Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Categories:

Галковский о политике Франции накануне Второй мировой

Земля Людей

Дмитрий Галковский08.12.2015

Земля Людей

Земля Людей

Наверное, каждый из вас хорошо знает замечательную детскую сказку «Маленький принц». И то, что эту сказку написал французский лётчик Антуан де Сент-Экзюпери, погибший во время войны с фашистами.

И то, что… а всё. С удивлением вы вдруг увидите, что о Сент-Экзюпери вы больше не знаете НИ-ЧЕ-ГО. НОЛЬ.

Согласитесь, это довольно странно. Обычно о столь значительных писателях (а «Маленький принц» самая издаваемая французская книга ХХ века – её издано 80 миллионов (!) экземпляров на 180 (!) языках) известно довольно много. Даже если человек не в фокусе вашего внимания, всегда можно подумать и по ассоциации вспомнить факты: что Бальзак был трудоголик и бонвиван, любимчик экзальтированных читательниц «бальзаковского возраста», что Дюма был с примесью негритянской крови, имел талантливого сына-писателя и кучу «литературных негров», что Мопассан вёл богемный образ жизни, общался с парижским дном и стал его жертвой. И т.д. и т.п.

Лётчик Антуан де Сент-Экзюпери

Лётчик Антуан де Сент-Экзюпери

Как вы не будете пыжится, никаких подробностей из личной жизни Сент-Экзюпери вы не припомните. Только «маленького принца», «розу» и «прирученного лиса».

А если ещё подумаете, то вдруг поймёте, что и «Маленький принц» книга ни о чём. Вот о чём она? Перед нами небольшая книжечка, скорее даже не повесть, а рассказ. Она написана простым ясным языком. Поэтому её используют во всём мире для обучения иностранцев. Но так написаны все французские тексты. Франция страна высочайшей лексической культуры. Сюжета в «Маленьком принце» нет, действия тоже. Характеры условны. Есть несколько смешных картинок – армейских приколов. Когда рисуют кубик и говорят, что это прапорщик. А почему прапорщик? А залез в коробку. Это смешно. Для подростка или для казармы французской солдатни, где Сент-Экзюпери набрался подобных шуточек.

Маленький принц Иллюстратор Ника Гольц

Маленький принц Иллюстратор Ника Гольц

Конечно, если взрослые скажут, ребёнок прочтёт что угодно: и Курочку-Рябу, и Мальчика-с-Пальчик, и Мальчиша-Кибальчиша. Выпустить книжку с картинками «Ленин и печник», нарисовать к ней картинки и заставить читать в школе. Он и будет.

Вы слышали когда-нибудь о детских поварах? Их нет и быть не может. Потому что ребенок ест что есть, и никакой высокой кулинарии манных каш и компотов из сухофруктов нет. «Жри, что дают». Все великие детские писатели на самом деле писатели взрослые, но по каким-то соображениям интересные также детям. «Маленький принц» детям не интересен. Это не Гулливер, и не Буратино.

Ещё в большей степени «Маленький принц» неинтересен взрослым. Правда в литературных справочниках утверждается, что Экзюпери написал десяток крайне интересных книг для взрослых, а детское сочинительство для него не характерно. Но где эти взрослые книги? Их никто не читал, потому что читать там так же нечего, как в дилетантской нескладушке «Маленького принца».

Значит, получается, что Экзюпери был отличным лётчиком и смелым офицером, писавшим тексты средней паршивости и после смерти распиаренным из уважения к его профессии (до 40-х годов профессия лётчика была окружена таким же ореолом, как позже профессия космонавта) и к его военным подвигам.

О-хо-хо. Если бы дело обстояло подобным образом, наверно и не стоило бы писать статью. Похоже, что Экзюпери летал и воевал так же как писал. То есть никак и даже хуже.

Рассвет на планете Маленького принца

Рассвет на планете Маленького принца

Считается, что Экзюпери родился в 1904 году и был каким-то древним графом. Однако французских графов с такой фамилией не было, его отец почему-то работал страховым инспектором, а сам писатель 90% своей жизни потратил на поиски денег – в качестве рядового лётчика, мелкого чиновника и заурядного журналиста.

При этом нельзя сказать, что он был честным трудягой. Всё, за что этот человек брался, быстро разваливалось, причём с такой систематичностью, что впору задуматься о каком-то нехорошем умысле. Например, он раз десять (!) попадал в авиакатастрофы, всегда по своей вине. По единодушному мнению сослуживцев, летать Экзюпери не умел, и для профессии лётчика был профнепригоден. Кроме того, десять катастроф это слишком, так что две трети из них должны быть инсценировками. Что и было на самом деле. Экзюпери образцово показательно грохался об землю (как правило, без свидетелей), потом его находили и лечили – всегда удивительно успешно.

Так в декабре 1935 года наш горе-лётчик объявил о сенсационном скоростном перелёте Париж-Сайгон, но, как это описывается, «на скорости в 250 километров в час врезался в Ливийскую пустыню». По счастливой случайности, ни он, ни его механик не пострадали, а поскольку крушение тоже по счастливой случайности произошло недалеко от Каира, уже на следующий день Экзюпери рассказывал о происшествии корреспондентам ведущих новостных агентств. Тоже по счастливой случайности это было 1 января, когда позитивные новости о чудесных спасениях особенно востребованы. Правда само крушение никто не видел, и произошло это событие в весьма характерном контексте.

