Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Лекарство от наивности

Постоянно общаясь с умными людьми, в той или иной мере искушенными в философии, я несколько отрываюсь от реальности, постоянно забывая о том, что подавляющее большинство людей в этом мире девственно наивны в самых фундаментальных вопросах мировоззрения. И тогда реальность грубо напоминает мне о себе, сталкивая меня с очередным таким enfant terrible, чтобы я в своих полетах не забывал о нуждах читателя, которому приходится сталкиваться с такими "инфантами" ежедневно, а то и ежечасно.

Размышляя об этом, я пришел к парадоксальной идее, что было бы полезно, если бы я на страцицах этого журнала занялся проповедью солипсизма. Почему именно солипсизма? Просто потому, что солипсизм - это самая элементарная и общедоступная философская концепция, которая легко ложится на сознание современного человека, воспитанного в лоне европейской гуманистической культуры. Что может быть проще и понятнее, а главное приятнее для человека, который звучит гордо, чем идея, что никакой объективной реальности не существует, что "объективная реальность" есть лишь игра моего воображения! Отчасти эта концепция была популяризирована фильмом "Матрица". Правда, там "объективная реальность" объявлялась не игрой моего воображения, а действием некоей программы. Но - лиха беда начало! - главное тут, что "реальность" не существует, что она лишь кажется реальной. Для enfant terrible, в отношении философии пребывающего в состоянии амебы, дорасти до состояния инфузории-туфельки - это уже колоссальный скачок, требующий напряженной работы ума. Помню, меня в свое время поражало, как много говорят и думают об идеях, заложенных в этом фильме, на мой взгляд, совершенно банальных и самоочевидных.

Солипсизм может быть очень полезным для наивного материалиста, может сыграть роль первого серьезного сексуального философского опыта. В принципе, для этой цели годится любая достаточно сильная и стройная концепция. Тут ведь важно даже не то или иное конкретное содержание концепции, сколько её способность вывести человека из ступора одного-единственного усвоенного в детстве взгляда на мир. Когда человек обнаруживает, что та же самая реальность, та же самая совокупность имеющегося у него опыта может быть столь же стройно и последовательно описана при помощи совершенно другой аксиоматической базы, он становится из двумерного трехмерным, становится способным вместить в себя и ещё какую-нибудь новую концепцию, потом четвертую, пятую... и наконец начинает понимать относительность и условность всякого взгляда на мир, что и делает его способным к философии. Ещё не философом, но уже способным хотя бы понять те вопросы, на которые пытаются найти ответ философы.

Тут на днях мне попалась полезная статья с ещё более полезной иллюстрацией:



Я не буду повторяться и отошлю читателя к тексту самой статьи Переобученные нейросети в дикой природе и у человека. Только скажу, что мужское и женское лица на этой картинке меняются местами в зависимости от того, с каким разрешением мы на них смотрим. То есть, их можно менять местами просто увеличивая и уменьшая картинку - или же приближаясь к ней и удаляясь от неё. На далеком расстоянии мы слева видим женское лицо, а справа мужское. На близком - наоборот. Это не может не удивлять, ведь сами картинки-то нисколько не меняются! Это прекрасная иллюстрация того тезиса, что мы видим лишь то, что расположены видеть.

[Кому недосуг ходить по ссылке, выделяю главное. Цитата под спойлером.]
Исторически предполагалось, что мы смотрим на что-то и делаем следующее (всё куда сложнее и запутаннее, я очень-очень упрощаю, поэтому заранее прошу прощения за грубую модель):


  1. Получаем входной массив данных в виде чего-то вроде BMP-файла

  2. Обрабатываем эту картинку на зрительных рецепторах, чтобы сконвертировать в импульсы для мозга. То есть переводим этот BMP во внутренний формат мозга.

  3. Несём подальше от сенсоров в центр обработки, где придаём полученной картинке смысл, то есть конвертируем в следующий формат — скорее всего, околословарный, потому что по нему потом задействуются ассоциации.

  4. Понимаем смысл изображения и показываем его сознательной части разума.


На деле же оказалось, что процесс куда веселее. Нет смысла «грузить» всю картинку в первичную обработку, когда можно сильно оптимизировать этот процесс. Поэтому мы делаем следующее:


  1. Получаем первичный контур данных, грубо говоря, несколько процентов от всего сенсорного ввода.

  2. Сразу гоним его в обработку с вопросом, что грузить дальше. Обработка (за пределами сенсора, в мозгу) связывается со словарём форм-ассоциаций и говорит, что мы, скорее всего видим — то есть отдаёт на управление сенсором гипотезы.

  3. Управление сенсором начинает «грузить» то, что может подтвердить или опровергнуть наиболее вероятные гипотезы — то есть мы последовательно забираем ещё несколько процентов данных, отдаём их сразу в обработку и получаем результат, как и на что смотреть дальше.

  4. Когда гипотеза остаётся только одна — имея неполный файл, мы уже знаем, что на нём изображено. В этот момент происходит ещё одна конвертация уже в сознательный формат.


Чтобы было понятно, о какой скорости речь — В. Н. Панферов (под руководством А.А. Бодалева) определял порог узнавания лица на фотографии — это 0,03-0,04 секунды. Волосы и верх головы обрабатывались в этих пределах, а вот подбородок и нос распознавались уже где-то в три раза медленнее — на 0,1 с.

Повторюсь, модель крайне примерна, но показывает важнейшее отличие: мы не обрабатываем, что увидел глаз, а управляем глазом так, чтобы он искал знакомые нам шаблоны.



Такова-то истинная цена нашему жизненному опыту и достоверности всего того, что мы видели своими собственными глазам!

Это вполне научные и проверяемые опытом факты я и хочу использовать сейчас для первичного обоснования солипсизма, чтобы поколебать твердокаменных enfant terrible и заставить их поглядеть на реальность под неожиданным углом зрения!

В самом деле, если оказывается, что мы де-факто видим лишь то, что хотим увидеть, то что мешает нам по своему желанию менять мир вокруг себя, просто настраивая нужным образом наше восприятие? И что в таком случае заставляет нас глядеть на реальность строго под определенным углом, видеть вокруг себя лишь то, что нам полагается видеть - и в упор не видеть то, что видеть нам не полагается?

И это вовсе не риторические вопросы. Я сейчас скажу - что!

