Максим Солохин (palaman) wrote,
Максим Солохин
palaman

Category:

Рациональное мышление и рационализация

В ЖЖ внезапно проснулся живейший интерес к религии. Я ждал такого случая и не могу упустить возможности сказать несколько слов по этой важной теме.

Вот уважаемый asterrot пытается осмыслить, зачем нужна религия:

Мистицизм и, шире, мифопоэтический взгляд на мир - это важно. Большая часть головного мозга - специализированная. А большая часть специализированных зон специализирована на разных аспектах человеческого: на распознавании лиц, на чтении эмоций, на понимании мотиваций поступков, на угадывании генеральных линий (присоединения к толпе) и те пе. Мифопоэтическое мышление способно задействовать резервы мозга для усиления его вычмощностей посредством метафорического приравнивания неживых объектов к живым, а всех живых - к людям. Отсюда древние богозвери и зверобоги...

И ему вторит не менее уважаемый jim_garrison, в своей заметке Ученый и его враги создающий целый паноптикум богозверей и зверобогов:

[Текст jim_garrison]Помимо "общих" бэконовских идолов, мешающих человеку что-то понимать, интеллектуалу противостоят специфические.
К науке сначала нужно прорваться сквозь толпу мелкой, но злой нечисти.
Первый демон это Синдром утенка. Первая книга, учение, концепция, вырывающая человека из обыденного мира, стремится навсегда его при себе и оставить. Многие, многие не вырвались.
Следом идет ведьмочка Теория всего. Эта очаровашка может долго морочить голову юному уму, подсовывая универсальный ответ на все вопросы.
Своя выстраданная теория - это даже более сильная нечисть, способна полностью поглотить. Худший вариант, когда Теория всего и Своя выстраданная теория - это одно и тоже.
Где-то рядом ползает многоголовая гидра Официальнаянаукалжет.
Ну, а дальше ученому до конца жизни противостоит почтенный, древний и бессмертный трехглавый дракон Халтура_Самодовольство_Догматизм.
Границу между естественными и общественными науками охраняет зверюга Гуманитарииничегоненепонимаютсейчасявсебыстрообъясню.
Преимущественно в гуманитарной сфере, но не только, обитают древние гарпии Соцзаказ и Убеждения, но в последнее время появилась новое чудище Политкорректность.
Есть еще редкая, преимущественно водящаяся в русской ноосфере, нечисть, Методологизм - это хищная тварь, которая требует предварительного приложения сверхусилий в методологии, чтобы иметь право написать хоть строчку предметно. Мол, воскреснет ГП или Поппер, благословит, тогда можно, а так ни-ни.
И все мы видим, как эти твари, чавкая и облизываясь, жрут многих вокруг. И не только вокруг!


Что я на это скажу? Это очень трогательные и остроумные, но довольно поверхностные суждения. Суждения новичков в духовном мире, которые пока ещё не осознали, жертвой КАКОГО хищника де-факто уже стали они сами.

Рационально мыслящий человек - это человек, вполне контролирующий сам себя. Между тем, кто из нас может, положив руку на сердце, может похвастаться полным самоконтролем? Мы просто прячем свои слабости друг от друга, да и от самих себя - и деликатно не вспоминаем их, поднимаясь на высокую трибуну, чтобы вещать с позиций рационального мышления.

Иррационализм нашей реальной повседневной жизни остается при этом лежать дома в шкафу вместе с прочим грязным бельём. Поднимаясь на трибуну, маленький слабый человечек подобно Папе Римскому обретает на пару минут право на рационализм, чтобы ex  cathedra произнести несколько непогрешимых мыслей, прежде чем вернется в свой шкаф к своему грязному белью, для публики как бы неинтересному и несущественному.

Между тем, как раз религия, как и искусство - это такая область, в которой грязное бельё - штука существенно важная, а в чем-то и определяющая.

Уважаемый schegloff весьма остроумно заметил по поводу вчерашнего спора о религии (см. комментарии к заметке О ненужности Русского Православия):
К Галковскому стоит обращаться в единственной области знаний, где он компетентен: в анализе грязного белья конкретных физических лиц. А что его мнение о Православии кого-то интересует, стало для меня неприятным сюрпризом.

На что я немедленно возразил:

Анализ грязного белья - это очень важная область. По сути ключевая не только для политики, но и для религии. И со мной согласится любой верующий. Грязное бельё - это как раз то, что изучают комиссии по канонизации святых. А святые - это единственно-надежные "опорные точки" при оценке чего угодно. Потому что они не лгут.

