Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Допетровская Русь - два фрагмента мозаики

Несколько цитат из интервью Евгения Головина.

О монастырях

Я жил в Москве и освоил отдел редких книг Ленинской Библиотеки. Они сами не знали, что у них за книги. Я работал над ними, наверное, лет десять. Я знал все их так называемые каталоги для сотрудников, которые читателю не выдают. Мне приносили книги 17-ого века – они были уже пропавшими, с белёсыми страницами, с переплётами из телячьей кожи, проеденными вредителями просто насквозь. Я открываю книгу, допустим, Космополита, которая называется «Новый химический свет», и вижу, что там какие-то жуки устроили целый лабиринт.

– Интересно, как эти книги попали в Россию?

– Это были книги из монастырей, которые большевики свезли все сюда, в Ленинку, когда в двадцатые годы разоряли монастыри. Усилиями Луначарского всё это было свезено и брошено гнить в страшных сырых подвалах. Я поразился, насколько тщательно в православных монастырях изучали алхимию, мистику, причём не в Москве или Петербурге, а в провинции. Бёме был весь исчерчен карандашом. Попадались книги по очень сложной, не для новичков, алхимии с пометками на русском языке. Я читал, например, письма знаменитого алхимика Сандевогиуса и встречал на полях надпись: «Смотри книгу его сына о соли». Действительно, был такой алхимик, который называл себя сыном Сандевогиуса, но он не был его родным сыном, а, так сказать, духовным – значит, они и его знали!
Я стал по-другому думать о России. Это была очень сильная культура, но опять же какая-то потайная. Многие из тех книг, что мне приносили, были вообще не описанными, мне просто пачками их выдавали, а я уж сам там разбирался. У меня установились очень дружеские отношения с дамой, которая была директором этого отдела, я говорил ей, дайте мне эти книги, я их сохраню. Там были редчайшие издания, которые стоят просто бешеных денег, они превратили их в труху. Там были первоиздания Эразма Роттердамского, Иоганна Рейхлина, Парацельс в больших количествах. Я понял, что монастыри имели гораздо более тесную связь с Европой, чем мы себе это сейчас представляем, и тратили немалые деньги на покупку этих книг. Я понял это, прочитав воспоминания Артура Ди, сына знаменитого астролога и герметика Джона Ди. Он десять лет был здесь придворным врачом, приехал при Борисе Годунове и оставался ещё при первых Романовых. Он написал, что нигде не встречал людей такой культуры, как в Москве, и нигде не вёл таких интересных бесед, что мало вяжется с той исторической картиной, какую мы имеем.


И о деревнях.

Тогда мне было 14 лет, это происходило в Калужской губернии. Случайное знакомство, под Калугой, две сестры, было им за 80. Всё случилось летом, в жаркий июнь, одна из них ходила в шофёрском ватнике прямо на голое тело, в кирзовых сапогах, и выглядела так, как и должен выглядеть человек в 80 лет, но глаза у неё были озорной девки, совершенно поразительные. Я с ними очень вежливо поздоровался, съездил в город, купил пирожных и решил пойти к ним в гости. Они жили на отшибе, электричества у них, конечно, не было. Когда я пробрался через палисадник, окно их было слабо освещено немного красноватым светом. Я подошел к окну и стал смотреть. Две эти бабки сидели за столом, свеча горела алым пламенем удивительной красоты, по столу было рассыпано просо, которое клевал чёрный петух, точнее, он как-то отбирал зёрнышки, перекладывая их с места на место, а они на клочках бумаги что-то за ним каким-то обгрызанным карандашиком отмечали. А потом одна из них сказала: «Ну, входи, сынок, входи». То есть они уже знали, что я пришёл. Они были очень польщены этими пирожными. Мальчик я был такой галантерейный, вежливый, и поскольку вся деревня подвергала их полному остракизму – когда они шли по улице, люди их даже сторонились, боялись очень, – то мне они были рады. Меня поразило, что высокая квалификация соединялась в них с совершенно наивной радостью деревенской девки, которой принесли гостинцы: они любили конфеты, леденцы, пирожные, всё городское. Им льстило, что ими интересуется юноша из города. Это целая отдельная вселенная – чёрная магия. Точнее, это неправильное название, правильно – натуральная магия. Это оказало на меня очень сильное влияние, потому что я повидал кое-что, чего просто так никогда бы не увидел.