Единственная причина, по которой человек твердокаменно верит в объективность объективной реальности - это пережитая им психологическая травма (или целый ряд травм). В самом деле. Что мешает нам поверить, что мир вокруг нас - это всего лишь сон, одно длинное и сложное сновидение, к которому мы снова и снова возвращаемся, просыпаясь от коротких и не повторяющихся ночных сновидений? Может быть, мы просто спим и видим сны? Некоторые сны кратковременны и не повторяются. Другие же настойчиво возвращаются вновь и вновь, заставляя нас мало-помалу поверить в их реальность. И все то, что мы считаем "объективной реальностью", есть всего лишь самый длинный, сложный и запутанный из наших снов. Сон, в котором мы окончательно заблудились и поверили в его реальность. Нам лишь снится, будто бы мы просыпаемся. На самом деле мы никогда не просыпаемся и никогда не засыпаем, мы лишь переходим из одного сновидения в другое. Почему бы и нет? Что мешает нам поверить в верность такого описания реальности?

Навязчивость - вот в чем причина. Навязчивость этого сна. Порой мы переживаем настолько неприятные вещи, что нам хочется проснуться... но мы не можем, не умеем проснуться. Сон, который мы именуем реальностью, слишком сильно привязался к нам. Такое бывает с людьми, пережившими тяжелые психологические травмы. Травматические переживания вновь и вновь возобновляются у них во сне, и человек просыпается в криком и в холодном поту. Он и рад бы больше не видеть этот сон... но вновь и вновь возвращается туда.

Это болезненное явление отличает посттравматические сны от обычных снов. В свое время Зигмунд Фрейд предложил совершенно правильный принцип научного истолкования сновидений: во сне человек видит в точности то, что ему хочется увидеть. Всякий сон есть реализация желания, часто бессознательного желания. В некоторых случаях это не вызывает никаких сомнений: сновидение действительно реализует вполне осознанные желания человека. Голодный видит во сне еду, жаждущий - воду. Но во многих случаях эта фрейдовская идея наталкивается на неприятие нашего "Я". Когда я вижу во сне то, что мне неприятно, чего мне не хотелось бы видеть - в этих случаях очень трудно бывает принять идею Фрейда, согласно которой данный сон все-таки реализовал живущее во мне желание, живущее в каких-то глубинах души, недоступных сознательному "Я". Собственно, главное открытие Фрейда - это некая простая процедура, именуемая психоанализом (подробнее по ссылке), исполняя которую человек достигает осознания бессознательного, получает возможность заглянуть за кулисы своей души. И тогда он наглядно, на личном примере убеждается, что Фрейд прав. Действительно: все то, что казалось мне в моих снах неприемлемым, пугающим или отвратительным, на самом-то делекоренится в темных уголках моей собственной души. Всякий сон действительно есть реализация желания, только желание это может остаться бессознательным, и тогда человек с негодованием отвергает этот сон как нечто чуждое, пришедшее извне.

На самом деле я бы рекомендовал всякому человеку приобрести хотя бы некоторый опыт психоанализа. Хотя бы раз в жизни осознать что-нибудь бессознательное, чтобы лично убедиться в том, что бессознательные желания действительно существуют и оказывают влияние на нашу жизнь, и прежде всего на наши сны.

Но если так, что мешает нам на новом уровне вернуться к идее, что объективная реальность в действительности есть ни что иное как сон. То есть, с нами происходит в этой жизни лишь то, чего мы сами хотим... сознательно либо бессознательно.

Такой взгляд на вещи придает солипсизму новый и очень сильный толчок. Идея, что "мир есть лишь игра моего воображения", оказывается гораздо более глубокой и основательной, чем это могло показаться на первый взгляд. Она лишь требует уточнения. Мир есть игра моего воображения, но не игра моего сознательного "Я". Сознательное "Я" лишь актер в этой пьесе, но не её автор. Автором пьесы является некое иное "Я", живущее в самой глубине моего бессознательного. Иное "Я" - это уже не я. Однако можно попытаться осознать это бессознательное "Я" именно как "Я", расширив пределы своего "Я". В таком виде солипсизм перестает быть простой забавой философствующего ума и становится чем-то очень и очень серьезным. Как и любая философия, замечу, стоит лишь ей превратиться в мистическую практику.

Итак, солипсизм на уровне мистической практики дает следующее понимание реальности.
Всё происходящее в мире происходит по моей воле и моему желанию. Однако, сам я не осознаю этого и воспринимаю происходящие со мной события как навязанные мне извне, как "объективную реальность". В действительности же за ширмой "объективной реальности" я всего лишь скрываю от самого себя потаенные, бессознательные желания. И вера в "объективность" реальности есть ни что иное как бегство от самого себя, страх перед осознанием собственного бессознательного. Пройдя же до самого конца этот путь, можно достичь такого состояния, когда все совершающееся в мире совершается согласно нашей воле и нашему желанию.

Такова награда, уготованная человеку, который сумеет не сбиться с пути и пройти его до конца. Награда эта весьма велика. настолько велика, что ничего большего и лучшего человек просто не может придумать. Что может быть лучше того, когда все в мире всегда совершается согласно твоему желанию? Но это лишь далекий финал пути, а путь неблизкий, так что можно по дороге и сбиться с пути. В этой краткой заметке я намечаю лишь самый первый шаг, который необходимо сделать всякому. Этот первый шаг - осознание, что "объективная реальность" есть лишь ширма наших бессознательных желаний.

Вот нить Ариадны, ухватившись за которую всякий желающий может выкарабкаться из тюрьмы материализма. Я называю материализм тюрьмой, потому что назначение эта философии в том, чтобы сделать для человека недоступным иное видение реальности. Мнимая "объективность" реальности надежно погребает нашу свободу и делает нас рабами безличных обстоятельств. Это - плохо. И я посчитал своим долгом дать читателю подсказку, как выбраться отсюда. Но - ещё раз напоминаю! - выбравшись из материалистической темницы "объективной реальности", мы далеко не сразу достигаем конечной цели, но напротив - обнаруживаем себя в огромной и бездонной реальности духовного мира. Надо сразу предупредить читателя, что тюрьма имеет свои преимущества. Там толстые стены и там неплохо кормят. Моя цель не в том, чтобы лишить кого-либо тюремного уюта, не дав в обмен никакой защиты. Напротив, я прямо предупреждаю: горе тому, кто не сумеет найти надежной духовной опоры для жизни на свободе.
3
добро пожаловать на восьмеричный путь, указанный буддой ))
Э-э, нет.