Что в данном случае подразумевается под "грязным бельем"? Для рационального человека это любая потеря контроля. Любая слабость, уязвимость, делающая его смешным и нелепым на высокой трибуне. Естественно, любая тайная страстишка вроде неодолимой привязанности к компьютерным играм, к бутылочке или к порнушке. Тут уже у кого что. Но подобные вещи яснее ясного обнажают живущую в глубине души у каждого из нас иррациональность.

Однако для внимательного взгляда эта иррациональность достаточно ясно обнаруживается и в более тонких вещах, которые невозможно скрыть в шкафу, которые мы постоянно таскаем с собой.
Это всякого рода ошибки: оговорки, очитки, описки, минутная забывчивость, внезапное изменение темы или намерений и проч., и проч. - словом, всё то, о чем с непревзойденной ясностью и конкретикой поведал миру ещё дедушка Фрейд в своей знаменитой классической книге "Психопатология обыденной жизни".

Как тут быть? А очень просто. Есть простой приём, который знает и постоянно использует любой поэт/писатель/художник. Он называется рационализацией. Суть его в том, что, допустив ошибочное, ненамеренное действие, надо вести себя так, будто действие было частью твоего плана. Более того, художник знает, что такие вещи являются чуть ли не главным условием успешного творчества. Почему? Потому что в них проявляется действие Бессознательного - того пресловутого Бессознательного, которому посвящена значительная часть моего ЖЖурнала.

Вот например, мэтр Галковский - великий мастер рационализации. На том стоит. Этот мудрый человек ещё в детстве просек фишку, понял, что любую слабость, любую бытовую психопатологию можно, перекувырнувшись, использовать в созидательных целях. Да что там! Если умеючи, на ней можно построить целое тайное общество. Сделать карьеру, написать роман, войти в историю.

"Высказав все, что ему было приказано, Балашев сказал, что император Александр желает мира, но не приступит к переговорам иначе, как с тем условием, чтобы... Тут Балашев замялся: он вспомнил те слова, которые император Александр не написал в письме, но которые непременно приказал вставить в рескрипт Салтыкову и которые приказал Балашеву передать Наполеону. Балашев помнил про эти слова: «пока ни один вооруженный неприятель не останется на земле русской», но какое-то сложное чувство удержало его. Он не мог сказать этих слов, хотя и хотел это сделать. Он замялся и сказал: с условием, чтобы французские войска отступили за Неман.

Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время доследующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожание икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.

— Я желаю мира не менее императора Александра, — начал он. — Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? — сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.

— Отступления войск за Неман, государь, — сказал Балашев.

— За Неман? — повторил Наполеон. — Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман — только за Неман? — повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.

Балашев почтительно наклонил голову.

Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Померании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.

— Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.

Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, — говорил он впоследствии."

(Лев Толстой, "Война и мир")

Дрожание моей левой икры есть великий признак - говорил единственный в мировой истории человек, которому удалось на протяжении одной жизни пройти весь путь от социального низа до самых вершин Власти.
Отчего же?
Оттого, что это контакт, информационный канал, прямая связь с богозверями Бессознательного, серьезными тварями, способными при благоприятных условиях вознести человека из грязи в князи.

Астеррот предпочитает думать, что очеловечивание безличных сил - это такой хитрый приём рационального мышления, позволяющий нам подчинить рациональному контролю таящиеся в бессознательном иррациональные силы. Но на самом деле Астеррот таким образом рационализирует свой собственный способ контакта с Бессознательным. Притворяется, что у него всё под контролем. И это нормально.

Рационализация - это нормальный подход любого адепта рационального мышления. Притвориться, что всё под контролем - это само по себе уже в какой-то мере взять ситуацию под контроль. Это работающий приём.  А что это немного нечестно по отношению к почтеннейшей публике - ну так ведь у адептов и должны быть какие-то секреты мастерства, иначе чем они лучше тех, кто внимает им, пока они вещают ex cathedra?! Зрители там внизу должны верить адепту, что он и вправду с самого начала так и задумал, что дрожание его икры является частью его собственного великого Хитрого Плана.

Искусство быть гением заключается в том, чтобы присвоить себе, своему рациональному уму ту честь и те заслуги, которые в действительности (как знает любой гений) ему совсем не принадлежат, а являются даром судьбы, даром богов, гениев или демонов Бессознательного, по какой-то таинственной причине выбравших икру данного конкретного человека в качестве канала связи со здешним миром.