– Например?

– Ну, там было много всего. В горнице, где жил этот чёрный петух, который на куриц, кстати сказать, не обращал никакого внимания - для куриц был другой петух, обычный - а с этим старухи обращались очень деликатно, он у них жил, как иноземный гость или посол какой-нибудь; что они за ним записывали, я до сих пор не знаю… Так вот, в этой горнице я как-то вижу, что из-под вороха тряпья в углу высовывается старческая голая нога, поросшая белыми волосами. Я не стал обращать внимания, думаю, старик какой-то спит, прошёл в комнату, а потом оттуда шевеление какое-то послышалось и, стряхнув тряпьё, к двери пошла роскошная голая девица лет 18-19. Я к тому времени уже понял, в каком я обществе, поэтому ничего не сказал, их дела, мало ли что. Масса там было таких вещей, пересказывать которые много займёт времени, а я устал уже…
Помню такой случай: как-то деревенский парень послал матом одну из сестёр – старухи были сёстры и девственницы, мужей у них не было – и ещё кулаком ей погрозил. И кулак у него так сжатым и остался, хотя она на него даже не оборачивалась. Он и в город ездил, и к врачу, и к фельдшеру – всё напрасно. Мать его на коленях перед сёстрами стояла, поросёнка зарезала, им принесла, они поросенка выбросили, сказали, что мяса не употребляют. Недели две всё это длилось, пыталась мать участкового позвать из соседней большой деревни, мент сказал, ни за что я к ним не пойду, разбирайтесь сами. Я деталей уже не помню, так как тогда другим был занят, сёстры меня лесу учили, растениям, птицам, так что мне своих дел хватало, но, в общем, они, видимо, хотели, чтобы он сам к ним пришёл, этот парень. И когда он пришёл, едва вошёл в комнату, рука у него сразу ожила. Стал благодарить, извиняться, они только махнули, чтоб шёл. Меня поразило, что над ним они никаких действий вообще не производили, как вязали что-то из ниток, так и вязали. Что они там вязали, чёрт их знает, у них и клубка-то целого не было.
Потом, уже студентом, я видел ведьм на Северной Двине в филологической экспедиции, что-то мы там собирали, занимались, на мой взгляд, чепухой, потому что никто и никогда правды этим собирателям фольклора не скажет. Не любят их в деревнях.


И ещё два слова:

В юности на меня произвела большое впечатление одна фраза в «Дневниках» Андре Жида – он сказал, что журналистикой я называю всё то, что интересно сию минуту и завтра уже умрёт. Я решил, что надо заниматься так называемыми осевыми темами, которые от времени не зависят… я не романист, но если я писал бы роман, я постарался бы полностью избежать примет времени: автомобилей, компьютеров, радио, телевиденья и так далее. Писать надо так, чтобы это было интересно читателю любой эпохи. Нас должны окружать пейзажи, которые столь же мало зависят от времени, как и вечные человеческие темы.

http://vgora.livejournal.com/1706.html

И, в качестве иллюстрации о том, что "мало зависит от времени"



Как выглядит Ленин в вечности.
См. также развитие темы в заметке Совок и Вечность: Горький в вечности.
3
У Гумилёва правильно сказано: «Лучше пустое ничто, чем золотое вчера». Это истинно мужской взгляд на вещи.

Вот это очень про меня. Я самый страшный свой цензор, самый суровый критик. Может если бы не это уже бы наплодил миллион постов.

Николай Хрисанфович Херсонский, например, кончал Виттенберг, и говорил, что он был соучеником Гамлета, потому что Гамлет у Шекспира там учился. Они были со шрамами, с лицами, исполосованными палашами. Они принадлежали к закрытым студенческим корпорациям, в которых были приняты студенческие дуэли, дрались на палашах. Убить они по правилам друг друга не могли, но выколоть глаз – пожалуйста. Потом, уже под старость, они вспоминали с большим восторгом это студенческое время – попойки и эти страшные дуэли.