Экзюпери участвовал в конкурсе на самый быстрый перелёт, для этой цели купил самолёт и набрал долгов, рассчитывая расплатиться с кредиторами после получения большого приза. Однако летал он плохо, а выполнить условия конкурса было очень трудно даже для лётчиков высочайшей квалификации. Но он бы конечно выиграл, просто произошла досадная случайность… в результате которой Экзюпери получил большую известность, чем в случае установления рекорда, и после которой требовать деньги с чудесно спасшегося смельчака было как-то не по-новогоднему. А главное, как вы наверно уже понимаете, самолёт был прекрасно застрахован. Вот уж «не было бы счастья, да несчастье помогло».

Памятник Антуану де Сент-Экзюпери и Маленькому принцу в Лионе

Памятник Антуану де Сент-Экзюпери и Маленькому принцу в Лионе

В 1938 году радостное несчастье повторилось «на бис». На этот раз Экзюпери участвует в перелете Нью-Йорк – Огненная земля. И опять посередине, в Гватемале, тяжелейшая авария. Лётчик получает травмы, несовместимые с жизнью, но… талантливый пустозвон мгновенно выздоравливает (после 32(!) переломов) и строчит литературные тексты как из пулемета, превращаясь «в того самого лётчика-писателя» и получая гран-при Французской Академии в области изящной словесности. За какую-то литературную нелепость с многообещающим названием «Земля людей».

В военных действиях второй мировой войны наш герой участия практически не принимал. Во время «странной войны» сделал несколько разведывательных полётов, а затем уехал в Америку, где в 1943 году, в Нью-Йорке и был написан «Маленький принц». В 1944 году он снова сделал несколько разведывательных вылетов на невооружённом самолёте и бесследно исчез. Все воспоминания о последнем периоде жизни Экзюпери абсолютно фантастичны и принадлежат к области исторической юмористики в стиле «Узнаю брата Колю».

Там есть всё. И трогательный заговор друзей, собиравшихся сообщить Экзюпери секретные данные о высадке союзников, чтобы из-за этого, - согласно инструкции, - его отстранили от полётов (и тем самым сберегли жизнь). И передача перед последним полётом начальнику-генералу чемоданчика с рукописями, причём, по воспоминаниям генерала и он сам, и майор Сент-Экзюпери во время сцены плакали как дети.

А ещё есть предсказания гадалок и даже счастливое обретение артефактов гибели отважного лётчика. В 1998 (!) году какой-то француз поднял со дня моря почерневший серебряный браслет, где было выгравировано ФИО и даже адрес издательства, где выходили его книги. Ещё через два года были обретены обломки самолёта, лежащие на морском дне на глубине 85 метров и в радиусе 15 километров. Французское правительство запретило все поиски в районе, чтобы через несколько лет торжественно поднять сделанные закладки – разумеется, с чёткими серийными номерами (за это время выясненными).

Этого мало. В 2008 году 86-летний (!) ветеран Люфтваффе публично расплакался и заявил, что 64 года скрывал, что сбил самолет Сент-Экзюпери. (Правда, никаких сообщений в боевых журналах Люфтваффе об этом эпизоде нет, но это не важно.) Германский лётчик был большим поклонником Экзюпери и никогда бы не стал стрелять, если бы знал, кто за штурвалом. «Писателя убил читатель». Ещё более интересно, что причины каминг-аута немецкого лётчика были объяснены следующим образом. Оказывается это не муки совести или предсмертный мемуар, а «попытка очистить имя писателя от обвинений в дезертирстве или самоубийстве.

Вот как! А кто же осмеливается обвинять Сент-Экзюпери в дезертирстве? Оказывается, «многого мы ещё не знаем».

В 1959 году престарелой матери Экзюпери президент Франции Шарль де Голль написал официальное письмо:

«Сударыня! От всего сердца благодарю Вас. Ваш сын жив, он среди людей! И Франция счастлива и гордится этим! Примите, сударыня, уверения в глубочайшем уважении и признательности».

К этому времени во Франции Сент-Экзюпери окончательно превратился в великого писателя и национального героя.

Правда интерес к личности Экзюпери даже у ближайших соседей Франции был небольшой (что неудивительно) и государственным борзописцам приходилось снова и снова объяснять величие великого человека.

При этом самые доброжелательные мемуаристы и биографы подавали Экзюпери как безобидного фрика не от мира сего. Так автор его биографии Марсель Мижо следующим образом живописует подвиги отважного лётчика-антифашиста:

«Сент‑Экс носил летную форму небрежно, всегда с открытом воротом, с нагрудными карманами, наполненными всякой всячиной: пачками сигарет, зажигалками, записными книжками. Рубашка иногда бывала у него порвана, помятые брюки стянуты широким солдатским поясом…

В авиации его легендарная рассеянность стала притчей во языцех. Он и в молодости летал не по расчету, а по инстинкту, забывал захлопнуть дверцу, убрать шасси, подключал пустой бензобак и садился не на те дорожки. Но тогда его выручало исключительное внутреннее чутье, помогавшее спастись даже в самых безвыходных ситуациях, а теперь он был немолод, несчастен и очень нездоров - каждый пустяк превращался для него в мучение.

Пилоты эскадрильи любили Сент-Экзюпери так же, как и все, кто с ним сталкивался. Они тряслись над ним, как нянька над ребенком, к самолету его постоянно сопровождал встревоженный эскорт. На него натягивают комбинезон, а он не отрывается от детектива, ему что-то говорят, а он, по-прежнему не выпуская из рук книжку, поднимается в самолет, захлопывает дверь кабины... И летчики молятся о том, чтобы он отложил ее хотя бы в воздухе».

Зачем наёмным государственным пиарщикам делать предмет своего ПОЗИТИВНОГО пиара дурачком? Только по одной причине – это есть единственный способ скрыть правду. Элементарную и лежащую на виду. Или, иными словами, списать многочисленные нескладушки на ходу выдумываемой легенды, абсолютно перпендикулярной реальности, нескладностью самого персонажа.