Древние греки были честнее. Сократ не говорил "я гений", он говорил "у меня гений".
Иррациональность эпохи рационализма состоит в том, что люди этой эпохи боятся быть честными даже с собой, не говоря уже о публике. И это плохо. Потому что искусство быть художником заключается в предельной - нет, беспредельной честности. Резать правду матку, какой бы она ни была. Отказавшись от этой беспредельности, художник передает быть художником и становится лидером какого-нибудь движения. Стоит ли оно того? Не знаю, не уверен. Да и не моё это дело.

Tags: бессознательное, психология, религия
3
Сильное замечание, рад, что мое случайное высказывание породило такую цепочку рассуждений. Вот теперь для меня связь религии и Бессознательного становится совершенно ясной (а до этого они существовали как бы сами по себе). Настоящая рациональность в том, чтобы признать факт существования чего-то сильнее тебя, а не загораживаться от него верой в Науку :)
> Настоящая рациональность в том, чтобы признать факт существования чего-то сильнее тебя

Именно так!
Причем это что-то, которое сильнее, шевелит своими лапами прямо у тебя в подкорке.

> а не загораживаться от него верой в Науку

Замечу, что вера - штука сильная. И человек, который истово верит в Науку, действительно имеет определенную защиту. Но увы, опыт показывает, что там есть серьезные бреши, в этой вере. Ломают эту конструкцию в три-четыре хода. Ненадёжна.
Вспомнил историю того ученого, который выйдя из тела в клинической смерти починил себе телевизор. Хватило одного хода :)

Но поскольку я сам никогда ни во что особо не верил, то и насколько "вера - штука сильная", представления не имею. То есть теоретически имею (и написать могу, с яркими примерами), а вот на собственной шкуре - увы. В любом случае, "случайно повезло".
Да, ты представитель достаточно редкого вида. Настоящий рационалист. Именно от слова "рационализм", а не от слова "рационализировать". Меня это качество в тебе порой даже немного пугает. Не потому, что опасно, а потому, что жалко. Как жить-то "без божества, без вдохновения"?
Мне кажется, ты все-таки веришь во что-то. Может быть, вот в это самое "рациональное мышление"? Что оно таки вопреки всему восторжествует.
Ну в общем да, настроение у меня последних 20 лет скорее депрессивное, чем маниакальное. Но в этом тоже что-то есть :)
По бан-активности вашего собеседника никак не скажешь, что он готов принимать мир таким, какой он есть. Отож! Кругом сатанисты и ненависть.
Банить я и сам люблю. Мне кажется, это не показатель недовольства миром, а просто забота о культуре общения.
Сейчас вообще стало модно пользоваться сетями, в которых сама возможность комментирования исключена (Телеграм). Мне кажется, это крайность, ведь люди вообще перестают общаться. Но другая крайность - когда баном вообще не пользуются - очень быстро делает обстановку в блоге невыносимой и опять-таки непригодной для общения. Так что в конечном итоге противоположности сходятся: как недостаточность бана, так и его избыточность мешают разговору.
Коллега банит не за неприличное поведение, а за несогласие и острые вопросы, это всем хорошо известно. Меня забанил именно за попытку дискуссии.
Зная Вашу манеру общения, я думаю что не "за попытку дискуссии"))) Например Ваша фраза "никак не скажешь, что он готов принимать мир таким, какой он есть" - чистой воды наезд и неправда. Если Вы этого не видите, что остальное сложно объяснить)))
Это не наезд, и не имеет отношения к праве или неправде. Это мое мнение, с котором можно спорить или не обращать внимания. Но данный юзер за это банит. Это ХАРКАТЕРИЗУЕТ данного юзера.
Да, Вы похоже, правда, не понимаете.
Сделаю попытку объяснить. Вот смотрите, Вы говорите: "никак не скажешь, что он готов принимать мир таким, какой он есть". Да, это Ваше мнение, но мнение не о постороннем предмете, а о конкретном человеке с которым Вы пытались общаться. И это мнение категоричное.
А теперь по поводу "правда и не правда". Очевидно, что эта Ваша фраза - неправда, как и любое категоричное утверждение о человеке, поскольку опять же очевидно, что не менее одного раза Щеглов принимал мир таким как он есть. Из этого следует - что Ваша фраза - не верна.
Теперь сведем всё вместе: Вы говорите категоричную, неверную фразу, о самом собеседнике - а это, как Вы говорите, "характеризует" именно Вашу манеру говорить.
Я бы за такое тоже забанил)))

zaharov

January 14 2019, 22:47:13 UTC 6 months ago Edited:  January 14 2019, 22:53:35 UTC

