Что первично, конституция или севрюжина с хреном навело меня на некоторые размышления.
Цитирую:
Демократия это не бумажки, а целенаправленно формируемая привычка. Кто не воспитывает свой народ, тому приходится иметь дело с невоспитанным (с) schegloff
"Демократические процедуры, это как чистить зубы, принимать душ или пользоваться туалетной бумагой. В качестве единично акта совершенно абсурдное дело, никак не влияющее на жизнь. А сравни тех, кто это делает регулярно, с теми кто не и сразу разница станет видна!" (с) gray_bird
Здоровье организма, обычно выражающееся наличием хороших зубов, крепких мышц и отсутствием запахов гниения является важными показателями на рынке рабов. А в древности вельможи отращивали уродливо длинные ногти, чтобы показать, что они ничего не делают самостоятельно, и даже кормят их слуги. То же самое и с демократией - толпы рабов старательно поддерживают внешний глянец, чтобы сохранить возможность удачно продаться, а настоящие хозяева жизни, смеясь, выдумывают новые абсурдные нормы и правила для хомячков, бешено мчащихся в колесе к успеху. (с) doppel_herz
Феномен толпы в этом контексте заслуживает самого пристального рассмотрения.
На мой взгляд, толпа - это совершенно нетривиальная вещь.
Как мне кажется, любая человеческая организация - даже самая примитивная, лишенная иерархии, вроде толпы - непременно управляется кем-то. И если это кто-то не является человеком и не допускает, чтобы в толпе выделились люди-вожаки - то мы как раз и имеем толпу.
Иными словами:
Чем стадо отличается от стаи? Не вдаваясь в детали, определим так. Вожак стаи принадлежит к тому же виду, а вожак стада - к иному.
Толпа людей - это стадо. У неё есть вожак. Но этот вожак - не человек.
Считается, что интеллект толпы как правило ниже интеллекта даже самого глупого человека в её составе. Как я полагаю, это заблуждение. Интеллект, который ведет толпу, высок - просто его интересы вполне чужды интересам людей, составивших толпу.
Демократические навыки народа направлены
(1) прежде всего на то, чтобы люди имели минимальные навыки самоуправления. Чтобы их не вел неведомо-кто. Но это ещё не всё. У людей есть естественный защитный механизм против толпогенеза.
А именно, толпа порой выделяет из себя лидеров-людей, которые - если они даже и не слишком умны - все-таки являются людьми и придают действиям толпы некоторый рационализм. Этот защитный механизм довольно слаб - именно потому, что навыками, необходимыми для лидерства над толпой, обладают скорее "василиски", чем аристократы. А василиск сам может оказаться довольно глупым человеком. Потому демократические навыки народа направлены
(2) на повышение рациональности поведения толпы; разумное решение, найденное в результате свободного (и без крика) обсуждения, и принятое большинством, заведомо более рационально, чем импульсивное решение какого-нибудь василиска. Но в контексте элитологии надо отметить, что тем самым демократические навыки народа направлены
(3) на подавление социальной активности "василисков", которые в некоторых ситуациях составить серьезную проблему и конкуренцию аристократии.
Демократия низводит до минимума "роль личности в истории" - а значит, предоставляет максимальные шансы тем, кто управляет толпами народа, опираясь на превосходство своего интеллекта.
Где-то как-то так.