А нескладушек у мифа об Экзюпери настолько много, что тексты его авторов разваливаются на ходу и превращаются в пародию.

Например, вышеупомянутый Марсель Мижо, соврав про полоумного фрика, одеваемого друзьями в лётный комбинезон в момент чтения детективов, тут же проговаривается и знакомит нас с такой характерной чёрточкой быта «немолодого, несчастного и очень нездорового» Экзюпери:

«Во второй половине дня, когда зной начинал спадать, Сент‑Экс шел купаться или вместе с товарищами в небольшой лодке глушил рыбу динамитом. Вооружившись сачком, он забавлялся, как дитя, вытягивая из воды всплывавшую брюхом вверх рыбу».

Ещё ближе к теме следующий пассаж из книги:

«Если внешне по некоторым признакам поверхностный наблюдатель и мог принять его за жуира и бонвивана, то по своему содержанию он резко отличался от этой чисто парижской категории. Просто его образ жизни давал возможность бесконечно расширять круг людей, с которыми он встречался, и заводить интересные знакомства. Жажда его и любознательность в отношении людей были ненасытны. С человеком любой профессии он находил о чем поговорить. И это были не пустые разговоры, как можно было подумать, видя его с жаром беседующим в каком‑нибудь ресторане или кафе. Он не был ресторанным говоруном, хотя и не отказывался рассказать о своих приключениях, когда его о том просили. Но то, что он рассказывал, не было простым времяпрепровождением, будило мысль и заставляло окружающих из пассивных слушателей превращаться в активных собеседников.

Вопреки тому, что особенно распространено во Франции, предметом его бесед с малознакомыми людьми лишь в очень редких случаях становилась политика. На эту тему он всегда больше выспрашивал, чем говорил сам. И стоило кому‑нибудь попытаться втянуть его в политический спор, как он сердился и прекращал разговор…

Он интуитивно прекрасно чувствует каждого, умеет вызывать на откровенный разговор, умеет, когда того хочет, подчинить человека всей силе своего обаяния…

Среди товарищей, друзей и знакомых Сент‑Экс славился своими карточными фокусами. Где бы его ни просили об этом, он никогда не отказывался продемонстрировать свое искусство. Примечательно в его фокусах было то, что ловкость рук в них играла самую незначительную роль. Весело и непринужденно болтая, Антуан внимательно присматривался к своим партнерам и в каждом отдельном случае действовал согласно каким‑то одному ему ведомым психологическим законам. В его манеру показывать фокусы входила в первую голову подготовка аудитории — искусство, которым он владел в совершенстве. Но «зубозаговариванием» это тоже нельзя было назвать — самые наблюдательные люди не могли открыть в его фокусах никакого трюкачества.

Леон Верт, знакомый с секретом некоторых его фокусов, утверждал, что к «зубозаговариванию» Сент‑Экс прибегал именно для того, чтобы заставить поверить в свою ловкость, действовал же он исключительно в силу интуиции и какой‑то сверхчувствительности. Поэтому никто и не мог разгадать и повторить его фокусы.

Эта интуиция проявляется во всем, к чему бы ни прикасался Сент‑Экзюпери… В юности он забавлялся тем, что гипнотизировал гувернанток своих сестер внушая им, что лимонад в их стакане превратился в керосин… А разве не интуицией, не тончайшим проникновением в чужую психику является то, что он сам называл своим даром «приручать»? Вспомним некоторых непокорных арабских вождей, которых он не раз навещал во время своей службы в Джуби».

Позвольте, какой же это фрик?

И зачем придавать значение тому, что подобный «сверхчувствительный человек» «с тончайшим проникновением в другую психику» рассказывает о себе? Собеседники разные и вы сразу обнаружите двадцать версий одного и того же события. Лимонад будет превращаться в керосин, керосин в лимонад, а купюры из вашего бумажника - в резаную бумагу.

90% того, что мы знаем об Экзюпери, нам рассказал он сам. Ну и его жена - патологически лживая истеричка.

А почему бы не предположить, что речь идёт не только о ловком пиарщике и посредственном литераторе, но также о расчетливым и хладнокровном авантюристе, сделавшем карьеру в сонной лощине мирового межвоенья и достигшим максимального успеха в неимоверно тяжёлых и просто страшных условиях мировой войны?

А может и просто о НЕГОДЯЕ. Ведь поехал же Экзюпери в 1935 году в сталинскую Россию, где был принят на самом верху как литератор союзной большевикам Франции и описал по заданию своих подлецов-хозяев русских людей в виде африканских идиотов, радующихся бесчеловечному режиму коммунистов.

Вот в таком стиле:

- О-ля-ля, загадочная Россия. Эти русские так отличаются от нас, цивилизованных жителей Европы. У многих русских – душа кочевника. У них мозолистые руки, их одежда пропахла овечьим калом. Они не привязаны к своему жилью и кочуют по огромной стране – где им не даёт покоя древняя азиатская страсть к странствиям, – караванами, при свете звёзд. Это племя, вечно устремляющееся на поиски: Бога, правды, будущего. Нам, французам с нашим чувством Родины, привязанности к родному очагу, этого не понять. Поэтому, может быть, правильно поступает союзное сталинское правительство, привязывая этих людей к земле, вводя институт прописки и запрещая без разрешения ездить на поездах из города в город. А непокорных отправляет в Сибирь, где особо не попутешествуешь при 60-ти градусах мороза. Нужно приучить русских дикарей к земле, к жизни в домах. И им строят дома, а потом в них запирают, чтобы они не разбежались как крысы. О-ля-ля.