Странно, что он вас не забанил : )

Ваша позиция меня удивляет. Конечно, каждый сам решает, кого банить, а кого нет. Но мне кажется, что бан - это сетевая "высшая мера", применяемая к троллям, психам и другим людям демонстрирующим невменяемое поведение. Банить за корректно заданный вопрос по теме (вежливо, без мата), пусть и неприятный для тебя - это считается, а свою очередь неприличным. Человек, ведь, не в стол пишет, а публикует свои мысли для публичного обсуждения. Причем круг людей, которым его мысл и в принципе интересны, и так очент невелик. Банить в таких условиях - это несколько странное поведение.
Вот ещё раз попробую объяснить на примере Вашей фразы "Странно, что он вас не забанил : )" - для меня эта фраза полный абсурд из серии "вы бросили пить коньяк по утрам". Потому, что я знаю "нечто", чего Вы не знаете (но не хотите даже предположить) - я ни разу не высказывался у Щеглова в комментах, а две-три фразы в чужих комментах не содержали ни вопросов, ни негатива (и, как мне кажется выражали уважение, что я к нему и испытываю). Так что предположить, что за такое - банят - абсурд. А всё потому, что суждения Ваши категоричны слишком.

На счёт позиции и Вашего удивления. Вы же читаете Богемика. Он через пост в комментах напоминает, что общение в ЖЖ для него - удовольствие. Это как раз другой взгляд на то, для чего человека пишет в ЖЖ. Если по какой-либо причине вы мешаете получать удовольствие какому-либо автору, тогда его бан - естественен. И это только второе объяснение. А их может быть масса.

На счёт "высшей меры" - она такова только по отношению к настоящим (в жизни) друзьям. Все остальные могут завести другой эккаунт.
Тоже позиция. Но на мой взгляд, Щеглов забанил всех, с кем имеет смысл обсуждать те вопросы, по которым он высказывается.
А как же я? Со мной тоже не имеет смысла?
Боится, что Бог накажет : )
Вот видите, что Вам написал Максим Владимирович. Это говорит именно о категоричности Вашего мнения, что делает его (мнение) в итоге не верным.
Кроме того, примите как факт, что для некоторых людей может вообще не быть смысла обсуждать что-либо в ЖЖ.)))
А у очень многих список тех, с кем можно обсуждать расходится с Вашим списком
Выскажусь, всё-таки.
У ув. schegloff вполне приемлемый уровень забаниввния, на мой взгляд.
Мы с ним как-то столкнулись по поводу "крымнаша", но вполне разрулили.
К тому же, любой незаурядный человек имеет право на определенные странности и капризы.
Если они не совсем уж напрягают прочих
Он даже меня забанил. При том, что я с ним никогда не спорил, пару раз о чем-то переговаривался у него в комментариях. Без ругани и прочего. Так и не понял причины.
Спасибо. Если я правильно помню, этот приём, рационализацию, Вы приписывали именно бесам, как "ввеваевый" же прием, для того, чтобы сам человек не позволил себе взглянуть правде в глаза и понять, что не только приём, но и сама мысль-то не его. Так ведь?
На самом деле название "рационализация" подходит нескольким разным явлениям, сходных по результатам. Не обязательно это от лукавого.
Когда верующий человек говорит себе: и это по воле Бога! это тоже рационализация. Потому что сам он этого в тот момент не понимает, не ощущает, а только желает понять и ощутить. И это происходит, по действию Благодати.
Так что соглашусь, что любая эффективная рационализация - это духовное действие, но не соглашусь, что оно обязательно от бесов. Бывает и от Бога!

medved_kuznets

January 13 2019, 10:53:18 UTC 6 months ago Edited:  January 13 2019, 10:53:50 UTC

Спасибо! Исчерпывающий ответ. Полностью согласен.

