За те несколько лет, которые я веду этот ЖЖурнал, я мало-помалу окончательно осознал его цель - цель, ради которой создал его и к которой стремился всё это время, сам до конца не осознавая этого.
Меня беспокоит отсутствие полноценного православного мировоззрения. Именно воззрения на мир. Православие как религиозная философия и мистическая практика - вне времени, оно не нуждается в "улучшениях". А вот что касается мира – мир за последние несколько веков насколько глубоко изменился, что стало не совсем понятно, как прикладывать эту философии и мистическую практику ко многим конкретным вопросам жизни. Церковное предание в том виде, в каком оно нам досталось от предков, по большей части оформилось в Средневековье. А между тем, современная жизнь по духу своему намного ближе к Античности чем к Средневековью.
Строй нашего Богослужения в основном сложился уже к концу Античности (к VI веку), и вот, оно парадоксальным образом намного более современно, чем имеющееся у нас Предание.
Например, на вечерне второй седмицы Великого Постав среду Церковь нам предлагает такое поучение: "Сын мой, пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя. Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою. Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно."
Ничего себе поучение - для Великого-то Поста!
Ещё раз: "Утешайся женою юности твоей, любезною ланью и прекрасною серною: груди её да упоявают тебя во всякое время, любовью её услаждайся постоянно".
Услышав такое, я с трудом удержался от соблазна немедленно опубликовать заметку по этому поводу. Но все-таки удержался, чтобы никто из суровых постников не пострадал и не поколебался в своей решимости через чтение этой прямо-таки провокационной цитаты, которая явно была включена в состав Великопостного Богослужения до того, как в Церкви утвердилось средневековое предание о строгой необходимости супружеского воздержания во время Великого Поста. Иначе кому бы пришло в голову волновать прихожан столь явным и недвусмысленным напоминаем о сексе?
См. продолжение: Истинные причины наших поступков
bacr
May 15 2018, 02:41:01 UTC 1 year ago Edited: May 15 2018, 02:47:49 UTC
Задачи создания картины мира и мировоззрения над ним конечно не являются неразрешимыми или неподъемными, но пока нет ни технических средств для их решения, ни спроса на само решение.
Во многом это ещё и инженерно-техническая задача. Например строительство храмов на протяжении большей части истории было самой сложной задачей архитектуры. Крепости и дворцы в инженерном плане обычно были проще...