Получив от правительства домовитых французов деньги за антирусские пасквили домосед Сент-Экзюпери и начал сбор средств на самолёт, на котором потом устроил образцово-показательную катастрофу в Египте. О-ля-ля! И вот певец буржуазного быта оказывается под светом звёзд пустыни, среди бедуинов. Ведь колониальная империя французов, объединяющая арабов, негров и вьетнамцев, создана племенем парижских цыган, которому незнакомы ценности цивилизованных людей: любовь к семье и детям, к родному очагу, порядочность, уважение к чужой собственности – как личной, так и государственной. Поэтому, может быть, правильно поступил Адольф Гитлер, отвесивший через несколько лет французской богеме колоссальный подзатыльник, введший на территории Франции жёсткую паспортную систему и построивший для неугомонных непосед крепкие добротные бараки за колючей проволокой. Чтобы приучить к дому и внушить уважение к труду.

Впрочем, не будем опускаться до уровня официально назначенного великого гуманиста ХХ века. Получается и не смешно, и не прилично. Стыдно.

Мы упоминули о супруге Сент-Экзюпери. Это была некая Консуэлла Гомес Каррильо, авантюристка из Гватемалы. К 22 годам она пережила двух мужей. Первый был поэт, покончивший самоубийством, второй - пожилой гватемальский дипломат и журналист Энрико Гомес Каррильо, оставивший неутешной вдове большое наследство. Кроме всего прочего он занимался историей шпионажа, да и сам был шпионом. Свою карьеру Каррильо начал с антирусских корреспонденций из Петербурга и Токио времен русско-японской войны и революции 1905 года, а его наиболее известная книга – история Маты Хари, где он опубликовал ряд ранее неизвестных сведений о её деятельности, собранных по дипломатическим каналам.

Таким же литератором-шпионом был и сам Экзюпери, причём даже на уровне армейской разведки – ведь он занимался аэрофотосъёмкой германских частей.

Но сходство здесь не заканчивается, а только начинается.

Каррильо был крупным государственным деятелем Гватемалы, членом местной политической верхушки и другом президента.

Таким же человеком стал во время второй мировой войны «фрик и неудачник» Экзюпери. Если бы он не погиб случайно в своём последнем полёте, после которого намеревался покинуть часть, он бы стал членом политического истеблишмента Франции. Для этой цели он и совершал свои полёты – нарабатывая героическую карьеру.

А как, кстати, нам объясняется страстная тяга немолодого лысого литератора в чине старшего офицера к разведывательным полётам уровня безусого лейтенантика? Оппа – очень интересно: согласно официальной легенде он это делал, чтобы «реабилитировать себя в глазах де Голля».

Объяснение детсадовское, но проговорка вполне взрослая. «Да можно ли себя больше разоблачить, Родион Романович»? Ведь это именно то, о чём я написал выше («ловкий человек себе на уме»), только в другую сторону. А зачем в другую?

В то время во Франции существовало две силы. Ориентирующиеся на США политические тяжеловесы, имеющие связи с вишистской Францией, и крикливая кучка голлистов – агитаторов и мелких офицеров, находящихся на содержании у разведки Великобритании. Сент-Экзюпери вполне резонно сделал ставку на проамериканскую партию и был одним из её идеологов. Он носил американскую военную форму, издавал свои произведения в США (кстати, первое издание «Маленького принца» было на английском языке.) Лично Де Голля он ненавидел, и говорил, что это человек с замашками диктатора, враг республиканской Франции наподобие Франко. Точно так же де Голль ненавидел Экзюпери, называл его ничтожеством, годным только для фокусов и даже запретил издание его произведений на подконтрольной территории (при том, что Экзюпери удавалось печататься даже в вишистской Франции).

Вот почему, после избрания президентом в 1958 году Де Голль написал письмо его матери.

Английскую марионетку де Голля правящий слой Франции отодвинул от руля сразу после окончания войны, а во второй раз он пришёл к власти только после его полного подчинения и тогда, когда Франции стал выгоден антиамериканизм и новый союз с Великобританией. В рамках этого компромисса де Голль и расшаркивался перед Экзюпери, доказывая свою лояльность перед могущественными покровителями последнего. Которые, прекрасно знали, что произошло в июле 1944 года, и которые в пику проанглийской партии неимоверно раздули литературные таланты умученного антиголлиста и американофила.

Да-да, умученного - в июле 1944 года де Голль стал главой Франции и кроме всего прочего сразу же убил Экзюпери - своего политического оппонента. Так же, как это англичане годом раньше сделали с генералом Сикорским – тоже упавшем на самолёте в море после серии антибританских высказываний.

Отсюда и рефрен государственных «речистых былинников»: «нелепый фрик Экзюпери рвался воевать, а его удерживали, но не уберегли». Реально же трезвый и расчётливый (как и большинство французов) Экзюпери отлетал пять полётов для политической карьеры, как и было договорено, и рвался уехать из части. А начальство его удерживало и навязало ещё три полёта («авось, убьют»). Не убили. Тогда ему сказали: «Ну, слетай ещё один раз, напоследок, и свободен. А то очень надо». Экзюпери плюнул и полетел.

Когда же Экзюпери погиб, начальство сделало всё возможное и невозможное, чтобы оформить «горячо любимого сослуживца» без вести пропавшим, хотя в подобных случаях использовались самомалейшие зацепки для оформления героической гибели (это давало другой статус и служило основанием для выплаты пенсии). Тогда и появились сплетни о том, что Экзюпери покончил с собой, то есть по условиям военного времени дезертировал при помощи самострела, вдобавок угробив дорогой самолёт. А то и ещё лучше – стали болтать, что Экзюпери улетел в Южную Америку или на остров в Тихом океане. Где его даже видели.