Мне в другую сторону. Хотя действительно, начало пути очень схоже. Ведь в любом случае для начала надо излечиться от "объективной реальности" - о чем и речь.
"- Это всё правда, или это происходит в моей голове?
- Конечно, это происходит в твоей голове. Но почему это не должно быть правдой?"
Интересно, жду последующие статьи!
На самом деле необходимость пояснить на уровне "для дураков ширнармасс" много где есть, например, ту же ситуацию с Николаем II своей жене объяснить пока не могу.
А как же, члены царской фамилии, а Радзинский - он же в архивах сидел и пр.

palaman

November 22 2017, 05:55:14 UTC 1 year ago Edited:  November 22 2017, 06:02:17 UTC

Остальные Романовы заняли в отношении Николая II враждебную позицию, а их совокупное влияние в стране было колоссальным; оно намного превосходило ту власть, которую давала Николаю шапка Мономаха.
Чего у нас никак не могут понять люди - это то, что с монархией боролись сами Романовы. Где тут логика? Понять это и вправду нелегко, так как сначала надо понять, каким образом английская королева и японский император сохраняют своё влияние, хотя формально вроде бы и не управляют страной. К началу XX века там наверху уже всем стало очевидным преимущество закулисной власти перед властью официальной. Но здесь внизу люди до сих пор этого не понимают. Николай обладал полнотой официальной власти, но это мало что значило сравнительно с закулисным влиянием прочих Романовых. Им хотелось устранить его как досадную помеху; люди не понимали, что, внезапно устраняя царя, они ставят под удар сложившуюся систему управления страной; им казалось, что закулисного влияния достаточно, чтобы удержать Россию от катастрофы. (Оказалось - недостаточно, так как в России было слишком много азиатского, наивного, на что и сделали ставку большевики. Романовы много сделали для европеизации страны, и у них возникло "головокружение от успехов", чем и вопользовались те, кто привел к власти большевиков.)

В принципе, мысль вроде бы не такая уж трудная для понимания. Но она требует нескольких ходов. Пока не сделаешь предыдущий, невозможно сделать последующий. Она нетрудная, но сложная, сложенная из нескольких ходов. Эти ходы надо сделать последовательно, друг за другом. И не торопить человека. Пока он не усвоил предыдущий ход, не надо делать следующий.
Жизнь и так наполнена болью, а Вы еще предлагаете большинству разворошить муравейник в собственной душе, с непонятными последствиями. А если серьезно, то я почти не вижу вокруг себя последовательных материалистов. Христиан я правда тоже не очень много вижу, но тем не менее. Большинство плывет как может по неопределенным волнам персональной мистики, плавно перетекающей в интуицию и наоборот. Но отдаю должное -- говорить просто о сложном это дар и он у Вас есть, а это редкость. Популяризация у Вас получается на отлично. Не зарывайте!
>можно достичь такого состояния, когда все совершающееся в мире совершается согласно нашей воле и нашему желанию.

Не является ли это соблазном для христианина? Или вы раскроете этот тезис позже?

palaman

November 22 2017, 10:45:56 UTC 1 year ago Edited:  November 22 2017, 10:57:52 UTC

Только тогда, когда наша воля согласна с волей Бога и наши желания согласны с Его желанием, только тогда действительно всё, совершающееся в мире, совершается согласно нашей воле и нашему желанию.

Это не соблазн, но цель Богопознания, хотя и сформулированная довольно необычным образом, на языке гуманистического века. Но с современным человеком нужно иногда говорить на понятном ему языке. Это необходимо и весьма полезно, если только мы при этом не искажаем мысль Отцов.
В данном случае я действительно рискую, говоря на грани допустимого, так как высказанная подобным образом мысль может быть истолкована и ошибочно.

Но я рассчитывал, что дотошные православные читатели заставят меня уточнить и ещё раз уточнить мои позицию. И благодарен Вам за то, что Вы дали мне повод сделать это.
имхо, объективный мир существует -- сотворенный Богом
он прекрасен по природе. но совершенным по способу бытия он будет в будущем веке
задача человека (была до грехопадения и остается) привести этот мир к совершенству в Боге

грехопадение исказило мир, придало ему такой способ бытия, на основании которого и можно говорить, что объективный мир не существует, так как зло -- это движение (самого по себе прекрасного творения) к небытию

зло вошло в мир и придало ему подобие несуществующего
в этом основание для солипсизма: то, что мы видим в мире (а мы видим только форму, а не суть) -- объективно не существует; его (будущее и настоящее) существование в Боге от нас скрыто (по нашей же вине)

задача человека -- отвергнуть такой способ бытия в себе самом и в окружающем его творении и сделать его в этом смысле объективно существующим, тогда и все, что мы делаем, будет не иллюзией, а совершаться объективно согласно нашей (в Боге) воле и желанию

как-нибудь так
Понятие "объективность" противоположно понятию "субъективность", которое означает "зависимость от какого-то субъекта". Например, галлюцинация не существует независимо от галлюцинирующего субъекта, она существует лишь субъективно.

Существует ли мир объективно, независимо от какого бы то ни было субъекта? Думаю, не существует.

Само бытие мира имеет своей причиной волю Бога. Мир есть лишь постольку, поскольку Бог желает, чтобы мир был. В этом смысле мир существует не "объективно", а лишь "субъективно", согласно Чьей-то воле.
Если бы мир каким-то образом "отделился" от Бога и далее продолжал бы своё существование независимо от Него, то можно было бы считать, что он существует "объективно", как это представляют себе материалисты. "Сам по себе".
имхо, (это вопрос терминологии, но) лучше придерживаться терминологии отцов

эквивалент "объективному" на их языке, я думаю это "сущее"
Бог сам называет Себя Сущий, и творение обладает качеством "сущее" (которое получает от Бога)

поэтому, пусть это вопрос терминологии, но лучше пользоваться, на мой взгляд, терминологией отцов, в которой и Бог, и творение существуют объективно (пусть это к Богу и применимо с оговорками: Он и сущий, и несущий, так как выше и того, и другого понятия о Нем)
> лучше пользоваться, на мой взгляд, терминологией отцов

В Богословии - да. Но в жизни мы сплошь и рядом опираемся на понятия, которым трудно найти точное соответствие в терминологии Отцов.
Естественно, надо по мере возможности стараться найти соответствие между нашим языком языком Отцов, если это возможно. А когда это невозможно - сохранять верность их мысли, пусть и изложенной на ином языке.

> эквивалент "объективному" на их языке, я думаю это "сущее"

Тогда эквивалентом "субъективному" будет "не сущее"? Не уверен, что это хороший перевод. Пусть даже "субъективное" действительно является "не сущим", но ведь есть "не сущее", которое не является даже и субъективным! То есть, понятие "не сущее" шире, чем понятие "субъективное". Следовательно, противоположное ему понятие "сущее" уже, чем "объективное". Не все "объективное" является сущим. Собственно, именно это я и утверждаю, что так называемая "объективная реальность" не является сущей, хотя мы с детства приучены верить в неё. Но это издержки нашего воспитания, затрудняющие для нас правильное восприятие мысли Отцов.

tu460 tu460

November 22 2017, 11:06:16 UTC 1 year ago Edited:  November 22 2017, 11:07:44 UTC