Большевики отправили большинство таких людей, нет даже Людей, в мерзлоту лет на 10, по обвинениям "в шпионаже в пользу ДРЕВНЕЙ Греции" -- буквально!

Я не могу сказать, что от изучения древних языков у меня ностальгия по древней Греции или по Риму.

А у меня вот есть ностальгия по Греции и по Риму особенно. Так и живём... ;)

Но я знал людей, несколько человек, которые проиграли в преферанс начиная с семнадцатого года и вышли в пятидесятом на тезоименитство императора Николая. То есть они ни о чём вообще не слышали, не знали, что произошла революция, или слышали краем уха о каких-то «беспорядках, учинённых хулиганами и черносотенцами». Они жили вне времени, но продолжали жить в России.
Вот это тоже очень по русски -- жить в своём пузыре. Уверен "Матрица" в России будет пользоваться бешеной популярностью. С ней не будут бороться её будут приветствовать.

Дело в том, что эта страна сложна по своей структуре. В Советском Союзе было очень много богатых людей, они просто не афишировали этого. И советская, то есть чекистская власть, абсолютно продажная по своей сути, позволяла этим людям жить так, как они хотели. Так что жизнь была очень даже неплохая.

Именно так и выжили мои купеческие предки.
Да ещё штришок -- попасть на частные концерты Высоцкого стоило по 200 руб с человека, не маленькие деньги для простых рабочих тех лет.
> по обвинениям "в шпионаже в пользу ДРЕВНЕЙ Греции" -- буквально!

Неужели?! Вы можете привести какой-нибудь пример такого обвинения?
Нас людей правых взглядов в отличие от дурно пахнущих леваков и прочих марксистов отличает желание найти истину. Потому мы честнее работаем с источниками:

"Очень многое мне рассказали люди старшего поколения. В частности, наш старенький преподаватель древнегреческого языка, Аристид Иванович Доватур, отмотавший 20 лет на Колыме.
Когда его допрашивали в НКВД, чей он шпион, Аристид Иванович не растерялся и сказал - древнегреческий.
- Попался, гад! - возликовал следователь. - Греция же фашистская страна.
- Я древнегреческий шпион, - спокойно возразил Доватур.
- А это ещё что за херня? - призадумался оппонент. И записал - Хернегреческий шпион.
Старик нам ещё рассказал - с ним в камере сидели ассиро-вавилонский и даже тутанхамонский шпионы. ...В тяжелейших условиях люди не теряли чувства юмора. Потеряешь чувство юмора - считай, пропал. Сломлен духом. Он ещё много нам рассказывал о колымских друзьях-товарищах, о том, что они ему рассказывали, каждый о своих злоключениях. О том, кого встретили в своей жизни. Вот так у меня складывалась картина мира. А вовсе не по учебникам".

via http://wyradhe.livejournal.com/427736.html
Теперь понятно.
Юмор то юмор, но уровень культуры советского "следователя" иллюстрирует... :)
Miĥail Romanov (1821-1885), fama kiel sorĉisto kiu forpeladis diablojn. Pri li estas diversaj lokaj legendoj. Do li estas mia prapraavo.
Kiom neatenditas la afero!
Pri kiu "loko" temas? ("diveraj lokaj legendoj".)
Transonegio, Klim-gora (apud Tolvuja).
Kie mi povus legi pri via praavo?
Laŭ loka legendo, tiam la vilaĝon ĝenis diabloj kaj Miĥail Romanov iris al obseditaj domoj kaj forpelis ilin aŭ admonis ilin foriri. Li transdonis tiun talenton per manpremo al sia nepo, kaj poste mortis pro haladzo. Lia nepo poste sorĉis. Kiam alvenis la sovetia potenco, li proponis al ruĝa oficiro pruvi ke ekzistas la diabloj kaj volis ilin montri. Sed la ruĝa oficiro ektimis kaj ne iris al proponita renkontiĝo kun la diabloj (mi konis la filinon de tiu ruĝa oficiro; en 1937 li estis reprezaliita, kaj ŝi loĝis en Medveĵjegorsko kaj ricevadis pro lia reprezalio kompenson). Post tiam la nepo longe mortadis kaj ne povis morti. Lia lango estis eltirita ĝis la ventro. Oni parolis ke la diabloj lin tiel punis, ĉar li tro babilis pri ili. Kaj li konsideris ke por ke morti, li devas transdoni sian talenton al iu per manpremo. Pro tio li alvokis mian avinon, kiu tiam estis knabino. Sed ŝi kiel ĉiuj aliaj timis ricevi de li la manpremon. Li longe suferis kaj fine mortis.