Интересно, что бы пришлось делать Балашеву, если он решил проверить - с какой стороны это его замешательство. Это скорее для себя вопрос - пытаюсь представить себя на его месте...
Помолиться за Наполеона - ведь нам заповедовано молиться за врагов. Впрочем, трясунец едва ли бывает от Бога. Хотя, конечно, Богу всё возможно, но если Он проявит Себя таким необычным для Него способом, Он и сделает это как-то необычно. А у Наполеона был, судя по описанию, банальный неврозик - из тех, на которых зарабатывают свой хлеб психоаналитики.
))) Я так далеко не зашёл в этой ситуации. Мне представлялось сложной задачей протянуть естественным образом время (чтобы моей заминки было не заметно) с тем чтобы просто помолиться за самого себя, чтобы принять правильное решение (довести до Наполеона всё, что было велено, или же модифицировать это донесение в "только за Неман").
Молиться за Наполеона я бы лично стал только если бы сам был точно уверен в том, что поступаю сообразно с Божьей волей.
Бог заповедал нам молиться за наших врагов.
Мой опыт показывает, что молитва за врагов в любой ситуации чрезвычайно полезна, эффективна и очевидно угодна Богу.
В том числе она применима и для сокрытия чувств - а вернее, не столько для сокрытия, сколько для разрушения восприятия противника. Молитва рушит обычную интуицию, делая тебя непонятным.
Конечно, всё так. Я помню то, что Вы писали в "Сказке для старших", там хорошо было про молитву за врагов изложено. Просто мне всегда казалось ,что сперва себя нужно в порядок привести. А то вот молишься ты за врага, а он - и за себя успел помолиться, и за тебя))) В итоге Бог помилует его - по его же молитве, и тебя тоже - по его молитве, а это не совсем одно и тоже, чем когда сам над собой работаешь молитвой и Бог тебя по твоей молитве милует.
Т.е. я не про сам факт молитвы за врага, а про последовательность действий.
Хотя... а когда молишься за врага - с самим молящимся что происходит?
Ну какой же он враг, если он за тебя молится?! Может быть, ты для него враг - но это надо поскорее исправить, пока на тебя не пал гнев Божий. Это тяжкий грех - враждовать против того, кто за тебя молится!

Когда ты молишься за врага, происходит следующее. Ты исполняешь самую трудную заповедь Христа, исполняешь вопреки всему. Нет более плодотворной молитвы, приближающей нас ко спасению, чем молитва за наших врагов. Молитва за врага постепенно смягчит твое сердце и сделает тебя способной молиться за самого себя. А если ты молишься за себя, не помолившись за врага, то вспомни сказанное: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой»

medved_kuznets

January 22 2019, 09:34:10 UTC 5 months ago Edited:  January 22 2019, 09:36:06 UTC

Вот именно помятуя об этом: "Может быть, ты для него враг - но это надо поскорее исправить, пока на тебя не пал гнев Божий" я и предпочитаю сперва за себя помолиться - чтоб Бог вразумил, напрямую, а не через "врага".
Вот в этой цитате, которую Вы привели про жертвенник, я и вижу такую последовательность: начни молиться за себя -> Бог покажет тебе, кто с тобой враждует -> помолись за него -> потом снова за себя.
Не начав с молитвы за себя - и молитва за врага будет подспудным желанием ему "навредить", а от этого желания сперва нужно очиститься.

PS. В общем дипломаты такого уровня постоянно должны пребывать в молитве))) как, собственно, и все остальные)))
> молитва за врага будет подспудным желанием ему "навредить"

Действие молитвы определяется Богом и только Богом. А Бог никому не "вредит".
Впрочем, само понятие "вреда" относительно, так что и наша молитва за самих себя всегда сопряжена с опасностью самому себе "повредить". Именно поэтому мы и не молимся, что непременно выясняется всякий раз, если взять православного человека и сделать ему психоанализ с целью выяснить: почему он не исполняет заповеди "Непрестанно молитесь". Именно подспудный страх "навредить" себе молитвой нас и удерживает от молитвы.

И ещё. Если я не знаю, что кто-то со мной враждует, то я и не считаю его своим врагом. И потому предложенная Вами последовательность: начни молиться за себя -> Бог покажет тебе, кто с тобой враждует представляется мне несколько искусственной. Бог ведь может и просто защитить тебя, умирив вражду этого человека.
Если человек не молится вообще, то начинать с молитвы за врага - бессмысленно, человек вообще не поймёт что он делает (именно потому, что "Действие молитвы определяется Богом и только Богом", а не человеком). Т.е. если человек может начать (в принципе) молиться за врага, это означает ,что он уже и за себя молится/молился - т.е. уже не рассуждает в понятиях "навредить".

"Если я не знаю, что кто-то со мной враждует, то я и не считаю его своим врагом" - теперь понял Вас, я в этой ситуации вообще Наполеона врагом Балашова не рассматривал))) Для меня было важно (будучи на его месте) правильно донести до собеседника (Наполеона) нужную мысль. Вопрос был в том, что именно сказав, я эту мысль донесу. Возможно здесь вообще тогда нужно было молиться за Александра))) его же мысль нужно было донести.

palaman

January 22 2019, 09:57:50 UTC 5 months ago Edited:  January 22 2019, 10:00:01 UTC

Да, и ещё.