Православие - это хождение по грани. Каждое утверждение нуждается в очень аккуратной формулировке, что с определенного момента запутывает вопрос до полной потери ощущения логической нити обсуждения.
Дискуссии могут быть лишь в рамках ДЛИТЕЛЬНОГО обсуждения вопроса в заранее ограниченной аудитории, соблюдающей правила цивилизованного диалога.
Поэтому нужна постоянная калибровка сознания, предупреждающая уход в крайности.
В православии она достигается через Таинство Причастия и Исповеди. Очень хорошо помогает помощь ближнему через НЕ МОГУ и НЕ ХОЧУ.
Когда человек обнаруживает, что та же самая реальность, та же самая совокупность имеющегося у него опыта может быть столь же стройно и последовательно описана при помощи совершенно другой аксиоматической базы, он становится из двумерного трехмерным, становится способным вместить в себя и ещё какую-нибудь новую концепцию, потом четвертую, пятую...
Вариант - получить "твердокаменного солипсиста", которого уж никакими силами с этой точки не сдвинуть - весьма вероятен. Не пугает ? :)

Что может быть лучше того, когда все в мире всегда совершается согласно твоему желанию?
Что может быть КОШМАРНЕЙ этого ?! :)
>> Что может быть лучше того, когда все в мире всегда совершается согласно твоему желанию?

> Что может быть КОШМАРНЕЙ этого ?! :)

Вам желанны лишь кошмары?
Это Вы о чем ?
Вы меня на самом деле не поняли, или сделали вид ? :)
Я попытался сделать логический вывод.
Для Вас не может быть ничего кошмарнее реальности, в которой все происходит согласно Вашей воле и Вашему желанию. Следовательно, Ваша воля устремлена к кошмарам.
Странная у Вас логика... Разъясню.
Итак, всемогущество - ЛЮБОЕ Ваше желание выполняется. А без Вашего желания не происходит НИЧЕГО. Так ?
Так это - смерть.
Смотрите: допустим, мне захотелось кусок колбасы (дурацкий пример, но на самом деле это неважно). Я пожелал чтобы в моем пустом холодильнике материализовался кусок "Докторской" из детства :) - и он материализуется. Классно, да ?
Но это же смешное применение всемогущества. Будем чуть смелей: пускай он материализуется на тарелочке, уже нарезанный, на столике рядом со мной. Вот это уже круто, да ?
Не, все равно убого...
Пускай он материализуется у меня в желудке - чтоб мне не надо было ни руку протягивать, ни жевать.
И пускай это всегда происходит в ту самую секунду когда мне захотелось колбасы.
Не, пускай это происходит на миллисекунду раньше! Могу ? Конечно - ведь я же всемогущ.
Если захотел книжку - пусть ее содержание сразу загружается в мою память.
Захотел бабу - ... Ну, Вы поняли :)
Результат: мне нечего желать. Любая мое желание выполняется раньше чем возникнет. Оно и не возникает. Вселенная останавливается.
И за микросекунду до остановки вселенной, я принимаю ключевое решение - либо я умираю вместе со своей вселенной, либо (если я хочу жить) - "Хочу чтоб НЕ ВСЕ во вселенной совершалось по моей воле!" :)

Извиняюсь что не строго, но в общем понятно.
Вы очень хорошо и точно описали Ваше мироощущение. Но это не единственно возможное мироощущение. Я понимаю, насколько трудно поверить, что другие люди могут воспринимать жизнь иначе. Собственно, цель моего текста в том и заключалась, чтобы дать читателю возможность хотя бы на мгновение ощутить, что реальность можно видеть иным образом.

Да, понятно, что Вам в Вашем нынешнем состоянии необходима борьба. Если Вы не ощущаете сопротивления реальности Вашим желаниям, то Ваше "Я" погибает, "Вселенная останавливается". Но человек может пребывать и в других состояниях. Скажу больше, привычное для Вас состояние на самом деле является болезненным. "У верблюда два горба потому что жизнь борьба." Это болезнь Вашего духа, которая на уровне мировоззрения находит свое выражение в атеизме.
А чем Вы будете заниматься, если любое Ваше желание выполняется до его возникновения ?
Буду делать то, что мне нравится делать. Именно делать. Действие ведь не обязательно является средством достижения какой-либо цели. Оно может нравиться само по себе. Мне нравится познавать, и я буду познавать. Смысл познания не в приобретении знания, а во встрече с Новым. С чем-то таким, что не укладывается в имеющиеся у тебя шаблоны. Вот с этим-то Новым я и буду пребывать в постоянном общении.
Буду делать то, что мне нравится делать.
Хотелось бы хоть один пример.
Вот с этим-то Новым я и буду пребывать в постоянном общении.
"Новое" есть неподвластная Вам часть вселенной. Для того чтоб Вы могли "пребывать с ним в постоянном общении" - эта часть должна быть. Если вселенная подвластна Вам полностью - нового в ней нет.

palaman

November 22 2017, 14:22:30 UTC 1 year ago Edited:  November 22 2017, 14:23:55 UTC

Рассуждая таким образом, Вы неявно предполагаете, что всё существующее является частью Вселенной. Но это ниоткуда не следует. Более того, если Вселенная имеет Причину, то эта Причина ни в коем случае не может быть частью Вселенной.
Таким образом, Ваша концепция предполагает, что Вселенная не имеет причины, она беспричинна. Это очень смелое предположение, но ниоткуда не следует, что оно истинно.
Вы неявно предполагаете, что всё существующее является частью Вселенной.
Вы не забыли что мы рассматриваем солипсистскую модель ? Предположение, что "за рамками моей вселенной" может существовать что-то/кто-то еще - это уже не вполне солипсизм :)

Таким образом, Ваша концепция предполагает, что Вселенная не имеет причины, она беспричинна. Это очень смелое предположение, но ниоткуда не следует, что оно истинно.
Как раз собирался задать Вам вопрос :) "Ваша" солипсистская вселенная - создана ли она полностью Вашим воображением, или кто-то создал ее для Вас, и Вам подарил готовую ?
Ответ на оба поставленных вопроса зависит от того, что такое "Я". (И, соответственно, "Вы", "Ваш" и проч.)

Идея, что мир есть моё воображение легко опровергается, если подо "мной" понимать моё сознательное "Я", которое даже своими собственными снами-то управлять не умеет.
Очевидно ведь, что то "Я", которое создает мою Вселенную, само лежит за её пределами, а не является её частью. А моё сознательное "Я" - это лишь часть этой Вселенной.

> "Ваша" солипсистская вселенная - создана ли она полностью Вашим воображением, или кто-то создал ее для Вас, и Вам подарил готовую ?