spbreader

December 12 2017, 14:45:18 UTC 1 year ago Edited:  December 12 2017, 14:45:49 UTC

Насчет такой уж сильной связи русских монастырей с европейским чернокнижием -- очень сомнительно. А вот тема колдовства, например, очень даже в ходу в деревнях на среднем Урале и прямо сейчас. Просто свидетельствую что это так.

palaman

December 12 2017, 14:56:45 UTC 1 year ago Edited:  December 12 2017, 15:05:19 UTC

> Насчет такой уж сильной связи русских монастырей с европейским чернокнижием -- очень сомнительно.

Но факт наличия таких инкунабул в монастырях должен иметь какое-то объяснение.

Смею напомнить:

– А у вас какая специальность? – осведомился Берлиоз.
– Я – специалист по черной магии.
«На тебе!» – стукнуло в голове у Михаила Александровича.
– И... и вас по этой специальности пригласили к нам? – заикнувшись спросил он.
– Да, по этой пригласили, – подтвердил профессор и пояснил: – Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист.


Неожиданная перекличка эпох и тем, не правда ли?

> тема колдовства, например, очень даже в ходу в деревнях на среднем Урале

Да везде.

dante_beretta

December 12 2017, 15:21:56 UTC 1 year ago Edited:  December 12 2017, 15:22:29 UTC

Хорошо, метко вспомнили! А вот я забыл... ;(

"Мастера" я когда-то очень тщательно разбирал в школьные годы.
Я о нём сейчас думаю. Снова и снова. Открылся какой-то новый смысловой слой, благодаря Лорченкову (https://blackabbat.livejournal.com/332627.html). Очень глубокий, страшно глубокий, просто бездна.
(Вне контексте вашего коммента, а просто...)

Это невозможно, но вы будете смеяться очень сильно но, что я только что писал:
"Патентование, подводные камни -- они родимые. Там правда не камни, там скалы, горные гряды и просто затопленные континенты.O_O'
Глубокая и извините "голубая бездна" там, просто такой вот Биг Блю:
https://en.wikipedia.org/wiki/The_Big_Blue"

Писал здесь в 19:39:48(!):
https://mikaprok.livejournal.com/342911.html?thread=3698815#t3698815

"Совпадение? Не думаю!" ;)))
Такое бывает нередко.
В Церкви привыкаешь к этому и даже приучаешься не обращать особого внимания, чтобы бес не начал крутить да накручивать.

dante_beretta

December 12 2017, 16:57:23 UTC 1 year ago Edited:  December 12 2017, 17:33:39 UTC

Бездна это ведь эвфемизм ада.

Ну куда же мы без беса-то?
Как голодный чёрный зверь он, ходит где-то там, во тьме за границами души, облизывается, порыкивает и алчет её бестелесной плоти...
Вы описали скорее фольклорный персонаж. Настоящие бесы не питаются душами человеческими. Их заботит лишь одно: чтобы душа не достигла спасения, не вошла в Царство и не приблизила тем самым Конец этой реальности. Они "санитары леса" - цель которых - защитить этот мир от душ, уязвленных любовью к Богу, и тем самым продлить его бытие. Ведь смысл продолжающегося существования этого мира именно в том, чтобы мало-помалу наполнить Христово Царство теми, кто желает сидеть за Его праздничным столом.

Ну, а куда же спрятать душу, чтобы она наверняка уже не смогла полюбить Бога? В адский мучительным мрак и истому. Это-то заключение Писание и описывает метафорой, говоря о дьяволе, что он "ходит как лев, ища кого поглотить". А народ понимает эту метафору буквально, как это свойственно народу.
"санитары леса" цель которых - защитить этот мир от душ, уязвленных любовью к Богу А не от того ли, что дьявол князь мира сего?