Вот такая история.

А что делать – «земля Людей». У Людей есть интересы.



Tags: Франция
8
Засуньте под кат, плз.
Прошу прощения, не было времени выполнить Вашу просьбу. А теперь уже поздно, наверное? По ленте новостей текст уже прошёл...
Вот если бы Галковский написал только последние 5-7 абзацев, а ещё лучше - просто про политику Франции, было бы ничего. А так... "маленькая ложь, рождает большие подозрения", - хотя бы то, что "Маленький принц" не интересен детям. Нет. Интересен. И не только детям.
Такие тексты Галковского вызывают только отвращение к написанному им. Также как он писал о Пушкине: вроде любит он Пушкина, но так облить грязью...
Поддерживаю.

Когда один писатель средней величины начинает поливать грязью другого писателя (тоже, в общем, средней величины, хотя и большой известности - никто ж не ровняет Экзюпери и Пруста), выглядит это довольно мерзко.

Я читал и "Маленького принца", и другие вещи, и подростком, и взрослым, и мне нравилось.
А при чем тут Экзюпери и "Маленький принц"? Текст-то совсем не об этом. Экзюпери - лишь повод начать разговор.
как это "причем"? весь текст о нем.
Нет, вовсе не о нём.
Какой смысл столько говорить о писателе, если он действительно насколько незначителен, как это говорит ДЕГ?
У меня в детстве была пластинка с Маленьким принцем, очень ее любил. Но потом когда немного подрос и научился читать, книга меня не зацепила абсолютно, Карлсон и Муми-тролль были на порядок интереснее и прикольнее.
Планету людей, во взрослом возрасте, просто не хватило терпения дочитать до конца - скучнейшая тягомотина.
И это при том, что читать я очень люблю.
Вы как раз подтверждаете неправоту Галковского))) Вот его слова: "«Маленький принц» детям не интересен. Это не Гулливер, и не Буратино", а Вам в детстве он был интересен. Но даже если и не был - многим людям он интересен. Значит Галковский не прав, как любой категоричный человек.
Мне, так, например, Гулливер не нравился от слова "совсем", я вообще не понимаю, почему этот политический памфлет может нравиться детям. Но кому-то он нравится.
Мне понравилась именно пластинка, там была классная озвучка и красивая грустная музыка.

Если бы вокруг Экзюпери не было героико-романтического флёра (см. советская песня про "летал Экзюпери") думаю процентов 99 почитателей его таланта даже и не узнали бы о нём.

(Кстати, про барашка в ящике я долго не мог понять к чему это. Мне, и никому из моих друзей, никогда бы не пришло в голову нарисовать такой рисунок).

Насчет Гулливера согласен.

А Буратино классная детская книжка.
А у меня наоборот было полно друзей, которые рисовали ещё страннее)))
И в нашей среде Экзюпери не был романтизирован (указанную Вами песню я не слышал). Нам просто нравился его странный мир, странные женщины (роза, лисенок), странные мужчины... все как в жизни, которая нас окружала, но сказка.

Вот в том-то и дело, что ДЕГ не понимает, видимо, что делает, когда ставит в один ряд для сравнения Гулливера и Буратино. В Буратино, тоже, конечно, политики хватает, но её в детстве можно и не заметить.
А при чем тут Экзюпери и "Маленький принц"? Текст-то совсем не об этом. Экзюпери - лишь повод начать разговор.
Так в том-то и дело, что не причём. Но ДЕГ сам начинает с "Маленького принца" и начинает враньем (что книга детям не интересна).
Толстой тоже начинает враньём. "Все счастливые семьи похожи друг на друга". Вовсе не все, да и вовсе не похожи.

И что?
Ну, во-первых, проверить похожесть "счастливости" разных субъектов в принципе проблематично, тогда как проверить интересность "Принца" - просто (я даже несколько человек опросил).
а во-вторых, ... (я понимаю, что навлеку на себя сейчас массу всякого... но в конце концов, я выражаю только своё мнение) - я Толстому тоже не верю.
В-третьих, у Толстого всё-таки художественное произведение, миф, а у ДЕГа - пост, рассуждение. Разные требования стиля.

К тому же ДЕГ подаёт "не интересность" книги, как одно из доказательств. А если даже одно доказательство ложно - то и всё значит может быть ложно.
И что все носяться с этим ДГ? Посредственность, нашедшая свою нишу, говорящая на синее желтое и не более, плюс преклонение перед Британией.
Тьфу.
ДЕГ - один из немногих заслуживающих внимания авторов в сегодняшней русской культуре.
Если его не читать (не обсуждать), то кого? Может, Вы что-то интересное написали? Дайте ссылку, обсудим.
"вот никаких и не читайте" (с).
а ДЕГ, судя по этому тексту - лживое и завистливое трепло.
Не судите, да не судимы будете (с)
Это уж если подходить строго-аскетически и "никаких не читать".