Правильный вопрос: можно ли Того, Кто создал Вселенную, именовать "Я"? Не слишком ли это нагло?
Ну-у, Вы только что закрыли тему солипсизма, окончательно и бесповоротно :)
Позволю себе напомнить Вам, что едва ли не самый знаменитый из европейских солипсистов - Джордж Беркли - был епископом англиканской церкви и, естественно, ни на минуту не отрицал существования Бога.
Солипсизм имеет множество разновидностей и направлений (см. по ссылке), весьма сильно отличающихся друг от друга. Строго говоря, солипсизм настаивает лишь на иллюзорности материи, но не исключает ни бытия других разумов кроме моего единственного, ни тем более бытия Бога.

Но я в данном случае аккуратно играю с философией солипсизма наиболее последовательной, которая утверждает, что в действительности есть только лишь один Бог, единственное "Я", а все остальные наши "Я" иллюзорны. Я не утверждаю, что эта философия является истинной. Но я полагаю, что она все-таки намного ближе к Истине, чем материализм.
Спасибо :) Вы только что навели меня на чертовски интересную мысль - о том как наличие/отсутствие "других разумов" (и бога в том числе) в картине мира влияет на этику индивидуума. Но эту мысль надо думать относительно долго...
А к этому разговору может быть вернусь чуть позже.
Если позволите интерпретацию, ваш собеседник по сути задал интересный вопрос. Понимается "Я" как прокладка между Желаниями (колбасы и бабы) и Реальностью. Если Желания смогут напрямую получать результат из Реальности, то и "Я" умирает за ненужностью.
Остроумно. Я механически отметил, что предложенная Вами схема частично повторяет классическую фрейдовскую схему, в которой "Я" является посредником между "Оно", "Реальностью" и "Сверх-Я". Не хватает лишь "Сверх-Я". Не знаю, что означает такое совпадение.

nirryti

November 22 2017, 18:42:31 UTC 1 year ago Edited:  November 22 2017, 18:45:41 UTC

Насколько помню, Сверх-Я достаточно поздняя пристройка фрейдовской концепции, исходной дихотомии Я-Оно, и отчасти надуманная на мой взгляд.

Концепцию же про самостоятельные Желания я где-то вычитал. Речь шла о том, что если проследить возникновение мотива, желания, волевого посыла выливающегося в конкретное действие, то источник почти всегда лежит за пределами осознаваемого "Я". Страхи, комплексы, физиология, еще что-то. Обобщенно - Желания.

Отсюда абсурдная вроде бы проблема - "Я" что-то хочу, но где взять мотивацию, волю к этому.

И отсюда же забавный вывод - "Я" просто инструмент своих Желаний и свобода только в том, чтобы выбирать между Желаниями те, которые посимпатичней.
Тут очевидное совпадение.

В христианстве эти Желания именуются страстями. Сами по себе они не более чем состояния души человека, однако корни каждого из них уходят за пределы души. То есть, по сути (если смотреть в корень) они действительно есть нечто внешнее по отношению к душе.

Есть три источника страстей. Это Бог, демоны и собственное тело. Страсти, которые от демонов, именуются греховными. Страсти от тела - естественными. А от Бога исходит одна-единственная страсть - это собственно влечение к Богу, которое и составляет суть и смысл человеческой жизни.

Греховная страсть превращает человека в марионетку духов. Естественная страсть делает его уязвимым со стороны духов и предрасположенным ко греху, но сама по себе она грехом не является. Божественная же страсть (Любовь), когда она овладевает человеком, делает его нечувствительным к действию прочих страстей, как естественных, так и (тем более) греховных.
Совпадение ясно. Но мне показалась важной другая трактовка Желаний (страстей) - как единственного источника Воли человека.

То есть осознаваемое "Я" вроде бы хочет изучать квантовую физику, но за этим стоит Желание порадовать маму или утереть нос соседу Пете. Это Желание и служит источником Воли к действиям. Без соседа Пети вся квантовая физика летит в мусорную корзину.

Следует любопытный вывод, что "Я" обычного человека лишено самостоятельной Воли, или она в зачаточном состоянии. "Я" тащат по жизни неосознаваемые Желания, тот самый Рок древних греков. Бросить курить и то титаническая проблема для большинства.

Отсюда два выхода, либо мистическими практиками развивать Волю своего "Я", либо религиозный вариант, одолжить Волю для своего "Я" у Бога, слив "Я" с ним, Его Волей.

Мне кажется вам будет любопытно посмотреть с такой точки зрения.

Думаю, Вы правы. Человек - существо страстное в отношении к Богу, причем страстное по самой своей природе. Об этом прямо говорит Максим Исповедник в Амбигве к Иоанну:

"Ничто же из приведенного в бытие не есть конец самого себя, поскольку не является и самопричиной, не будучи нерожденным, безначальным и недвижным, каково не имеющее ничего, к чему каким бы то ни было образом ему двигаться; ибо [таковое] выходит за пределы природы существующего, как сущее не ради кого- или чего-либо, поскольку истинно определено о сем, хоть бы и чуждым был сказавший: «Конец есть то, чего ради все, само же оно ничего ради»6. И не самосовершенное, потому что самосовершенное невоздействуемо как полное и также имеющее бытие ниоткуда. Ибо самосовершенное некоторым образом и беспричинно. И не бесстрастное, потому что бесстрастное и единственно, и непостижимо, и неописуемо. Ибо страдать совершенно не свойственно бесстрастному, ни желать чего-либо иного или двигаться к чему-либо сообразно желанию. Итак, ничто движимое из числа сотворенного не остановилось, не достигнув еще первой и единственной Причины"

Иногда я сталкиваюсь в этом вопросе с непониманием со стороны правиславных, которые указывают на другие слова того же Максима:

Страсти первоначально не были созданы с естеством человека, иначе бы они входили в определение [этого] естества. Научившись от великого Григория Нисского, я говорю, что они были внедрены [в человеческое естество] вследствие отпадения от совершенства, приросши к неразумнейшей части естества.

Но это всего лишь недоразумение. Люди просто не понимают, что слово "страсть" многозначно. И если в отношении к Богу мы страстны изначально, по самой природе своей, то по отношению к тварному миру мы стали страстными вследствие греха Адама.

Потому я думаю, что намерение мистическими практиками развивать Волю своего "Я" ведет человека в тупик. Свободная воля нашего "Я" действительно заключается лишь в том, чтобы выбирать между различными страстями: греховными, естественными или единственной и благословенной Божественной страстью, которая влечет нас к Причине Всего.
Потому единственно правильный вариант - это одолжить Волю для своего "Я" у Бога, слив "Я" с ним, Его Волей, всё остальное лишь потеря драгоценного времени.
Бесконечно приятно найти собеседник, или даже оппонента, хотя бы отчасти понимающего и имеющего сходный опыт.

С первой цитатой не могу согласиться, поскольку не ощущаю этой страсти к Богу как Первопричине. Мой опыт полностью поддерживает вторую цитату.

У вас где-то прекрасно описано переживание окружающих людей как просто масок, которые носит их бессознательное. Желания-страсти. Окружающий человеческий мир как тонкая пленка на поверхности бездны. Ощущение этого ужасает.

