика Амальфи. Она была основана Константином Великим и стала самой ранней республикой средневековой Италии. Она создала в IX-X веках торговую империю, с кварталами в Константинополе и городах Леванта. Морское право Амальфи использовалось Венецией, Пизой, Генуей и другими городами Италии на протяжении 500 лет. Ослабление Византии могло быть выгодно Амальфи, в связи с ее желанием расширить своё влияние в Средиземноморье. Но нормандское завоевание привело не к взлёту Амальфи, а к ее падению. А в 1136 году она была добита пизанцапи, которые разграбили город. К тому же, Амальфи никогда не выступала в качестве противника Византии.

Пиза больше всего выиграла от событий XI века, заняв во второй половине XII доминирующее положение в Средиземноморье и вступив в борьбу с Венецией, что закончилось победой последней. Но установить связь между Пизой и Нормандией мне пока что не удалось. Может кто-то из уважаемых читателей моего скромного блога прольёт свет на данный вопрос?

2

События за границей оптики. Если достаточно хорошо поискать можно найти достаточно достоверные рукописные свидетельства о чём угодно.

Помимо "оптики" есть историческое предание, "память" европейского человечества. Не случайно эта "память" есть только у европейцев. Отказ от неё - это отказ от существенной составляюшей европейской культуры.

abashinsemen

August 31 2017, 14:31:41 UTC 1 year ago Edited:  August 31 2017, 14:34:42 UTC

Какая выгода для нас поддерживать и верифицировать чужую сказку, или пускай - миф, если мы в ней воплощаем зло, которое стабильно и успешно побеждают, в то время как даже какие-нибудь венгрорумыны с прочими финноукраинцами устойчиво находятся на стороне добра. Особенно это непонятно теперь, после семнадцатого года. Со стороны России были конструктивные предложения европейцам в 19 веке. Они отказались.
Не знаю, о какой сказке Вы говорите.

Если даже считать историческое предание человечества сказкой, в этой сказке весьма почетная роль отведена как христианству, которое выпестовало Европейскую цивилизацию, так и России, как хранительнице Восточной ветви христианства.

Роль зла мы играем лишь в идеологическом новоделе, которому нет ещё и ста лет, а котором христианство вообще и Православие в особенности почитается злом.
Какой смысл нам поддерживать ЭТУ сказку?!