описывает метафорой, говоря о дьяволе, что он "ходит как лев, ища кого поглотить". Не то чтобы написал мой экспромт выше несколько простонародно... Просто диавол, видимо питается страданиями соблазнённых им душ смертных. Очевидно дьявол должен получать удовольствие от процесса, кому как не ему это должно нравится.
"Чёрный рыцарь" начал читать "чёрного аббата" и много думать.
Даже коммент оставил, первый и скоро будет 2й под продолжением:
https://blackabbat.livejournal.com/332523.html?thread=2951147#t2951147

Автор пишет прекрасное, правда вот вижу автор не очень понимает психологию женщин, ну это очень часто у мужчин. Хотя чего там понимать? По моему это очень просто... :)
Отрывок из романа вряд ли может ли быть серьезным свидетельством. Я воспринимаю это скорее как намек на сущность тогдашнего государства, которому интересны такие темы.
Не думаю, что Воланд был приглашен именно государством. Скорее, хозяин наведался на недавно приобретенную территорию по приглашению какого-нибудь частного лица. Может быть, барона Майгеля, который нечаянно перепутал этажи.

spbreader

December 12 2017, 15:55:25 UTC 1 year ago Edited:  December 12 2017, 15:55:58 UTC

По моему, в контексте повествования, да и вообще реалий советской жизни, вариант государства более вероятен. Но настаивать не буду.
Если бы Воланд был приглашен государством, то государству его не пришлось бы разыскивать, чтобы установить его личность.

Старый демон, конечно, лжет. Но лжет тонко, как и подобает демону. Говорит полуправду.
Хотя насчет Майгеля я, может быть, и неправ.

Судите сами. В первый раз Майгель появляется на страницах книги здесь:

Ему открыли немедленно, но буфетчик вздрогнул, попятился и вошел не сразу. Это было понятно. Открыла дверь девица, на которой ничего не было, кроме кокетливого кружевного фартучка и белой наколки на голове. На ногах, впрочем, были золотые туфельки. Сложением девица отличалась безукоризненным, и единственным дефектом ее внешности можно было считать багровый шрам на шее.

- Ну что ж, входите, раз звонили! - сказала девица, уставив на буфетчика зеленые распутные глаза.

Андрей Фокич охнул, заморгал глазами и шагнул в переднюю, снимая шляпу. В это время как раз в передней зазвенел телефон. Бесстыжая горничная, поставив одну ногу на стул, сняла трубку с рычажка и сказала в нее:

- Алло!

...

- Да, - говорила горничная в телефон, - как? Барон Майгель? Слушаю. Да! Господин артист сегодня дома. Да, будет рад вас видеть. Да, гости... Фрак или черный пиджак. Что? К двенадцати ночи. - Закончив разговор, горничная положила трубку и обратилась к буфетчику: - Вам что угодно?


И снова, уже на балу:

Направляясь к Воланду, вступал в зал новый одинокий гость. Внешне он ничем не отличался от многочисленных остальных гостей-мужчин, кроме одного: гостя буквально шатало от волнения, что было видно даже издали. На его щеках горели пятна, и глаза бегали в полной тревоге. Гость был ошарашен, и это было вполне естественно: его поразило все, и главным образом, конечно, наряд Воланда.

Однако встречен был гость отменно ласково.

- А, милейший барон Майгель, - приветливо улыбаясь, обратился Воланд к гостю, у которого глаза вылезали на лоб, - я счастлив рекомендовать вам, - обратился Воланд к гостям, - почтеннейшего барона Майгеля, служащего зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы.

Тут Маргарита замерла, потому что узнала вдруг этого Майгеля. Он несколько раз попадался ей в театрах Москвы и в ресторанах. "Позвольте... - подумала Маргарита, - он, стало быть, что ли, тоже умер?" Но дело тут же разъяснилось.

- Милый барон, - продолжал Воланд, радостно улыбаясь, - был так очарователен, что, узнав о моем приезде в Москву, тотчас позвонил ко мне, предлагая свои услуги по своей специальности, то есть по ознакомлению с достопримечательностями. Само собою разумеется, что я был счастлив пригласить его к себе.

В это время Маргарита видела, как Азазелло передал блюдо с черепом Коровьеву.