Желание "навредить" врагу в основе своей часто имеет стремление к справедливости. И если оно конвертируется в молитву, Бог возвращает ему этот его истинный, первоначальный смысл. Тем самым очищая это желание от наносного греховного содержания.
Врач, делающий прижигание больному, тоже ему "вредит" для его же пользы. Вот именно так и действует наша молитва на врага. Так что ничего плохого в этом желании по сути дела нет.

Плохо только, если человек вместо молитвы о помиловании врага начинает прямо взывать об отмщении ко врагу. Во-первых, эта молитва избыточна, так как Бог справедлив и в любом случае не оставит без отмщения того, кто не раскаивается. Во-вторых, эта молитва противна Богу, так как она заведомо исключает вариант, что враг все-таки раскается и оставит вражду. В-третьих, она усугубляет твое положение, так как Бог обычно, перед тем как наказывать нераскающегося человека, попускает ему дойти в своих грехах до предела, до абсурда, когда уже становится "с ним усё ясно", а наказание его выглядит однозначным, логичным и неотвратимым. ТО есть, молясь о возмездии врагу, мы фактически просим Бога, чтобы враг нанес нам ещё больше вреда, чтобы оттянулся на нас по полной! Это ведьма глупая молитва.

"Помилование" же естественно включает в себя и вразумление - настолько болезненное вразумление, насколько это необходимо в данном конкретном случае.
С этим я как раз полностью согласен. Если есть враги - за них нужно молиться.
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal центрального региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Ну, в реальности-то общество все большую и большую часть жизни делает внерелигиозным. Государственное управление, школа и университет, идеология и психотерапия, литература, живопись и музыка, наука - все эти институты когда-то были частью религиозной жизни. Постепенно они выделялись из религии в отдельные светские культуры. Наверное, возможен и обратный процесс, происходивший, вероятно, в период гибели античной цивилизации. А раз так, то всегда есть пограничная зона между светской и религиозной жизнью. Там какая-то человеческая активность либо теряет религиозность, либо обретает ее. Мистицизм и бессознательное - это такая пограничная зона. Для "работы" с природным мистическим чувством человека не обязательно пользоваться религиозными практиками. Исследования подсознательного тоже давно стали частью светской науки. Но связь с религией и религиозным мышлением тут очень сильна, и, главное, может давать результаты для исследователя.

Да, Вы правильно уловили связь этих вещей. Но я не согласен с тем порядком, в котором Вы их выстроили. Люди Античности не были светскими людьми, напротив - они были глубоко религиозными. Светскость и светская культура - это незаконнорожденное дитя Христианства: http://www.pereplet.ru/text/solohin25nov07.html

Европу освободили от бремени Христа при помощи светской культуры. Вы правильно поняли, что светской светской культуры - лишь оболочка, а по сути, по внутреннему содержанию она остается религиозной. Государственное управление, школа и университет, идеология и психотерапия, литература, живопись и музыка, наука - каждая из этих вещей подобно айсбергу лишь малой своей частью доступна сознанию, а основной своей массой погружена в бессознательное.
Сам атеизм насквозь мистичен, проникнут живой интуицией духовного мира, подспудно пронизан ненавистью к Богу, существование которого рационализирует через отрицание.
И потому возвращение религии неизбежно, неотвратимо как приход весны.
Кстати да, поскольку атеизм это ненависть к Богу (за то, что он сделал мир таким как сам хочет, а не таким, как я хочу), то построить "церковь атеизма" довольно сложно. Ведь предмет позитивной веры ("как я хочу") у каждого атеиста свой. Поэтому я и не считаю верования в коммунизм, фюрера, свободный рынок, демократию и права меньшинств "атеизмами". Это вполне позитивные религии со своими священными коровами.
Однако же люди достаточно просто и прочно объединяются и без позитивного содержания, против общего врага.
Потому и атеистическая церковь кажется мне возможной, только атеистам надо признать, что Бог все-таки существует, однако же является их Врагом. Мне кажется, на этой почве люди вполне могут сколотить серьезную организацию, пренебрегая ради вражды своими разногласиями, а притом и объединившись с бесами в общей ненависти к Богу.
Теоретически да, но на практике за несколько тысяч лет существования человечества ничего подобного не появилось. Максимум тайные церкви вроде сатанистов. "Откройте, мы хотим поговорить с вами о Ненавидимом Враге нашем" - что-то не слыхать проповедников.