Прекрасно понимаю причины, по которым вы пришли к Богу. Более того, ваши мысли из другой статьи о полезности повторения самой простой молитвы - согласен, как ни смешно. Я гуманитарий могу по памяти озвучить дословно текст формата А4, а тупо проговаривать Отче наш дается с большими паузами и мучительной концентрацией.

Но не могу принять выбор сделать "Я" из маски Бессознательного - маской Бога

> не могу принять выбор сделать "Я" из маски Бессознательного - маской Бога

Позвольте ответить ещё одной цитатой. Иоанн Тобольский, "Илиотропион".

Всякий оскорбляющий нас (каким бы то ни было образом), — совмещает в себе как бы два лица, действующие одно сознательно, другое бессознательно. Во-первых, он желает по злому расположению к нам действовать против нас враждебно — с намерением оскорбить нашу личность, лишить нас имущества и т. д., хотя в этом намерении своем и не всегда успевает. При успехе же своем, через попущение Божье, делается он бессознательно 2-м лицом, действующим в качестве орудия в руках Божьих, наказывающего нас или исправляющего наше поведение, и тем самым он бессознательно служит Богу. Такими бессознательными служителями Божьими были (известные в истории): Навуходоносор, Аттила (предводитель Гуннов), Тотий, или Тотила (царь италийских Остготов), Тамерлан, и другие бичи Божьи.

Смысл тут в том, что все мы в любом случае является орудиями Божественного промысла, хотим мы того или нет. Если даже не хотим - всё-таки бессознательно служим Богу, являясь в этом смысле Его "маской". Таким образом, речь идет не о том, что "сделать Я маской Бога", а лишь о том, чтобы осознать волю Бога и следовать ей осознанно, по свободному выбору.

"Быть маской Бога" означает бессознательное исполнение Его воли. Ведь маска неразумна и не имеет своей собственной воли. Такая бессознательная "маска Бога" может быть страшной или отвратительной, но все-таки это маска благого Бога, который скрыл Себя потому, что ты недостоин того, чтобы быть Его разумным сознательным служителем.

Итак, речь не о том, чтобы "стать маской Бога", а о том, чтобы перестать быть Его маской и стать Его вассалом.
Долго размышлял.
Вы видите в бессознательном только некий дьявольский промысел, с которым надо бороться.

В то время как Оно, что очевидно, - источник воли, мотивации, хаоса, драйва, секса, вкуса к жизни, борьбы, доминирования, залог социальных взаимоотношений.

Вероятно вам сложно представить ситуацию с минимальным Бессознательным, человек-рациональный унылый аутичный овощ. Ничего хорошего, уж поверьте.
> Вы видите в бессознательном только некий дьявольский промысел, с которым надо бороться.

Не могу понять, откуда возникает такое понимание. Возникает и упорно держится, несмотря на то, что я постоянно подчеркиваю, что в самой глубине Бессознательного живет Бог, а вовсе не дьявол.

Дьявол - это "маска" Бога, неразумный инструмент Его промысла. Неразумный не по природе, а по собственному выбору, исказившему его природу. Будучи разумным по природе, он вместо сознательного, разумного служения Богу избрал бессознательное, неразумное. И сделался страшной и отвратительной маской, которая тем не менее исполняет лишь то, что ей предназначено исполнить.

Откуда же у Вас эта упрямая уверенность в том, что я "вижу в бессознательном только некий дьявольский промысел, с которым надо бороться"?
У меня сложилось такое впечатление по вашему циклу о бессознательном. Очевидно, ошибочное. Спасибо за ответ.
Стало быть, тексты надо править. Переписывать заново, раз такое впечатление остается :(

palaman

November 23 2017, 07:38:01 UTC 1 year ago Edited:  November 26 2017, 18:20:30 UTC

Мне хочется обратить Ваше внимание на Сверх-Я. Если правильно понимать эту концепцию, она более не кажется надуманной.

Чтобы манипулировать человеком, надо воздействовать на него сразу с двух противоположных сторон. "Любое серьезное политическое движение начинает свою деятельность с организации свой собственной оппозиции". Рука руку моет. Правая и левая рука делают одно общее дело. Добрый и злой следователь стремятся к одному и тому же результату. Двухпартийная система - это те же выборы без выборов.

"Оно" и "Сверх-Я" как Инь и Ян, два аспекта одного и того же Бессознательного. "Оно" выступает в качестве хулигана, "Сверх-Я" в качестве полицейского. Зажатый между ними человек делает выбор, который на самом деле неважен. Что бы он ни выбрал, он всегда в равной степени остается под контролем Бессознательного. От "Оно" исходят игривые и пугающие помыслы, от Сверх-Я - жестокая цензура, заставляющая нас отсекать эти помыслы на границе осознания. На самом деле помыслы для того и приходят, чтобы нам приходилось их все время отсекать, тем самым постоянно поддерживая бессознательность Бессознательного, притом своими собственными силами. Как в свое время англичане завоевали Индию руками самих же индусов, притом и на средства самих же индусов. Мало того, что завоевание Индии не только не стоило им ни копейки; завоевываемая Индия ещё и продолжала постоянно приносить прибыли.

Так работает Бессознательное. Не стоит недооценивать значения фрейдовского деления единого по сути Бессознательного на "Сверх-Я" и "Оно". Добавлю для полноты картины, что "Сверх-Я" наследуется нами от родителей и воспитателей, притом мы заражаемся им как вирусом, бессознательно. Ребенок бессознательно отождествляет "Сверх-Я" со своим родителем, но в действительности у самого родителя оно тоже остается неосознанным. Младенец ВИДИТ бессознательное родителя и ошибочно принимает за его сознательное "Я". Отсюда и ложное "обожествление" родителей в младенчестве.
> Вариант - получить "твердокаменного солипсиста", которого уж никакими силами с этой точки не сдвинуть - весьма вероятен. Не пугает ? :)

Не пугает. Чистый солипсизм - слишком неустойчивая, слишком эвристическая позиция. Никто не задерживается в ней надолго. "Твердокаменность" возникает при соскальзывании с солипсизма в ту или другую сторону.
Чтобы быть твердокаменным солипсистом, человек должен быть всемогущим. Отсутствие всемогущества - гарантия, что человек в солипсизме не задержится.
Чтобы быть твердокаменным солипсистом, человек должен быть всемогущим.
Я никогда не слышал об ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ связи между солипсизмом и всемогуществом.
Теоретически - это ОДИН ИЗ возможных вариантов. (Говорю "теоретически", потому что на мой ЛИЧНЫЙ взгляд, всемогущество есть полный абсурд при любой системе взглядов. В том смысле, что понятие "всемогущества" является источником неустранимых противоречий, начиная с пресловутого "может ли бог создать такой камень...")
Это Ваша собственная мысль, или кого-то из "классиков" ?
> понятие "всемогущества" является источником неустранимых противоречий, начиная с пресловутого "может ли бог создать такой камень..."