А если уж мы начинаем читать, но надо учиться судить тоньше. Чтобы не выглядеть болваном в великосветском салоне. "Учусь говорить прозой"
Вот про "не судите" - это надо ДЕГ'у адресовать, не мне.
Можно считать, что глубинная суть текста про политику Франции, но аргументация строится именно на личных характеристиках Экзюпери (иначе зачем бы он вообще о них писал?) и его качествах как летчика и писателя. Если как минимум в половине высказываний об Э. обнаруживается наглая ложь и передергивания, то и аргументация о политике Франции подвисает в воздухе. Хотя бы самим фактом, что для подкрепления аргументации привлекают бредовые аргументы (пусть и неважные).

palaman

December 5 2018, 15:33:01 UTC 8 months ago Edited:  December 5 2018, 15:46:16 UTC

https://palaman.livejournal.com/398622.html?thread=4795934#t4795934

Хороший, дельный коммент. Хотя я бы не стал говорить об "дураках" и "идиотах", а нашел менее экспрессивное слово.
Это в Средние века слово "идиот" обозначало обыкновенного простеца. Но у нас же не Средние века.
по моему это какой то странный, тенденциозный и просто глупый наезд. сент экзюпери действительно был необычным и интересным человеком. купил недавно в букинисте его биографию, написанную Марселем Мижо (ЖЗЛ, издано в 60-х), это отличная, доброжелательная и содержательная книга о временах и событиях, у нас почти неизвестных. насколько я понял, он тоже летчик и лично знал Антуана. да, там романтика первых полетов и гуманизм и вот это вот все, ну и что? такой был человек, тем и интересен.
А при чем тут Экзюпери и "Маленький принц"? Текст-то совсем не об этом. Экзюпери - лишь повод начать разговор.
Пафос сломался после первой фразы.
Я не только читал "Маленького принца", но и еще много чего, знал биографию и очень долго "Планета людей" была любимой книгой.
Так что мимо, мимо...
А при чем тут Экзюпери и "Маленький принц"? Текст-то совсем не об этом. Экзюпери - лишь повод начать разговор.
Наезд как повод для знакомства? Не, не люблю.
Почитайте статьи русских критиков XIX века. Вот где были эпические наезды. Да это же норма в любой литературе Галковский всего лишь продолжает традицию.

"Волка бояться - в лес не ходить"

Наезд - это проверка на прочность. Или на вшивость, если прочность не предполагается.
проверка кого?
человека, погибшего задолго до рождения ДГ? или его поклонников? если второе - то наезд несерьезный, на уровне базарной ругани. а если первое - то это клиника.
Второе.
Конечно, несерьезный. Я же говорю: это просто повод начать разговор о роли Франции во Второй мировой войне.
Вы читали текст, который скопировали?
Если в тексте последние 10 % посвящены теме "ХХ", остальные 90% говорят исключительно о персоне "УУ", и при этом даже последние 10% упоминают эту персону в каждом втором предложении, то утверждать, что текст целиком совсем не про "УУ" - это, мягко говоря, лукавство.
Не ожидал от вас.
90% романа Достоевского "Преступление и наказание" посвящено некоему Родиону Раскольникову. Но роман в целом - вовсе не об этом конкретном человеке.
И тем не менее.
если бы про Раскольникова была написана полная ерунда, то роман в целом не имел бы того значения, которое он имеет.
То, что в романе про Р.Р. - это фундамент для более высоких целей и смыслов.
А уж присоединяться к обзывательству оппонентов "напыщенными идиотами" - запредельная мерзость и гниль.
> если бы про Раскольникова была написана полная ерунда, то роман в целом не имел бы того значения, которое он имеет.

Про Раскольникова написана полная чушь и ерунда. Я уверен, что можно с документами на руках доказать, что такового Родиона Раскольникова в то время в Петербурге не проживало. Это чистейшей воды выдумка бумагомараки.

> То, что в романе про Р.Р. - это фундамент для более высоких целей и смыслов.

Вот! О чем и речь.

> присоединяться к обзывательству оппонентов "напыщенными идиотами" - запредельная мерзость и гниль


Тут наблюдается внутреннее противоречие. Разве идиот может быть оппонентом? Подобного рода противоречия в хорошем тексте всегда указывают на более глубокий смысл, по отношению к которому поверхностные смыслы есть лишь форма выражения. Вопрос лишь в том, понимаем ли мы сами то, что мы пишем?
В самом деле, идиот, а тем более строящий из себя идиота, не может быть оппонентом.
Здесь какая-то логическая нестыковка.

В то время во Франции существовало две силы. Ориентирующиеся на США политические тяжеловесы, имеющие связи с вишистской Францией, и крикливая кучка голлистов – агитаторов и мелких офицеров, находящихся на содержании у разведки Великобритании. Сент-Экзюпери вполне резонно сделал ставку на проамериканскую партию и был одним из её идеологов.

Английскую марионетку де Голля правящий слой Франции отодвинул от руля сразу после окончания войны, а во второй раз он пришёл к власти только после его полного подчинения и тогда, когда Франции стал выгоден антиамериканизм и новый союз с Великобританией. В рамках этого компромисса де Голль и расшаркивался перед Экзюпери, доказывая свою лояльность перед могущественными покровителями последнего.

Если Экзюпери был американистом, то зачем антиамериканисту с ним расшаркиваться?

Да, увы, Галковский не дает завершенной картины. Этот текст лишь "в копилку", информация к размышлению.
Так вроде понятно - он же пишет, что де Голь был из "проанглийской партии" на момент войны, а победила "проамериканская". Но она "проамериканская" была пока было выгодно, как перестало - поменяли политику. Но сюзернитет над Экзюпери это то, что не меняется в структуре Власти, если он был их человек, они вправе потребовать от "взятого на работу в качестве "антиамериканца" деГоля некого "оммажа" или "расшаркивания" перед даже убитым членом властной группировки.