Следовательно, "объединения против" не так легко складываются, как "объединения за". Это как с "роком против наркотиков" или "комсомольцами против пьянства" - известно чем дело заканчивается. Такой вот эмпирический факт, не оставляющий атеистам особых надежд.
> только атеистам надо признать, что Бог все-таки существует, однако же является их Врагом.

- В таком виде, наверно, это слишком противоречит человеческой природе.
Человек может Бога недолюбливать, не доверять, не соглашаться (что собс-но, обычно и делает; и собс-но, так делают капризные дети относительно родителей); считать, что если мир такой некомфортный, то доброго Бога нет (а в злого верить не хочется, это понятно), но прямо ненавидеть и считать Врагом - слишком демоническое.
> прямо ненавидеть и считать Врагом - слишком демоническое

Именно так! Но потому-то это учение и могло бы сообщать его носителям мощное вдохновение, инспирировать их на подвиг.
Идея страшненькая, конечно, но не немыслимая.

Когда читаешь античную литературу не складывается впечатление, что она написана религиозными людьми. Это, в основном, совершенно светская литература. В сочинениях начала 20-го века и то больше религиозности. Но и не атеисты писали. Писали люди, для которых религия - не столько часть духовной жизни, скоько основа массовой культуры.
Галковский сравнивал их отношение с культом Деда Мороза. А я думаю, что было больше похоже на культ супер-героев. Если наша цивилизация погибнет и начнет с нуля, то будущие историки, воспитанные в духе будущей религии, будут уверенны, что в 21м веке на земле существовал языческий культ. Люди носили на одежде и держали дома изображения богов - Человека-паука, Россомахи. и т. п. Собирались на капища и созерцали священные фильмы, поедая освященный попкорн.

Так оно и есть. У нас культ Человека, а если точнее, человеческого Бессознательного.

Описка

palaman

January 13 2019, 10:59:48 UTC 6 months ago Edited:  January 13 2019, 11:08:48 UTC

Хотел написать светскость светской культуры:

Вы правильно поняли, что светскость светской культуры - лишь оболочка, а по сути, по внутреннему содержанию она остается религиозной.

Anonymous

January 13 2019, 20:01:00 UTC 6 months ago

Спасибо!
Возвращение религии происходит прямо на глазах. Все эти бесконечные бизнес-тренинги с тысячами зрителей у которых горят глаза. Я сталкивался с парочкой таких адептов, люди обрели ВЕРУ. И совсем не скажешь, что это какое-то шарлатанство, потому что у людей реально получаются "чудеса". Короче, боги возвращаются.
Да, это неизбежно.
"Свято место пусто не бывает".
А на мой взгляд это показывает, что вера возможна и вне религии.
Или что само по себе понятие "религия" мы последнее время стали понимать слишком узко, а по сути религиями являются не только маоизм с ленинизмом, но и атеизм, и неолиберализм, к примеру.
Ну, как только из традиционной сферы деятельности религии выделяется новый институт, он быстро находит для себя и изначально внерелигиозные основания.
А что на свете является внерелигиозным?
Внерелигиозной является деятельность, не требующая религиозного мышления.

palaman

January 14 2019, 17:19:10 UTC 6 months ago Edited:  January 14 2019, 17:19:32 UTC

При таком определении даже религиозные обряды не являются религиозной деятельностью, ведь их можно выполнять и механически.
Обряды сплошь и рядом выполняются без всякой религии. Например - обряд пожимания рук при встрече мужчин. Или государственные церемонии.
Это-то понятно. Я к тому, что Ваше определение "религиозности" нефункционально, так как исключает из понятия "религии" явно религиозные вещи (религиозные обряды).
Я поразмыслил над этим определением и пришел примерно к следующему. У одних и тех же действий могут быть основания рациональные или религиозные. Что такое религиозное основание? Это когда человеку сказали, что так делать надо, потому что этого требует его религия. И он это делает, не нуждаясь нив каких других основаниях.

Та что если обряд выполняется по какой-то рациональной причине (в т. ч. - "традиция"), то это рационально. А если только и исключительно как часть религиозной жизни - то религиозно.
В этом случае что помешает нам отнести к категории "религия" любую идеологию, в том числе атеистическую? Ведь и там человеку говорят, что так делать надо, потому что этого требуют его убеждения. И он это будет делать, не нуждаясь ни в каких других основаниях.
Нет, там всегда есть рациональное обоснование, опирающееся на самоочевидную аксиоматику.
Слово "самоочевидность" является светским псевдонимом слова "вера".
Само слово "аксиома" происходит от греческого "аксиос!" что в переводе значит "достойный". Достойное веры, вот что оно означает.