Это неверно. С понятием всемогущества не связано никаких противоречий. По крайней мере, мне ещё не встречалось ни одного противоречия, которое не было бы мнимым. У меня сложилось впечатление, что все эти противоречия существуют лишь в воображении людей, которые хотят в них верить.

Например, часто предлагают такой кажущийся парадокс. "Может ли всемогущий Бог создать камень, который Он не мог бы поднять?" Люди думают, будто бы любой ответ на этот вопрос ведет к противоречию. Но на самом деле существует такой ответ на этот вопрос, который не ведет к противоречию. А именно: "Может. Но не хочет."
"Не хочет" - вот именно! :)
Из всемогущества непосредственно следует отсутствие каких-либо желаний.
> Из всемогущества непосредственно следует отсутствие каких-либо желаний.

Нет, не следует. Из всемогущества непосредственно следует лишь полное соответствие желаний и реальности. Бог хочет быть всемогущим, и Он всемогущ. Может ли Он перестать быть всемогущим? Конечно, может. Но не хочет, так как Ему нравится быть всемогущим. Это Ему угодно.
>> Чтобы быть твердокаменным солипсистом, человек должен быть всемогущим.

> Я никогда не слышал об ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ связи между солипсизмом и всемогуществом. Это Ваша собственная мысль, или кого-то из "классиков"?

Моя мысль заключается в том, что солипсизм может быть устойчивым лишь в том случае, когда солипсист всемогущ. Обязательность связи между солипсизмом и всемогуществом я не утверждал. Некоторое время можно побыть солипсистом и без всемогущества. Пока нос не разобьешь.
Эмм. Вы видимо не до конца поняли. Все в мире всегда совершается по вашему желанию. Тут проблема в том, что желание - это не то, чего вы хотите, а то, чего вам хочется. Чувствуете разницу? А солипсизм - это просто оптика, не лучше и не хуже прочих.
Я не напрасно говорю "согласно нашей воле и нашему желанию". Само по себе расхождение между "хочу" и "хочется" возникает от немощи. В самом деле, если все происходит так, как я хочу, то и хочется мне лишь того, что я хочу - не так ли?
Мне в вашей формулировке не нравится понятие «немощь». Не могли бы вы его развернуть, потому что мне кажется, сейчас мы вкладываем в это понятие разные смыслы.
"Немощь" - это когда мы чего-либо не можем.
"Немощь" - это отсутствие всемогущества.
Для меня в контексте данной темы "если все происходит так, как я хочу, то и хочется мне лишь того, что я хочу" все "я"("мне") - разные. Соответственно немощь можно рассматривать как расхождение воли и желания, сознательного и бессознательного, а всемогущество - как их совпадение. Для демонстрации этого факта солипсизм вообще идеальная система, так как позволяет не отвлекаться на внешнее (которое всё равно плод нашего сознания), и сконцентрироваться на главном.

P.S. вот каждый раз, когда вступаю в философскую дискуссию с Вами,ощущаю острую нехватку умения формулировать кратко и ёмко, хочется целую книгу в ответ написать, потому что краткие формулировки получаются неточными. Эххх.
> немощь можно рассматривать как расхождение воли и желания, сознательного и бессознательного, а всемогущество - как их совпадение

Точно так оно и есть.
И этим оправдывается термин "немощь", который в русском языке обозначает "болезнь".
Несогласие между сознательным и бессознательным - это именно болезнь, корень всех болезней и всех немощей, суть всех человеческих проблем.
Я почему постарался подчеркнуть этот момент - без такого уточнения термина «всемогущество» у матерого материалиста(технаря) непременно возникнет желание попросить немедленно материализовать палку колбасы. А то какое же это всемогущество без палки колбасы-то! Так, баловство...
Да никакой проблемы. Если Бог захочет, то может материализовать палку колбасы. Или накормить семь тысяч пятью хлебами. Но только если захочет.

Если чудо не удалось, значит в самой глубине души мы и хотели, чтобы оно не удалось.
в отношении философии амебы, дорасти до состояния инфузории-туфельки - это уже колоссальный скачок Это очень либерально-прогрессорская идея всех сделать способными к философии. Зачем это? При том философами то все не станут, а попрёт опять интеллигентщина проклятая -- люди которые не умеют во всё и при этом думают, что во всём разбираются.

Солипсизм, мир есть лишь игра моего воображения -- это наша национальная идея. Да хуже, это идея, на которой стоит весь наш пост-советский мир. Отсюда и ностальгия по совдепии и РИ -- все хотят чего угодно, только не того, что есть вокруг. Опять таки, зачем умножать это? "Сон разума -- порождает чудовищ!"

Когда я вижу во сне то, что мне неприятно...
Я прямо в процессе сна, включаю "режиссёрскую правку". Исправляю и вижу сон таким, каким он мне нравится.

В таком виде солипсизм перестает быть простой забавой философствующего ума и становится чем-то очень и очень серьезным. Как и любая философия, замечу, стоит лишь ей превратиться в мистическую практику.
А вот это уже как-то даже и не знаю...
Понимаете, либо Аристотель беседующий с Александром Великим об идеальном государстве, либо шаманские пляски с бубном и вызывание духов и вместе им не сойтись никогда. Это взаимоисключающие вещи!

"объективная реальность" есть лишь ширма наших бессознательных желаний.Мы смотрим на мир через наше искажённое жизненными обстоятельствами зрение-понимание. Это не значит, что "неискажённого оригинала" реальности не существует.

Но можно и так:
"Но - ещё раз напоминаю! - выбравшись из идеалистической темницы "духовной реальности", мы далеко не сразу достигаем конечной цели, но напротив - обнаруживаем себя в огромной и бездонной реальности реального мира. Надо сразу предупредить читателя, что тюрьма имеет свои преимущества. Там толстые стены и там неплохо кормят."
> Я прямо в процессе сна, включаю "режиссёрскую правку". Исправляю и вижу сон таким, каким он мне нравится.

Не у каждого человека это получается. Чтобы иметь такую власть над своими снами, нужно верить, что сновидение находится в твоей власти. Не у всякого человека есть такая вера.

> Понимаете, либо Аристотель беседующий с Александром Великим об идеальном государстве, либо шаманские пляски с бубном и вызывание духов и вместе им не сойтись никогда. Это взаимоисключающие вещи!