- Да, кстати, барон, - вдруг интимно понизив голос, проговорил Воланд, - разнеслись слухи о чрезвычайной вашей любознательности. Говорят, что она, в сочетании с вашей не менее развитой разговорчивостью, стала привлекать всеобщее внимание. Более того, злые языки уже уронили слово - наушник и шпион. И еще более того, есть предположение, что это приведет вас к печальному концу не далее, чем через месяц. Так вот, чтобы избавить вас от этого томительного ожидания, мы решили прийти к вам на помощь, воспользовавшись тем обстоятельством, что вы напросились ко мне в гости именно с целью подсмотреть и подслушать все, что можно.

Барон стал бледнее, чем Абадонна, который был исключительно бледен по своей природе, а затем произошло что-то странное. Абадонна оказался перед бароном и на секунду снял свои очки. В тот же момент что-то сверкнуло в руках Азазелло, что-то негромко хлопнуло как в ладоши, барон стал падать навзничь, алая кровь брызнула у него из груди и залила крахмальную рубашку и жилет. Коровьев подставил чашу под бьющуюся струю и передал наполнившуюся чашу Воланду. Безжизненное тело барона в это время уже было на полу.

- Я пью ваше здоровье, господа, - негромко сказал Воланд и, подняв чашу, прикоснулся к ней губами.
Хорошо, пусть так. Давно читал, очень давно.
Хорхордина Татьяна Иннокентьевна,упоминала,о том,что Ленинской библиотеке,достались книги и архивы монастырей,которые гибли и видимо продолжают погибать.
О том и речь.

А вот интересное:

«Тут в государственной библиотеке обнаружены подлинные рукописи чернокнижника Герберта Аврилакского, десятого века, так вот требуется, чтобы я их разобрал. Я единственный в мире специалист».

Объяснение весьма интересное. Герберт Аврилакский (Герберт Орильякский, Gerbert d’Aurillac) – это римский папа Сильвестр 2 (999-1003). Еще не будучи папой, он изучал у арабских ученых математику. Он был первым ученым, который познакомил европейцев с арабскими цифрами. Его подозревали в занятиях магией, но вряд ли эти обвинения были основательны – иначе он не был бы избран на папский престол. Тем не менее, фигура Сильвестра стала одним из прототипов легенды о докторе Фаусте. Легенда гласила, что Герберт уговорил дочь мавританского учителя, у которого он учился, похитить магическую книгу ее отца. С помощью этой книги он вызвал дьявола, а уж дьявол сделал его папой и всегда сопровождал его в образе черного лохматого пса [88]. Герберту также приписывали владение искусством изготовления терафима – говорящей мертвой головы (ср. беседу Воланда с головой Берлиоза).

В подвалах дома Пашкова Воланд замечен не был. С текстами Герберта вроде бы мы его тоже не видим. Неужели соврал? – Нет. Лишаем слова Воланда чрезмерной конкретики и получаем: Воланда интересует некая рукопись, написанная некиим Фаустом и хранящаяся в некоем московском подвале. А в таком виде это ложь? – Нет!

Воланд и в самом деле прибыл в Москву для знакомства с рукописью одного из Фаустов. Но называя имя первого литератуного Фауста, но имеет в виду последнего – Мастера. Вот с его рукописью он и в самом деле познакомился. И о ее существовании он знал все же с самого начала…

(Кураев)
Про раба божия. Оскорбительность предполагает, что человек как бы свободен, но почему-то идет в рабы божии.
В то время как для человека средневековья это имело совсем другой смысл.

Человек средневековья изначально был "чьим-то", подмастерье принадлежал мастеру, мастер- главе гильдии, солдат-барону, барон-герцогу.
И в таких раскладах заявление "а вообще-то я раб божий" носило характер свободомыслия, бунта и свободы совести.