Браво ДЕГу, отличный текст

Насчет английской марионетки де Голля, из воспоминаний сына Рузвельта:

"— Может быть мне это только кажется, — начал я, — но я сомневаюсь в том, что премьер-министра действительно беспокоит недовольство де Голля.
Отец рассмеялся.
— Не знаю, но надеюсь выяснить это в ближайшие дни. Однако я сильно подозреваю, — на этих словах он сделал особое ударение, — что наш друг де Голль не прибыл до сих пор в Африку только потому, что наш друг Уинстон пока еще не счел нужным пригласить его сюда. Я более чем уверен, что в данный момент де Голль сделает решительно все, о чем его попросят премьер-министр и английское министерство иностранных дел.
— Почему?
— Совпадение интересов. Англичане намерены не выпускать свои колонии из рук и хотят помочь французам удержать их колонии. Уинни — великий поборник «статус-кво». Ведь он и сам похож на «статус-кво», не правда ли?
Отец кивнул головой.
— Эллиот, — сказал он, — де Голль стремится создать во Франции автократическое правительство. Никто не внушает мне большего недоверия, чем он. Все организации движения Свободной Франции кишат полицейскими агентами де Голля, которые шпионят за его же людьми. Для него свобода слова — это свобода от критики… по его адресу. А если так, то какие у нас основания питать полное доверие к силам, поддерживающим де Голля?
Он продолжал говорить о де Голле, о том, что тот весь принадлежит англичанам — душой, телом и даже штанами, что англичане снабжают его деньгами, техникой и оказывают ему моральную поддержку, в которой он нуждается, чтобы создать в Лондоне правительство Свободной Франции и начать подпольную деятельность во Франции."
А Цитадель тогда кто написал?

Меня очень забавляет, как ДЕГ расставляет по своему тексту приманки для напыщенных самовлюбленных дураков, и дураки на эти приманки каждый раз ловятся. Занимаясь обсуждением этих приманок, и тем самым, не влезая в обсуждение тех реальных вопросов, ради которых написан текст.
В принципе, можно просто писать в начале текста: американцы на Луну на летали/летали! И дальше уже по теме. 90% идиотов дальше первой фразы не прочитают. Но ДЕГ действует тоньше, и доводит этот процент до 99%.

Скорее, это отсутствие внятной доказательной базы у ДЕГа. Те самые последние 5-7 абзацев "ради которых писался пост" он пытаться обосновать предыдущим массивом текста, хотя часть информации и так известна, а часть (что Сент-Экзюпери был высокопоставленным агентом "проамериканской" группы власти) несколько вызывает сомнения, особенно в части "он бы стал членом политического истеблишмента Франции". Поскольку, во-первых, "бы", а во-вторых, предыдущая "доказательная база" поста несколько снижает доверие к написанному. Да, возможно, Сент-Экзюпери принадлежал к проамериканской группе. И что? Таких, судя по всему, было много. Но одно дело капрал, а другое - генерал)))
В общем очевидные вещи у ДЕГа обсуждать нет смысла, а не очевидные - уже и не хочется.

PS. А почему Вы сами не стали обсуждать "реальные вопросы, ради которых написан текст"?

Текст старый, там уже все обсудили давно.

Лично я еще замечаю, что ДЕГ при помощи эпатажа и спорного взгляда на ситуацию старается выбить читателя со стандартной колеи восприятия исторических событий и персонажей. Читатель начинает спорить с ДЕГ, но при это он спорит и с каноном. Люди лезут в сеть за доказательствами, и находят факты, подтверждающие провокационные заявления ДЕГ (который уже все это заранее нашел).

Просто пример: я спорил с человеком о хронологии и тезисе ДЕГ о 1648 годе. Он привел пример договор о разделе мира между Испанией и Португалией (Тордеси́льясский договóр), как исторического факта 15 века, типа - документ. А в интернете есть скан договора и переводы. Там нет даты. Документ "датируется". Ну, и так далее. Человек сам проверил, и сам убедился, что не такую уж ерунду пишет ДЕГ.
Я не знаю, на какую аудиторию рассчитывает ДЕГ, я могу говорить только за себя. Лично мне его эпатаж и обливание грязью наоборот мешает, отбивает желание лезть в интернет и проверять. Когда на ту же тему пишет Богемик или наш уважаемый хозяин блога, тогда - лезу, и с большим интересом.
Ведь одно дело - факты, а другое - эмоциональная (как правило негативная) оценка.
Пусть он сто раз проверил свои данные и сто раз прав в фактическом материале, любые эмоциональные оценки резко снижают ценность его текстов. Потому, что читать - противно
За обливание грязью читатели ДЕГ часто принимают его сугубо литературный прием - создать из исторического лица живого персонажа, к которому можно было бы отнестись без лишнего пиетета, как к современнику. "А Пушкин - какал!" - фу, какая грязь. "Лев Толстой - английский агент!" - фу, какая грязь. Смысл не в том, чтобы облить грязью, а в том, чтобы начать с этим персонажем человеческий диалог.
Я понимаю, что смысл не в самом обливании грязью. И что принцессы тоже ходят в туалет))) Но чтобы начать с персонажем человеческий диалог, писатель (если он себя таковым считает) может придумать и приём получше. Разве "человеческое" только в грязи? Чтобы показать человека - человеком, а не картинкой, или "каноном" нужно просто показать его человеческие черты.
Просто читая ДЕГа меня не оставляет ощущение, что пишет - гопник-интеллектуал.
Пишет гопник-интеллектуал для гопников-интеллектуалов. А мы-то кто? Советские самоучки. Чтобы общаться на равных с Толстым и Пушкиным (посидеть по-человечески) нужно или наш уровень поднять, или их снизить. Иначе так и будем смотреть на Людей снизу вверх. А это мешает нам понять их взгляды, решения, создавшие нашу сегодняшнюю жизнь. Поэтому возможным оказывается только снижение образа. Только тогда мы начинаем спорить с этими персонажами, примерять их обстоятельства к своим и т. п.
Если то, что Вы пишите, действительно относится к ДЕГу, то я только укрепился в своем к нему отношении. Не знаю, к кому Вы относите себя, но я себя гопником не считаю.
Одно только можно, чтобы понять - подняться до их уровня. Лучше смотреть снизу вверх и учиться, чем думать, что низводишь их до своего и ошибаться. А спорить и примеряться к обстоятельствам можно и без этих искусственных "понижений" и "повышений", ибо все - люди.
Очевидно, что и ваш метод, и метод ДЕГ - имеют право на существование в политической и исторической полемике. Вы находите методы ДЕГ лишними по отношению к себе, вас оскорбляет допущение ДЕГ, что Пушкина надо опускать, чтобы вы его поняли. Значит, ДЕГ просто пишет не для вас, или, точнее, этот прием в вашем отношении - лишний.