Мы знаем об Александре Македонском (а может быть, и об Аристотеле) благодаря завоеваниям Александра, а не его беседам с Аристотелем. Гениальность же Александра как полководца имела своей причиной вовсе не беседы его с Аристотелем. Ведь вот многие другие ученики того же Аристотеля не стали великими завоевателями, значит, дело тут было в Александре. Он был гением войны - всегда откуда-то точно знал, что надо делать, и смело шел на риск, непоколебимо верил в свою удачу. Было ли его везение простой цепочкой совпадений? Может быть, но тогда не только Аристотель, но и сам Александр тут ни при чем. Судьба есть судьба. Или все-таки за удачей Александра скрывалась не случайность, а что-то таинственное? Сам Александр верил, что дело обстоит именно так. И он искренне считал себя носителем божественного, сверхчеловеческого вдохновения. Почему беседы с Аристотелем не помешали мистической практике Александра Македонского?
Может быть, дело тут в том, что мистическая практика - это вовсе не пляски с бубном? Я уверен, что именно так дело и обстоит.

Чтобы достичь успеха, мало быть умным. Надо быть ещё и уверенным в успехе. Даже тогда, когда дело сопряжено с рисками. Откуда человек берет такую уверенность? Откуда, например, у человека уверенность в том, что он хозяин по крайней мере своих собственных снов?

В наше просвещенное время принято говорить о психотехнике там, где раньше говорилось о мистике. Но я не вижу нужды в этом птичьем языке. Мистика - это и есть психотехника. Пляски с бубном мало подходят для современного человека, но это не значит, будто он чужд мистики. И Вы не чужды мистики, но либо не сознаете этого, либо (что вероятнее) просто избегаете терминологии, которая вызывает у Вас неверные ассоциации вроде "плясок с бубном".

> Это очень либерально-прогрессорская идея всех сделать способными к философии. Зачем это?

Круг моих читателей настолько узок сравнительно с количеством "всех", что я могу не задаваться столь масштабными вопросами. Я полагаю, мои тексты читают лишь люди, потенциально способные к философии.

> Солипсизм, мир есть лишь игра моего воображения -- это наша национальная идея. Да хуже, это идея, на которой стоит весь наш пост-советский мир. Отсюда и ностальгия по совдепии и РИ -- все хотят чего угодно, только не того, что есть вокруг.

Так ведь смысл предлагаемой мною психотехники именно в том, что нам прежде всего надлежит захотеть именно того, что есть вокруг. Я утверждаю, что в глубине души мы хотим именно то, что и имеем. И не осознав этого желания, невозможно ничего изменить, потому что борясь с реальностью мы в действительности боремся сами с собой.

> Мы смотрим на мир через наше искажённое жизненными обстоятельствами зрение-понимание. Это не значит, что "неискажённого оригинала" реальности не существует.

Не значит. Но "всё не так плохо, всё гораздо хуже"! Искаженность нашего зрения-понимания не от неудачных жизненных обстоятельств происходит, а от самой природы этого зрения-понимания. Поэтому неискаженное понимание реальности найти гораздо труднее, чем это принято думать. И прежде всего, надо полюбить реальность. Пока не будет любви к истине, до истины не дотянешься.

Чтобы иметь такую власть над своими снами, нужно верить
Боюсь это не вопрос веры, это функция разума. Что не просыпаясь, включается мышление и идёт редактирование.

Мы знаем об Александре Македонском (а может быть, и об Аристотеле) Знаем, вероятно, благодаря античным историкам. :)

дело тут было в Александре. Здесь всё сложно. Его великий отец сам разработал и стратегию завоевания и тактику войск, да и сына он совместно с Аристотелем воспитал. Да, Александр командовал, но он был не единственный полководец в своей армии.

за удачей Александра скрывалась не случайность, а что-то таинственное? А если не случайность и не таинственное, а планирование и подготовка!? Я играю в покер и давно, и если против меня будет везучий, но неумелый игрок, то он может выигрывать, час-два, но если будет многодневный турнир, то я его обыграю на длинной дистанции, за счёт моих навыков, пусть даже у него всегда будут карты лучше чем у меня.

Я полагаю, мои тексты читают лишь люди, потенциально способные к философии. Хорошо если так!

у Вас неверные ассоциации вроде "плясок с бубном"Боюсь, что такие ассоциации будут у большинства людей. Люди в массе материалисты. И то, как современные люди бросились в мистическое, к колдунам, тоже проявление материализма. Просят у колдунов ведь не просветления, а дохода и благ.

Я утверждаю, что в глубине души мы хотим именно то, что и имеем. Гм, мистический путь принятия реальной реальности!? Что тут скажешь... Пути Господни неисповедимы! Хотя мне ближе умение посмотреть на ситуацию, как бы с позиции не предвзятого судьи.

Поэтому неискаженное понимание реальности найти гораздо труднее, чем это принято думать. С этим трудно спорить!

надо полюбить реальность. Пока не будет любви к истине
А вот с этим не спорить невозможно! Какую реальность полюбить?! Ту, которую реальна или ту которая искажёна? Наверное первую, но вот как их научиться отличать?
От вашего бессознательного, которое строит жизнь человека, сразу вспоминается концепция Рока, Судьбы в мировоззрении древних греков. Рок полагался каждому человеку при рождении и определял его жизнь.
И театральная трагедия как жанр безнадежного противостояния человека своему Року.
И киники с аскесисом и автаркией как изначально способом получить независимость от своего Рока.
"Судьба" в русском языке происходит от глагола "судить". (Ср. гулять>гульба, косить>косьба)
Понятно, что для меня важен даже не сам "рок" или "судьба", но Чьим судом определяется наша судьба, Кто судит, какой она должна быть.
Кстати, давно хотел спросить Вас насчет Юнга. Про Фрейда у Вас очень много и подробно написано, а про Юнга есть что-нибудь? Хотелось бы узнать Ваш взгляд на него.
Фрейд был очень трезвым человеком. И он был материалистом. Он принципиально чуждался мистики, хотя практика психоанализа прямо подталкивает в этом направлении. И мне кажется, Фрейд был тут прав. Он опасался, что, допустив слабинку в этом вопросе, психоаналитики быстро потеряют только что обретенную почву под ногами и станут жертвами Бессознательного. Именно так все и произошло, живым примером чего является Юнг. Его идеи очень интересны, но трезвости в них нет. И это неслучайно. Касаясь мистики, мы встречаемся с иным разумом, намного превосходящим наш собственный, и становимся объектами манипуляции.
Спасибо
Хороший ракурс. Получается, на самом деле есть только два солипсизма: мой и Божий, а объективная реальность - только средство передачи между Божьей волей и моей...
Да, объективный мир объективен лишь потому, что Субъект, который за ним стоит, является всемогущим Богом. И этот мир - лишь инструмент общения между тобой и Богом. Для того он и создан, именно для "посредничества". Смысл нашей жизни не в самом по себе мире, а в общении с Богом посредством этого мира.