И именно в таком контексте регулярно использовалось "мне еще лично перед богом отвечать, поэтому иди-ка ты княже отсюда со своими затеями".
Самое прикольное в этом, что современный человек так же точно кому-то принадлежит, как и средневековый. Просто у хозяина столько рабов, что каждый в отдельности абсолютно неважен. Поэтому власть сегодня обезличена, и это помогает поддерживать иллюзию, будто хозяина нет.
А когда нами будет управлять нейросеть, тогда может исчезнуть и последний остаток понимания того, как устроен на самом деле мир.
А вот это спорный вопрос, кстати. Если в качестве свойства власти рассматривать способность определять судьбу кого-либо, то в этом отношении ситуация иная, нежели в средневековье.
Ранее условный феодал имел намного больше влияния на жизнь условного крестьянина. Мог, например, определить новое место жительства, а то и вовсе продать. Сейчас люди власти при большом желании тоже могут сделать с простолюдином все что угодно, но это влечет определенные репутационные риски, надо задействовать намного больше ресурсов управления.
В заметке о конце Власти один из комментаторов дельно высказался насчет сокращения насилия на среднем уровне пирамиды общества. Не знаю, можно ли с учетом этого сказать, что власть, как право человека Власти определять судьбу простолюдина все же изменилась со времен средневековья.
> Сейчас люди власти при большом желании тоже могут сделать с простолюдином все что угодно, но это влечет определенные репутационные риски, надо задействовать намного больше ресурсов управления.

Я могу с Вами согласиться, если речь идет не о представителях самых верхних этажей властных группировок (как правило, анонимных), а о официальных властях, то есть, о "среднем звене" Власти. Думаю, что Вы это и имеете в виду, учитывая Ваше согласие насчет "сокращения насилия на среднем уровне пирамиды общества".

Что на самом деле произошло с Властью за последние века?

Количество людей Власти внутри аппарата Управления сократилось, сократился и сам этот аппарат, поскольку Управление стало намного более эффективным. В результате средний человек оказывается на гораздо большей дистанции от Власти, чем прежде. И нам практически никогда не приходится сталкиваться с Властью. Мы имеем дело лишь с аппаратом Управления, в контроле над которым Власть заинтересована. И она использует нас с Вами как инструмент этого контроля.

Как только человек Управления начинает "распускать руки", ему тут грозит "плохая репутация". А вслед за ней и потеря теплого местечка в Управлении.
Потому у нас и складывается порой впечатление, что Власти над нами почти что нет, мы почти что "свободны". Да мы и должны так чувствовать, по идее. Если этого не происходит, значит, существующее Управление неугодно Власти, и его собираются поменять.
Из

> В результате средний человек оказывается на гораздо большей дистанции от Власти, чем прежде.

в совокупности с

> Как только человек Управления начинает "распускать руки", ему тут грозит "плохая репутация".

можно сделать интересный вывод о том, что лицо входящее в нижний слой Власти имеет положение аналогичное положению крестьянина в средневековье. Т.е. по отношению к человеку, занимающему должность губернатора может быть применено намного больше насилия, чем к обывателю. Например, взять, и дело уголовное завести на ровном месте, имущество отобрать и т.д. Это хорошо видно на примере губернаторских "посадок" в нашей стране.
Но ведь все таки, сегодняшний обыватель действительно свободен (от другого человека), а не "свободен". Просто обыватель свободен, потому что не интересен. А люди Власти за свою несвободу получают определенную компенсацию в этой жизни, при этом рискуя, конечно, оказаться на нарах или в могиле.
Вот! Вы ухватили совершенно правильную мысль.

Единственное, что я бы возразил (с большой осторожностью) - по поводу употребления терминов.
Вы называете "лицом, входящим в нижний слой власти" либо человека Управления (не являющегося членом властной группировки, а просто её агентом или даже наемным менеджером), либо вчерашнего вассала, предателя, которого карают за измену.
Потому что вассалами не разбрасываются. Верные люди - на вес золота. Их тщательно отбирают, долго и упорно проверяют, а убедившись в надежности - всеми способами поддерживают на плаву.
Я вот что скажу по этому поводу.
В силу своей профессии я постоянно взаимодействую с элементами Управления (надзорными и правоохранительными органами своего региона) и оценивая их структуру с точки зрения т.власти, я пришел к выводу, что примерно от уровня замначальника ведомства и выше начинаются люди Власти. По поводу таких должностных лиц как правило говорят: "это человек того-то". И, соответственно, попасть на эти должности можно не иначе как став "человеком того-то".
Вот недавно от клиента узнал, что министром спорта области станет человек, который играл в футбол "с кем надо", т.е. с точки зрения т.власти, человек установил личные отношения (стал вассалом). Конечно, я говорю о группировке регионального уровня, но суть отношений, я думаю, не меняется и на уровне Елизаветы 2.
> от уровня замначальника ведомства и выше начинаются люди Власти

Тут два вопроса:

1. Начинаются люди Власти - либо уже попадаются ТОЛЬКО люди Власти? Неужели там нет места профессиональным менеджерам, которых держат именно за их профессионализм?