Что же касается рациональности, христианство насквозь рационально. У нас есть небольшое число аксиом, из которых все наши убеждения и даже обряды выводятся логически. То есть, используя Ваши термины, они являются "рационально обоснованными".
Религия не может опираться на самоочевидное. Иначе она была бы просто рациональным учением. Религия основана на вере, а вера всегда требует усилия. Что же это за вера, если для того, чтобы верить, не нужно никаких усилий? Религия требует непрерывного духовного труда, работы над собой, самоограничения. Это тяжелая работа.
А констатация самоочевидного, типа "небо - голубое" и "все вещи падают вниз" никаких усилий не требует.

palaman

January 16 2019, 18:48:44 UTC 6 months ago Edited:  January 16 2019, 18:54:56 UTC

Из самоочевидных вещей не вытекает никакой идеологии, иначе бы все люди придерживались одной и той же идеологии. А это не так. Во многих вещах люди сходятся во мнениях, но вот как раз идеологии-то их и разделяют. (Для того они и придуманы, чтобы разделять и властвовать.) Но раз так, то идеологии не могут строиться на самоочевидных вещах. А значит, требуют и каких-то усилий для своего поддержания. Зато эти усилия компенсируются принадлежностью к социальной общности, что дает индоктринированному человеку свои преимущества, превышающие траты, необходимые для поддержания аксиом.
физика тоже требует усилий, и непрерывного труда "работы над собой, самоограничения. Это тяжелая работа".
А на счёт самоочевидного... уровень Ферми - самоочевидное понятие? практически все квантЫ - опираются на то, что не самоочевидно. И, кстати, на счёт "небо - голубое" - не всё так очевидно.

palaman

January 16 2019, 19:05:18 UTC 6 months ago Edited:  January 16 2019, 19:10:19 UTC

Также замечу, что не все предметы падают вниз. (Космонавты в невесомости.) А некоторые так и вовсе летят вверх - птицы, дирижабли, вертолеты, мухи и самолеты.
А небо ночью - чёрное. Или серое, если ночь - полярная.
Пользователь jim_garrison сослался на вашу запись в своей записи «No title» в контексте: [...] Тут [...]

grnsta

January 15 2019, 09:12:34 UTC 6 months ago Edited:  January 15 2019, 09:16:56 UTC

"В ЖЖ внезапно проснулся живейший интерес к религии. "

Масса желающих изучать автомобиль и даже разбирать его на части. Но никто не хочет ехать -(.
Вредная все же привычка - рациональное мышление. Лезут с ним куда надо и куда не надо.
А ведь нужно просто научиться управлять своим умом и мир изменится сам.

Как там в квантах - состояние прибора влияет на результат измерения.

И это при том, как раз, что современная экспериментальная физика уже положила придел классической логике и локальности.
Эксперименты французов с запутанными фотонами весьма впечатляют.
При том что IBM выпускает первый коммерческий квантовый компьютер.
Дремучий народ с верой в "науку" и всесилие логики.

palaman

January 15 2019, 17:49:13 UTC 6 months ago Edited:  January 15 2019, 17:50:06 UTC

"Генералы всегда готовятся к прошлой войне".
Но нам-то с Вами никто не мешает готовиться к будущему.
Люди экстраполируют прошлое на будущее и думают, что времена религии прошли. Между тем, всё наоборот: заканчиваются времена атеизма.
Именно так.
Забавно, что именно развитие современной науки и технологий ясно показывает место человека в Мире.
Наука и технологии - это самая сильная сторона европейской цивилизации. И есть что-то глубоко закономерное в том, что именно с этой стороны она ближе всего подобралась к познанию Бога. Впрочем, закономерно и то, что люди этого не осознают.
Мне кажется, перечисленное как слабости не имеет отношение к мышлению как таковому. Рациональность мышления не в том, чтобы никогда не дергать ногой, а в том, чтобы исключить влияние левой пятки на свои выводы.
Не будет креатива - не будет и выводов. Не из чего выбирать.
Рациональности сколько хошь. А результатов - ноль.
И в креативности нужна рациональность. А то окажется, что у вашего гения свои тараканы, начнет какую-нибудь отсебятину подсказывать.
Конечно, нужна!
Но именно рациональность, а не её лицемерная имитация, именуемая рационализацией. О чём и речь в заметке.