Могу сказать про себя. Благодаря текстам и видео ДЕГ многие исторические фигуры, которые для меня были просто именами, стали живыми людьми. Да, возможно, ДЕГ в чем-то ввел меня в заблуждение. Но быть в заблуждении относительно знакомого человека - это тоже часть живого общения. Любого вашего знакомого в вашем мнении окружают не только факты, но и слухи, сплетни и вранье. Дадим это все историческим персонажам - это сделает их живыми и понятными. А ерунду от важного мы же с вами умеем отделять, и никакой ДЕГ нас не запутает, верно?
Тут я с Вами полностью согласен.
Так и живем - отделяя ерунду от важного)))

palaman

December 5 2018, 11:42:39 UTC 8 months ago Edited:  December 5 2018, 11:57:54 UTC

Мне прием ДЕГа понятен и вовсе не противен. Почему бы и нет? И это вовсе не "обливание грязью", тут я полностью согласен с Захаровым. Даже на солнце есть пятна, даже у святых можно найти какие-то недочеты. А уж про деятелей светской культуры что и говорить? Благоговеть перед ними глупо.

Вот я Вам скажу в том же ключе такую вещь.
Бах и Моцарт - это легкая поп-музыка для аристократии, истинное назначение которой - нежно и ненавязчиво склонить к сексу прекрасную даму. А что Вы думаете, склонить к сексу даму, если она действительно прекрасна - это пошлое занятие, недостойное Баха и Моцарта? Уверяю Вас, Бах и Моцарт так вовсе не считали. Чтобы достичь этой благородной цели, нужна и философия, и гармония, и глубинная психология, и тончайшая поэзия. Для того-то они все и существуют.

Ну как? Нравится такой подход?

Мне он близок и понятен, и я его не использую просто потому, что у меня другие цели. ДЕГ пишет для широкой аудитории, а я для узкого круга тех, кто в курсе дела. Жену не надо склонять при помощи Баха и Моцарта, она и без того давно уже в курсе философии и гармонии, глубинной психологии и тончайшей поэзии. Тут уже другой уровень контакта нужен, поглубже Баха с Моцартом.
Ну сперва я бы Баха и Моцарта в один ряд не ставил. Я, кончено, не слышал всего Баха, но у него музыка для другого))) Но в принципе, я с Вами согласен. Кому-то Бах, кому-то Моцарт.
Вот то, как Вы это описали - у меня не вызывает отторжения, а то, как пишет ДЕГ - вызывает. Знаете почему? Вот из-за этих его ярлыков "патологически лживая истеричка", бесконечных уничижительных терминов, из-за его "о-ля-ля" - противно читать.
Вы же до таких вещей никогда не опускались, а он себе позволяет.
Тут не в том, проблема, что он описывает человека как он есть, а в том, как он пренебрежительно к нему относится.
Стиль - гопника.

А вот кстати, по поводу того, что у Вас другие цели. К Вашим целям такой подход не применим. А что отсюда следует? что подход ДЕГа ведет к целям, как бы помягче сказать... прямо противоположным Вашим.
рога торчат.
Ладно бы юродствовал, но это не юродство, это пренебрежение...
Да, цели у него другие чем у меня. Ну, и что? Текст интересен тем, что он существует не только ради тех целей, ради которых он был написан. А самые интересные тексты и вовсе существуют не ради этих мелких частных целей.

Ну, вот навскидку: "Письма к Фалассию" Максима Исповедника. Кто такой этот Фалассий - это давно уже неважно.
"Ну и что?" а ничего, т.е совсем ничего - текст ДЕГа - неинтересен. Я продрался через этот мусор и оскорбления неизвестных мне людей только из уважения к Вам, надеясь, что в итоге узнаю что-то важное. Нет, не узнал. То к какой партии Власти принадлежал Сент-Экзюпери меня не интересовало. Ещё 90% желчного текста ДЕГа - тем более. Те 10% рационального в этом тексте я читал раньше у Богемика, Щеглова-Хазина и у Вас.
Респект.
Вы очень авторитетный ЧИТАТЕЛЬ : )
"авторитетный читатель" - какой странный термин. У читателя может быть "читательский авторитет"?
Его можно измерить?
Любой читающий выражает своё мнение о прочитанном, Вы - своё, Максим Владимирович - своё, я - своё.
Или целью Вашей реплики было не продолжение дискуссии, а что-то другое?
Моей целью было пошутить : )
меня не оставляет ощущение, что пишет - гопник-интеллектуал.(c)

Скорее, он себе такую маску избрал. Говорят, в старину артисты в бане отмывались после того, как какого-нибудь негодяя сыграют. Не знаю, ведает ли человек, что творит - по сути, пытается убедить каждого своего читателя - и ты скот, и Пушкин скот, и вообще есть только скотство.

Anonymous

December 7 2018, 17:26:11 UTC 8 months ago

Раз уж речь зашла о личности Сент-Экзюпери, могу порекомендовать интересное исследование:
Мария-Луиза фон Франц "Вечный юноша. Puer aeternus". Сказка "Маленький принц" глазами юнгианского аналитика.
Спасибо! Многообещающе!