2. Обязательно ли более высокая должность в Управлении означает более высокое положение во Власти? Не может ли быть так, что настоящий Смотрящий от Хозяина сидит на какой-нибудь полутеневой должности? Недаром у нас секретари постепенно стали Секретарями, а потом и Генеральными Секретарями! Не является ли это примером "институализации", окостенения неформальных отношений Власти в формальные должности?
По вопросу 1, думаю, что принадлежность к Власти зависит от серьезности ведомства. Мне кажется, все силовые ведомства (и их региональные управления) точно возглавляют люди Власти, слишком уж серьезен ресурс. А какой-нибудь Роспотрепнадзор почему бы и менеджеру не отдать.

По вопросу 2 сложно сказать... Вполне возможно, но я не думаю, что в этом есть смысл на региональном уровне.

Все таки тяжело обывателю в Теории Власти, нет "наглядных примеров" перед глазами.

memento_iv_mo

December 14 2017, 05:50:35 UTC 1 year ago Edited:  December 14 2017, 05:51:04 UTC

\\\\Все таки тяжело обывателю в Теории Власти,
\\\\нет "наглядных примеров" перед глазами.

Иногда эти примеры историки приводят прямым текстом.
...[после смерти Свердлова] несколько деятелей потеряли свое значение, вслед за Свердловым ... я уже упоминал, что несколько уменьшилась роль Петерса, ... это был человек Свердлова, ... а также можно говорить, что человеком Свердлова был Петровский, нарком Внутренних Дел РСФСР ...
с 1-й минуты

Дзержинский уведет человека из-под Сталина, Сталин уведет человека у Дзержинского ...
с 55-й минуты

Ф Дзержинский борьба с криминалом
ютуб
Спасибо!
Вот пара примеров, второй я кажется когда-то приводил, но первый — свежачок.
...правы оказались Кушнеры, которые породнились с Трампами, а не Мезвинские, которые породнились с Клинтонами...
с 58-й минуты
Почему американцы не сливают Порошенко.
Дмитрий Джангиров
ютуб
= = =
В книге Хазина-Щеглова упоминается некто Томсинов В.А., юрист, профессор МГУ. Там у них ссылка на его книгу, но вот его выступление на ютубе. Про "славную революцию" в Британию. Где он говорит, ссылаясь на читанную им дипломатическую переписку, что революцию заказали амстердамские финансисты Вильгельму Оранжскому. Нанимают армию, вторгаются в Британию, и сажают Вильгельма на британский трон. А что взамен? Да почти что ничего. Вильгельм садится на трон в 1688 году, а в 1694 создается британский Английский банк, про-образ сегодняшнего ФРС.
= = =
В теории Власти стержнем должно проходить понятие комплиментарности (благожелательности). Именно на этот стержень нанизывается все остальное. Корни этого понятия — отношения матери и ребенка, по английски и то, и другое natural state. Что переволится и как естественное состояние, и как естественное государство. Это то самое естественное состояние-государство, о которых писали Гоббс, Локк и пр. Та самая асабийя (сплоченность), которая вырастает из чувства родства.
То есть естетсвенное состояние любого человека — ценить близость (родственность!) превыше всего. ("не брат ты мне..."(с))

a_longway

December 14 2017, 09:50:35 UTC 1 year ago Edited:  December 14 2017, 09:56:30 UTC

Согласен с Вами. В отношении ушедшей эпохи мы можем частично установить структуру властного древа, анализируя опубликованные документы.
Я сокрушался по поводу практического применения теории власти в настоящий момент, поскольку, нам неизвестно реальное положение того или иного должностного лица во Власти.